Logo
Russian (CIS)

Содержание

Инженерные и образовательные технологии. Кременчуг : КрНУ, 2018. Т. 6. № 4. 81 с.
Домашняя страница журнала: http://eetecs.kdu.edu.ua

Скачать выпуск

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗе: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Формирование готовности учителей к проектной деятельности в условиях научно-методической работы общеобразовательных учебных заведений  
Жиле Л. И.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. В работе определены основные направления формирования готовности учителей-филологов к проектной деятельности. Решить эту проблему можно разными путями, но, прежде всего, через эффективную организацию научно-методической работы общеобразовательного учебного заведения. Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку считаем эффективное формирование коммуникативной компетенции у школьников с разным уровнем подготовки и скоростью восприятия информации. А также формирование информационной компетенции, которая проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой и находить нужную информацию из различных областей знаний. Еще одним важным направлением использования проектной деятельности считаем социализацию личности на уроках иностранного языка, которая осуществляется через приобщение к культуре других народов, коммуникации в иноязычной среде в процессе выполнения проектов. За учебный год была создана библиотека работ, которые были представлены на «Фестивале проектов» во время Недели английского языка. Для того, чтобы ученики могли в полной мере приобщиться к проектной деятельности, наше учебное заведение стало активным участником международной учебной программы eTwinning Plus.

Итак, готовность к проектной деятельности обусловливается рядом факторов, важнейшим из которых является система методов и целей осуществления проектной деятельности, наличие профессиональных знаний и умений, непосредственное включение личности в проектную деятельность. Разработка и реализация модели формирования готовности учителей к проектной деятельности в условиях научно-методической работы общеобразовательного учебного заведения позволит усовершенствовать сам процесс подготовки, сделав его упорядоченным и структурированным, обеспечит повышение профессиональной компетентности учителей.

Ключевые слова: проектная деятельность, научно-методическая работа, общеобразовательное учебное заведение.

[1]      Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школою. М. : Педагогика, 1986. 144 с.

[2]      Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студ. высш. заведений ; под ред. Т. И. Шамовой.  М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 320 с.

[3]      Rogers E. M. Diffusoin of innovations. Free Press, 1983. № 4. 476 р.

[4]      Оршанський Л. В. Художньо-трудова підготовка вчителів трудового навчання : монографія. Дрогобич: Коло, 2008. 260 с.

[5]      Концептуальні засади розвитку педагогічної освіти України та її інтеграції в європейський освітній простір.  Наказ МОН № 988 від 31.12.04. URL: https://ru.osvita.ua/legislation/Vishya_osvita/3145/ (дата звернення 01.10.2018).

[6]      Уруський В. І. Формування готовності вчителів до інноваційної діяльності : методичний посібник. Тернопіль: ТОКІППО, 2005. 96 с.

[7]      Китайгородська Г. А. Методика інтенсивного навчання іноземним мовам. М. : Высшая школа, 1986. 103 с.

[8]      Заблоцька О. С. Компетентнісний підхід як освітня інновація: порівняльний аналіз / Вісник Житомирського державного університету. Випуск 40. Серія: Педагогічні науки. 2008. С. 63–68.

[9]      Михайленко Т. Проектна робота на уроках англійської: 5-9 кл. К. : Шкільний світ, 2012. 104 с.

[10]    Роман С. В. Планування та аналіз навчального процесу з іноземної мови у початковій школі (на матеріалі англійської мови). Горлівка: ГДПІІМ, 2003. 108 с.

[11]    OECD (2012). Teaching staff and non-teaching staff employed in tertiary education institutions. doi: https://doi.org/10.1787/eag-2012-table237-en

[12]    Usta, H. Gonca (2017). Variables Related To Teachers' Assessment Qualifications And Attitudes. 8th ICEEPSY 2017 The International Conference on Education & Educational Psychology, 609-620.

[13]    OECD (2015). Trends in teachers' salaries, based on typical qualifications, between 2000 and 2013. doi: https://doi.org/10.1787/eag-2015-table262-en

[14]    OECD (2018). Difference between advantaged and disadvantaged schools in the qualifications of science teachers. doi: https://doi.org/10.1787/9789264301603-graph23-en

[15]    OECD (2017). Teachers' statutory salaries at different points in their careers, for teachers with the most prevalent qualifications defined at different points in the teachers' career. Education at a Glance. doi: https://doi.org/10.1787/eag-2018-table225-en

[16]    Alison, J. (2006). Collective Memory Loss: secondary teachers and school qualifications in New Zealand. FORUM, 48 (3), 337-344. doi: https://doi.org/10.2304/forum.2006.48.3.337

[17]    Carruthers, Celeste K. (2010). The Qualifications and Classroom Performance of Teachers Moving to Charter Schools. PsycEXTRA Dataset. doi: https://doi.org/10.1037/e722372011-001

[18]    Benn, M., Downs, J. (2014). Teachers don’t need qualifications. Truth About Our Schools, 95-108. doi: https://doi.org/10.4324/9781315658674-6

[19]    OECD (2013). Inequity in access to educational resources: Percentage of teachers with university-level qualifications. doi: https://doi.org/10.1787/9789264201132-table108-en

[20]    OECD (2016). Change in lower secondary teachers' actual and statutory salaries (2010, 2012 and 2014). doi: https://doi.org/10.1787/eag-2016-graph225-en

Квалификационное оценивание результатов профессионального развития преподавателей учреждений профессионального (профессионально-технического) образования  
Сыско Н. Н.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. Автором статьи рассмотрена проблема квалификационной оценки результатов профессионального развития преподавателей учреждений профессионального (профессионально-технического) образования. Проанализировано, что процедура аттестации педагогических работников нормирована. Установлено, что в 1993 году и в 2010 году приказами Министерства образования и науки Украины были утверждены Типовые положения аттестации педагогических работников. Проведено сравнение квалификационных требований к преподавателям в динамике, которые указаны в Типовых положениях. Приведен алгоритм аттестационной процедуры. Установлено, что с изменением социально-экономических условий в стране менялись квалификационные требования к преподавателям учреждений профессионального (профессионально-технического) образования. Выяснено, что при аттестации применяются единые критериальные показатели для преподавателей всех типов учебных заведений: дошкольного, школьного, профессионально-технического образования и вузов I-II уровня аккредитации. Отмечено, что на данном этапе реформирования образования в Украине зарождается новая форма независимого внешнего оценивания профессиональной компетентности педагогов – сертификация. Установлено, что на переходном этапе процедура сертификации будет добровольной. Комплексную оценку профессиональной компетентности преподавателей на общегосударственном уровне планируется осуществлять Украинским центром оценивания качества образования путем внешнего независимого оценивания (тестирования) и на региональном уровне путем изучения накопленного опыта. Отмечено, что профессиональное образование является более сложной образовательной системой, поскольку непосредственно связано с производством, преподаватель учреждения профессионального (профессионально-технического) образования должен обладать в полной мере как психолого-педагогической составляющей профессиональной деятельности, так и иметь высокий уровень технологических, производственных умений. Подчеркнута потребность в разработке профессионально-педагогического профиля преподавателя учреждения профессионального (профессионально-технического) образования и специального инструментария для квалификационной оценки результатов его профессионального развития.

Ключевые слова: развитие, квалификационная оценка, аттестация, сертификация, преподаватель, заведение профессионального (профессионально-технического) образования.

[1]      Джантіміров А. Ю. Багаторівнева підготовка інженерно-педагогічних кадрів для професійно-технічних навчальних закладів [Текст] : дис... канд. пед. наук: 13.00.04; Ін-т пед. освіти і освіти дорослих АПН України. К., 2007. 275 с.

[2]      Енциклопедія освіти / Академія пед. наук України ; головний редактор В.Г. Кремінь. К. : Юрінком Інтер, 2008. 1040 с.

[3]      Закон України “Про освіту“. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2145-19 (дата звернення 10.12.2018).

[4]      Закон України “Про технічні регламенти та оцінку відповідності“. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/124-19 (дата звернення 10.12.2018).

[5]      Кривоніс М. Cертифікація вчителів США як засіб удосконалення якості професійної освіти. URL: http://ena.lp.edu.ua/bitstream/ntb/24057/1/30-242-248.pdf (дата звернення 20.12.2018).

[6]      Лунячек В. Е. Професійний розвиток вчителя: нові можливості, які відкриває Закон України «Про освіту». URL: http://education-ua.org/ua/articles/1085-profesijnij-rozvitok-vchitelya-novimozhlivosti-yaki-vidkrivae-zakon-ukrajini-pro-osvitu (дата звернення 25.12.2018)

[7]      Огієнко О. Професійна підготовка вчителів у Великій Британії, Франції, Канаді і США: подібне та відмінне. URL: http://lib.iitta.gov.ua/706154/1/%D0%9E% D0%9B%D0%95%D0%9D%D0% 90%20%D0%9E%D0%93%D0% 86%D0%84%D0%9D%D0%9A%D0%9E%D1%81%D1%82%D0% B0%D1%82%D1%82%D1%8F.pdf (дата звернення 20.12.2018)

[8]      Проект Положення про сертифікацію педагогічних працівників. URL: https://mon.gov.ua/ua/news/mon-proponuye-dlya-gromadskogo-obgovorennya-proekt-polozhennya-pro-sertifikaciyu-pedagogichnih-pracivnikiv (дата звернення 10.12.2018).

[9]      Сиско Н. М. Діагностика як засіб планування професійного розвитку викладача закладу професійної (професійно-технічної) освіти / Науковий вісник Мелітопольського держ. пед. ун-ту, 2017. №2. С. 186-196.

[10]    Словник іншомовних слів ; за ред. О.С. Мельничука. Київ : Головна редакція “Українська радянська енциклопедія”, 1974. 776 с.

[11]    Термінологічний словник з основ підготовки наукових та науково-педагогічних кадрів післядипломної педагогічної освіти (2014) / авт. кол.: Є.Р. Чернишова, Н.В. Гузій, В.П. Ляхоцький [та ін.] ; за наук. ред. Є.Р. Чернишової; Держ. вищ. навч. заклад “Ун-т менедж. освіти”.  К. : ДВНЗ Університет менеджменту освіти”, 2014. 230 с.

[12]    Типове положення про атестацію педагогічних працівників України. URL: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/z0176-93 (дата звернення 10.12.2018).

[13]    Типове положення про атестацію педагогічних працівників. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/z1255-10 (дата звернення 10.12.2018).

[14]    Ткачук Т. Потрібна сертифікація освітян / Освітня політика: портал громадських експертів. URL: http://education-ua.org/ua/articles/329-potribna-sertifikatsiya-osvityan (дата звернення 10.12.2018).

[15]    У 2019 році 1 тис вчителів початкових класів за бажанням зможуть пройти сертифікацію та отримати 20% надбавку до зарплати, реєстрація почнеться 15 січня – рішення Уряду. URL: https://pedpresa.ua/196684-u-2019-rotsi-1-tys-vchyteliv-pochatkovyh-klasiv-za-bazhannyam-zmozhut-projty-sertyfikatsiyu-ta-otrymaty-20-nadbavku-do-zarplaty-reyestratsiya-pochnetsya-15-sichnya-rishennya-uryadu.html (дата звернення 20.12.2018).

[16]    Шевчук Л. І. Зовнішнє незалежне підтвердження кваліфікації педагогів професійної освіти / Професійно-технічна освіта, 2016. № 1. С.21-23.

[17]    Юридичний словник. URL: http://kodeksy.com.ua/dictionary/s/sertifikatsiya.htm (дата звернення 10.12.2018).

[18]    Graham P. A. Schooling America: How the Public Schools Meet the Nation’s Changing Needs / P. A. Graham. – New York : Oxford University Press, Inc., 2005. – 273 p.

[19]    Stecher B. M. Using Alternative Assessments in Vocational Education / B. M. Stecher, M. Rahn, A. Ruby, M. Alt, A. Robyn, B. Ward. – RAND, 1997. – 193 p.

[20]    Teacher Education Policy in the United States: Issues and Tensions in an Era of Evolving Expectations / Edited by Penelope M. Earley, David G. Imig & Nicholas M. Michelli. – New York, NY: Taylor & Francis Routledge, 2011. – 272 p.

Методика применения карты компетенций  
Бычковский В. А., Реутская Ю. Ю.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. В работе рассмотрена методика, которая предусматривает комплексное применение карты компетенций и проведение оценки персонала на основании качественных показателей. Приведена целесообразная последовательность использования карт компетенций общего и профессионально-технического направленностей. Проанализированы особенности применения карты компетенций и ее аналога в виде диаграммы оценки эффективности. Установлена необходимость использования нормированных показателей для обеспечения количественного анализа. Показана процедура многоэтапного использования карты компетенций на основании ранжирования отдельных компетенций с дополнительной верификацией полученных результатов. Рассмотрена методика экспертизы на каждом из этапов сравнения идеальной и реальной карт компетенций. Проведен сравнительный анализ идеальной и реальной карт компетенций. Предложена методика оценки величины области развития, которая предусматривает использование относительных величин. Составлена система квот, которая базируется на ранжировании результатов, распределении оценок и соотношении между квотами и относительными значениями областей развития персонала. В процессе проведения экспериментальных исследований определены лучшее, худшее и среднее относительные значения областей развития. Показана процедура окончательного выяснения относительных значений области развития, основанная на дополнительной верификации результатов, имеющих наибольшие отклонения. На основании экспериментальных данных определены типичные диапазоны относительных значений областей развития и выполнен сравнительный анализ результатов, полученных на различных этапах оценки персонала. Предложена прогнозная модель перехода от низшего к высшему уровню компетентности. Определена закономерность изменения относительной ошибки в зависимости от начального условия, потенциально возможного минимального значения ошибки, индивидуальной характеристики личности и времени обучения. Установлено время, необходимое для перехода от низшего к высшему уровню компетентности. Определена взаимосвязь между индивидуальной характеристикой личности, временем обучения и результативностью обучения.

Ключевые слова: оценка персонала, карта компетенций, количественные характеристики, самоанализ, прогнозирование развития.

[1]      Вулкович-Стадник А. А. Оценка персонала: четкий алгоритм действий и качественные практические решения. М. : Эксмо, 2008. 192 с.

[2]      Иванова С. В. Кандидат, новичок, сотрудник. Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике. М. : Эксмо, 2008. 304 с.

[3]      Соловьев М. В., Корольков Г. Н., Бараненко А. А. и др Морская радиоєлектроника: справочник; под ред. В. А. Кравченко. СПб: Политехника, 2003. 246 с.

[4]      Згуровський М. З., Панкратова Н. Д. Основи системного аналізу. К. : Видавнича група BHV, 2007. 544 с.

[5]      Кебадзе С. В., Карпенко Н. Ф., Мироненко О. В., Пекур А. В., Пекур В. Н. Избранные психологические тесты для профотбора и профориентации абитуриентов, студентов и молодых специалистов. К. : КПИ, 1992. 94 с.

[6]      Кузнєцов Ю. М., Скляров Р. А. Прогнозування розвитку технічних систем. К. : ТОВ «ЗМОК» - ПП «ГНОЗИС», 2004. 323 с.

[7]      Воробієнко П., Ложковський А. Компетентнісний підхід у вищій освіті – від теорії до практики / Вища школа, 2016. № 6. С. 13–20.

[8]      Компетентнісний підхід у сучасній освіті: світовий досвід та українські перспективи; під. заг. ред. О. В. Овчарук. К.: «К.І.С.», 2004. 112 с.

[9]      Bienzeisler, Bernd (2005). Die Competence Card als Mess- und Steuerungsinstrument für die Dienstleistungswirtschaft. Praxishandbuch Controlling, 167-183. https://doi.org/10.1007/978-3-322-90505-5_6

[10]    Борисова Е. А. Оценка и аттестация персонала. СПб : Питер, 2002. 256 с.

[11]    Дрешер Ю. Н. Как оценить качество подготовки специалистов / Образовательные технологии, 2014. № 2. С. 80–91.

[12]    Далингер В. А. Измерение качества профессиональной подготовки специалиста с помощью математической модели Раша / Современные наукоемкие технологии, 2007. № 11. С. 47-48.

[13]    Гаврилюк Г. В. Подготовка и повышение компетенций кадров с использованием технологий и структур коучинга / Новые технологии, 2010. № 4. С. 74-76.

[14]    Шевцова И. В. Тренинг личностного роста. СПб.: Речь, 2003. 144 с.

[15]    Уиддет Стив, Холлифорд Сара. Руководство по компетенциям; Пер. с англ. М.: ГИППО, 2008. 228 с.

[16]    Стивен Р. Кови. Семь навыков высокоэффективных людей; Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2018. 396 с.

[17]    Кауфман Д. Сам себе MBA. Самообразование на 100 %; Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 464 с.

[18]    Ashima Aggarwal, Gour Sundar Mitra Thakur (2013). Techniques of Performance Appraisal-A Review, 617-621. International Journal of Engineering and Advanced Technology (IJEAT) ISSN: 2249 – 8958, Volume-2, Issue-3, February. https://pdfs.semanticscholar.org/dfcb/3490e4a5e999263339ef27d76548f1440410.pdf

[19]    Heljä Hätönen (2014) Competence Map for Workplace Instructors Print Juvenes Print – Suomen Yliopistopaino Oy, Tampere, ISBN 978-952-13-5672-8 37 p.

https://www.oph.fi/download/155784_competence_map_for_workplace_instructors.pdf

[20]    Baughman, Jacqulyn, (2012) Student professional development: Competency-based learning and assessment in an undergraduate industrial technology course. Graduate Theses and Dissertations. Iowa State University Ames, Iowa. https://lib.dr.iastate.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer= https://www.google.com/&httpsredir=1&article=3599&context=etd

Современные тенденции в развитии высшего образования в Украине  
Волошинов С. А., Осадчий В. В., Осадчая К. П.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. В работе проанализированы современные глобальные тренды в образовании с целью определения основных тенденций развития высшего образования в Украине. Известно, что в современном быстро меняющемся информационном обществе одной из основных его особенностей выступает неопределенность. Учет современных тенденций развития образовательных и информационных технологий в планировании работы высших учебных заведений определяет направления развития высшего образования Украины. Проведенный анализ зарубежных научных статей и исследований позволил выделить ключевые тенденции развития высшего образования, которые должны привести к преобразованиям в Украине: влияние информационных и коммуникационных технологии требует дальнейшего совершенствования материально-технического и учебно-методического обеспечения ВУЗов и трансформацию подходов к преподаванию и обучению; внимание к качеству образования побуждает к поиску механизмов сертификации и интеграции национальных схем обеспечения качества на международном уровне; согласование роли университетов как учреждений культуры и потребностей коммерциализации высшего образования требует скоординировать локальные потребности и приоритеты с учетом стандартов, практики и ожиданий на национальном и международном уровнях; эпоха информационного общества и роли актуальных данных вызывают внимание к постоянному анализу работы ВУЗов в условиях неопределенности с целью принятия управленческих и стратегических решений; потребность в наращивании потенциала человеческих ресурсов побуждает к введению политики поощрения и содействия междисциплинарному подходу в высшем образовании как основному в сфере научных исследований, обучении и реализации образовательных программ; важно обратить внимание на ускорение внедрения образовательных технологий в высшем образовании, в частности новых решений для смешанного обучения, культуры инноваций, перепланировки учебных пространств, методики глубокого обучения, коллективного подхода к обучению, открытых образовательных ресурсов, сотрудничества между вузами; международная практика концепции образовательных услуг побуждает ВУЗы к внедрению и вариативности образовательных программ формального и неформального образования.

Ключевые слова: высшее образование, тенденции, образовательные технологии, информационные технологии.

[1]      Тоффлер Э. Шок будущего. М. : ООО «Издательство ACT», 2002. 557 с.

[2]      Jacob W. Interdisciplinary trends in higher education / Palgrave Communications. 2015. Vol. 1. URL: https://www.nature.com/articles/palcomms20151. doi: 10.1057/palcomms.2015.1 (дата звернення 19.12.2018).

[3]      Altbach P. G., Reisberg L., Rumbley L. E. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution. A Report Prepared for the UNESCO 2009 World Conference on Higher Education. URL: http://www.cep.edu.rs/public/Altbach,_Reisberg,_Rumbley_ Tracking_an_Academic_Revolution,_UNESCO_2009.pdf (дата звернення 19.12.2018).

[4]      Maassen P., Cloete N. Global Reform Trends in Higher Education / Transformation in Higher Education. 2006. Vol. 10, P. 7-33. URL: https://doi.org/10.1007/1-4020-4006-7_2 (дата звернення 10.01.2019).

[5]      Uetela P. Higher Education and Development: Global Trends / Higher Education and Development in Africa. 2017. URL:  https://doi.org/10.1007/978-3-319-31141-8_2 (дата звернення 10.01.2019).

[6]      Hawkins J. N. Trends and Developments in Higher Education in the Asia-Pacific Region / Oxford Research Encyclopedia of Education. 2018. URL: https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190264093.013.60 (дата звернення 10.01.2019).

[7]      Falcon J., Bataille P. Equalization or Reproduction? Long-Term Trends in the Intergenerational Transmission of Advantages in Higher Education in France / European Sociological Review. 2018. Vol. 34. Is. 4. P. 335–347. URL:  https://doi.org/10.1093/esr/jcy015 (дата звернення 10.01.2019).

[8]      Ravinder R. Higher Education Trends in Eritrea. International Higher Education. 2015. № 51. P. 12-18. URL: https://doi.org/10.6017/ihe.2008.51.8009 (дата звернення 10.01.2019).

[9]      Jacob W. J., Hawkins J.N. Trends in Chinese Higher Education: Opportunities and Challenges / Trends in Chinese Education. 2016. 1stEdition. P. 20-22, https://doi.org/10.3726/978-3-653-05441-5/19. (дата звернення 10.01.2019).

[10]    Kalimullin, Aydar M. (2017). Organizational, content, and technological updating of educational process in modern Russian higher schools in the conditions of science and education integration / New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences. Vol. 2. № 11. P. 70-77. URL: https://doi.org/10.18844/prosoc.v2i11.1905 (дата звернення 10.01.2019).

[11]    Johnson L., Adams Becker S., Cummins M., Estrada V., Freeman A., Hall C. NMC Horizon Report: 2016 Higher Education Edition. Austin : The New Media Consortium. 2016. 56 p. URL: http://cdn.nmc.org/media/2016-nmc-horizon-report-he-EN.pdf (дата звернення 19.12.2018).

[12]    Ardashkin I.B., Chmykhalo A.Yu., Makienko M.A., Khaldeeva M.A. Smart-Technologies In Higher Engineering Education: Modern Application Trends  / The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2018. Vol. L. P. 57-64. URL: https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.8 (дата звернення 10.01.2019).

[13]    Фініков Т. В. Сучасна вища освіта: світові тенденції і Україна. К. : Таксон, 2002. 176 с.

[14]    Андрущенко В. Вища освіта у пост-Болонському просторі: спроба прогностичного аналізу / Філософія освіти. 2005. № 2. С. 6-12.

[15]    Осадчий В. В., Осадча К. П. Сучасні реалії і тенденції розвитку інформаційно-комунікаційних технологій в освіті / Інформаційні технології і засоби навчання. 2015. Т. 48. № 4. С. 47-57. URL: https://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/viewFile/1252/951 (дата звернення 19.12.2018).

[16]    Шишкіна М. П. Тенденції розвитку та використання інформаційних технологій у контексті формування освітнього середовища / Інформаційні технології і засоби навчання. 2006. Т. 1. № 1. URL: https://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/287/273 (дата звернення 19.12.2018).

[17]    NMC Horizon Report. 2017 Higher Education Edition (Russian). URL: https://www.nmc.org/publication/nmc-horizon-report-2017-higher-education-edition-russian (дата звернення 19.12.2018).

[18]    Johnson L., Adams Becker S., Estrada V., Freeman A. NMC Horizon Report: 2015 Higher Education Edition. Austin : The New Media Consortium. 2015. 56 р. URL:  https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED559357.pdf (дата звернення 19.12.2018).

[19]    Adams Becker S., Cummins M., Davis A., Freeman A., Hall Giesinger C., Ananthanarayanan V. NMC Horizon Report: 2017 Higher Education Edition. Austin, Texas: The New Media Consortium. 2017. 60 p. URL:  https://www.sconul.ac.uk/sites/default/files/documents/2017-nmc-horizon-report-he-EN.pdf (дата звернення 19.12.2018).

[20]    Vision 2020. Excellence with Equity. URL: https://www.jefferson.kyschools.us/sites/default/files/Vision-2020-Brochure.pdf (дата звернення 19.12.2018).

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогические условия подготовки будущих судовых механиков в процессе изучения английского языка профессиональной направленности  
Юрженко А. Ю.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. В статье отмечены и проанализированы педагогические условия формирования коммуникативной компетентности будущих судовых механиков. Анализ литературных источников показывает, что проблема определения педагогических условий подготовки будущих судовых механиков в процессе изучения английского языка профессиональной направленности приобретает особое значение. В нашем исследовании выделены и охарактеризованы педагогические условия, которые наиболее эффективно влиять на формирование готовности судовых механиков, а именно: обеспечение положительной мотивации курсантов к учебной деятельности в процессе изучения английского языка профессиональной направленности; введение геймифицированного подхода (использование игровых методик в неигровой среде для получения определенных результатов, в нашем случае - овладения коммуникативной компетентностью) в системе профессиональной подготовки будущих судовых механиков средствами информационно-коммуникативного педагогической среды (платформы MOODLE); разработка и внедрение авторского интерактивного электронного учебно-методического комплекса дисциплины «Английский язык профессиональной направленности». Для определения оптимальных педагогических условий проф. подготовки будущих судовых механиков в процессе изучения английского языка было учтена специфика обучения (отбор и систематизация содержания учебного материала, интерес к учебно-профессиональной деятельности, способности студентов к обучению - особенности мышления, памяти и т.д.). Положительная мотивация способствует развитию у курсантов желание учиться и находить удовольствие в процессе обучения. Введение геймифицированного подхода к обучению поможет развести обучение играми и игровыми методиками (турнирными таблицами, игровыми упражнениями, бейджиками, квестами, шкалой выполнения и т.д.). Внедрение авторского интерактивного электронного учебно-методического комплекса дисциплины «Английский язык профессиональной направленности» будет способствовать формированию у будущих судовых механиков англоязычной коммуникативной компетентности для выполнения профессиональных задач на судне. Для достижения цели, мы считаем целесообразным использование новейших технологий, в частности платформы дистанционного обучения MOODLE, геймифицированного подхода, системы смешанного обучения и коммуникативного подхода.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, геймифицированный подход, LMS MOODLE, английский язык профессиональной направленности, судовые механики.

[1]      Kylouskova N. La compétence de communication / Brno, 2001. P. 33–38.

[2]      Шерман М. І., Безбах О. М. Інформаційна культура майбутніх інженерів-судноводіїв як психолого-педагогічний феномен / Зб. наук. праць ХНТУ Актуальні проблеми державного управління, педагогіки та психології. Херсон, 2014. Вип.1 (10). С. 190-193.

[3]      Дендеренко О.О. Формування професійної компетентності суднового механіка шляхом впровадження міждисциплінарної інтеграції фізичних знань. / Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції "Актуальні проблеми природничо-наукової освіти в середній і вищий школі". Херсон : ПП В.С. Вишемирський, 2014. С. 137–139.

[4]      Колот А. М. Мотивація персоналу : підручник. К. : КНЕУ, 2005. 337 с.

[5]      Галацин К.О. Моделювання процесу формування комунiкативної культури майбутнiх iнженерiв / Вiсн. Харк. держ. акад. культури : зб. наук. пр. Вип. 41. Х. : ХДАК, 2013. С. 257–261.

[6]      Денисенко Т.О., Грешнєв О. Є. Інформаційні технології в освіті / Інформаційна освіта та професійно- комунікативні технології ХХІ століття: матеріали VI міжнар. наук.-практ. конф. (Одеса, 12–14 вересня 2013 р.). Одеса, 2013. С.59–62.

[7]      Кулакова О.М. Компонента культури в мовнiй комунiкацiї iнформацiйного суспiльства / Науковий вiсник Харкiвського нац. пед. ун-ту iм. Г. С. Сковороди. Х., 2009. Вип. 32. С. 90–99.

[8]      Мельник І.Ю. Комунікативне середовище в університетській освіті / Інформаційна освіта та професійно- комунікативні технології ХХІ століття: матеріали VI міжнар. наук.-практ. конф. (Одеса, 12–14 вересня 2013 р.). Одеса, 2013. С.226– 230.

[9]      Руденко Л.А. Формирование коммуникативной культуры будущих специалистов в контексте инновационной образовательной деятельности / Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 3 (18). С. 114–122.

[10]    Садовская В.С., Ремизов В. А. Основы коммуникативной культуры ; общ. ред. Ремизова В. А. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 206 с.

[11]    Смирнова И.В, Смирнова О.Д. Культура коммуникационной деятельности: понятие, структура и функции / Научный вестник Дальневост. Госуд. ун-та. 2008. №5-6. С. 46–57.

[12]    Сисоєва С.О., Баловсяк Н. В. Iнформацiйна компетентнiсть фахiвця: теорiя та практика формування : навч.-метод. посiбник. Чернiвцi : Технодрук, 2006. 208 с.

[13]    Філіпова Л.Я. Концепції інформаційної парадигми соціальної комунікації / Інформаційна освіта та професійнокомунікативні технології ХХІ століття: матеріали VI міжнар. наук.-практ. конф. (Одеса, 12–14 вересня 2013 р.). Одеса, 2013. С.14–18.

[14]    Lasen M. Education and career pathways in Information Communication Technology: What are schoolgirls saying? / Computers & Education. 2010.54(4). C1117-1126. doi: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2009.10.018.

[15]    Louis V. Compétence communicative et saviors culturels en didactique des langues étrangеres / Université de Liеge. 2006. P. 50–63.

[16]    Perrenoud Ph. Compétences, langage et communication / Université de Genеve, 2000. P. 42–49.

[17]    Trager G., Hall E. Culture and Communication: A Model and an Analysis // Explorations and Communication. 1994. № 3. P. 32–38.

[18]    Информатизация образования: направления, средства, технологи : учебное пособие ; под общей редакцией С.И. Маслова. М.: Издательство МЭИ, 2004. 864 с.

[19]    Построение информационных систем непрерывного образования на основе интернет-технологий / А.В. Дьяченко, В.Г. Манжула, А.Э. Попов и др. ; под ред. А.Э. Попова. М.: Академия естествознания, 2010.  130 с. URL:: www.monographies.ru/98. (accessed 12.12.2018)

[20]    Віртуальні лабораторні системи і комплекси – нова перспектива наукового пошуку і підвищення якості підготовки фахівців з електромеханіки / М.В. Загірняк, Д.Й. Родькін, О.П. Чорний // Електромеханічні і енергозберігаючі системи. Кременчук: КДПУ. 2009. Вип. 2/2009 (6). С. 8–12.

Система обеспечения качества профессиональной подготовки будущих инженеров-программистов в высших учебных заведениях Украины  
Круглик В. С.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. В статье поднимается проблема обеспечения качества теоретической и практической подготовки будущих инженеров-программистов к профессиональной деятельности в процессе их обучения в учреждениях высшего образования. Автором проведен анализ положений о системе внутреннего обеспечения качества высшего образования, действующих в отдельных отечественных университетах. Это позволило выделить основные мероприятия, которые следует осуществлять в целях обеспечения качества высшего образования на уровне учебных заведений. На этой основе и с учетом собственного опыта предложены направления деятельности по обеспечению качества профессиональной подготовки будущих инженеров-программистов. Для каждого из этих направлений определены цели; исполнители; показатели качества, которые подлежат корректировке; система мероприятий. Целью систематического пересмотра образовательных программ является обеспечение соответствия между содержанием образовательных программ, используемыми формами, методами и средствами обучения, современным состоянием ИТ-отрасли, потребностями рынка труда, запросами студентов. Целью оценивания будущих инженеров-программистов является получение актуальной информации о качестве образовательной деятельности в пределах каждой дисциплины и образовательной программы для определения проблемных мест и мер по их устранению. Целью обеспечения качества преподавательского состава является формирование коллектива компетентных, мотивированных профессионалов, которые осуществляют подготовку высококвалифицированных специалистов. Целью прохождения практик на предприятиях является формирование у будущих инженеров-программистов опыта практической деятельности в условиях реального производственного процесса ИТ-отрасли. Целью мероприятий по обеспечению необходимыми ресурсами для организации образовательного процесса является создание образовательной среды для эффективной подготовки будущих инженеров-программистов. Определен инструментарий, который целесообразно использовать в процессе реализации мероприятий по обеспечению качества высшего образования будущих инженеров-программистов (профессиональные коммуникации; репутация и социальный контроль качества, система контроля знаний; автономия и научная свобода; оценивание; рейтингование; аудит качества; мотивация; менеджмент знаний; бездефектная концепция, инструкции по менеджменту качества и т.д.).

Ключевые слова: качество образования, будущий инженер-программист, профессиональная подготовка, учреждение высшего образования.

[1]      Мутанов Г.М., Томилин А.К., Кукина Ю.Е. и др. Управление качеством в высшем учебном заведении. Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2011. 116 с.

[2]      Положення про систему внутрішнього забезпечення якості вищої освіти у Дрогобицькому державному педагогічному університеті імені Івана Франка. Дрогобич: ДДПУ ім. І. Франка, 2015. 20 с. URL: http://ddpu.drohobych.net/wp-content/uploads/2016/11/polozhennya-pro-systemu-vnutrishnogo-zabezpechennya-yakosti-vyshhoyi-osvity-u-ddpu-im.-i.franka.pdf (дата звернення 10.11.2018)

[3]      Положення про систему внутрішнього забезпечення якості вищої освіти у Запорізькому національному університеті. Запоріжжя: ЗНУ, 2015. 7 с. URL: https://www.znu.edu.ua/2016/polozhennya_pro_svzyavo.pdf (дата звернення 10.11.2018)

[4]      [Положення про систему забезпечення якості вищої освіти (систему внутрішнього забезпечення якості) Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна. Харків: ХНУ імені В.Н. Каразіна, 2015. 16 с. URL: http://www.univer.kharkov.ua/docs/work/yakist-osvity-polozhennya.pdf (дата звернення 10.11.2018)

[5]      Положення про систему забезпечення якості освітньої діяльності та якості вищої освіти університету міського господарства імені О.М. Бекетова. Харків: ХНУМГ ім. О.М. Бекетова, 2016. 25 с. URL: http://www.kname.edu.ua/images/ Files/Normativny_Dokumenty/pologennya_sistema_yakosti_osviti.pdf (дата звернення 10.11.2018)

[6]      Шийка О.І. Система забезпечення якості університетської освіти в Австрії: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Львів, 2016. 276 с.

[7]      Vasilateanu, A., Marin, I., Pavaloiu, B. (2018) Programmers` professional development monitoring system. 12th International Technology, Education and Development Conference, 5-7 March, 2018, Valencia, Spain. INTED2018 Proceedings, 9123-9126. https://doi.org/10.21125/inted.2018.2225

[8]      Brown R. (2004). Quality Assurance in Higher Education. The UK Experience Since 1992. Routledge, London, UK, 224. https://doi.org/10.4324/9780203416327_chapter_7

[9]      Tsimillis, Kyriacos C. (2014). Training needs to understand quality assurance. Accreditation and Quality Assurance,  vol. 20 (1), 53-59. https://doi.org/10.1007/s00769-014-1092-1

[10]    Tovey, Philip (2013). Quality Assurance in Continuing Professional Education. An Analysis. Routledge, London, UK, 224. https://doi.org/10.4324/9780203423684

[11]    Cheng, Yin Cheong (2003). Quality assurance in education: internal, interface, and future. Education, 11 (4), 202-213. https://doi.org/10.1108/09684880310501386

Университетские программы базовой профессиональной подготовки учителей в Великобритании  
Дернова М. Г., Перевознюк В. В.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. Статья посвящена современной системе профессиональной подготовки учителя в Великобритании, которая является достаточно разветвленной из-за большого количества образовательных программ, ведущих к присуждению статуса квалифицированного учителя. На макроуровне авторы выделяют три основных траектории, по которым ведется подготовка педагогических кадров для начальной и средней школы, в частности университетская, школьная и комбинированная. На микроуровне рассматривается университетская траектория, которая предлагает образовательные программы на первом и втором уровне профессиональной подготовки учителя, в частности программы для образовательной степени бакалавра педагогики, бакалавра гуманитарных наук, бакалавра естественных наук, бакалавра гуманитарных наук и бакалавра естественных наук с включением статуса квалифицированного учителя, программы для сертификата или диплома в области образования, cертифіката в области образования для изменения специалізации, образовательной степени интегрированного магистра со статусом квалифицированного учителя. В статье также освещены требования для зачисления на образовательные программы первого и второго уровня. Анализ образовательных программ британских университетов также позволил авторам выделить три типа гибких программ подготовки учителей на втором образовательном уровне, а именно: гибкие, part-time и дистанционные программы для получения сертификата в области образования. Отмечено, что для лиц старше 21 года и тех, кто планирует учиться по одной из гибких программ подготовки учителя, существует система признания предыдущего опыта. Анализ отечественных и зарубежных исследований системы базовой профессиональной подготовки учителей обнаружил, что они уделяют внимание различным аспектам данной проблемы, но не освещают современные программы подготовки учителей, которые появились за последние несколько лет, ведь система британского образования постоянно трансформируется, пытаясь удовлетворить меняющиеся потребности общества . В ходе исследования была рассмотрена и уточнена современная университетская траектория профессиональной подготовки учителей Великобритании. Под уточнением современной системы авторы понимают включение в первый и второй уровни подготовки учителей новых учебных программ, которые не были освещены в предыдущих исследованиях, так как появились в последние годы (бакалавр и интегрированный магистр c включением статуса QTS).

Ключевые слова: ІТТ подготовка, статус квалифицированного учителя, университетская подготовка учителя, интегрированный магистр.

[1]      A framework of core content for initial teacher training (ITT) July 2016. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/536890/Framework_Report_11_July_2016_Final.pdf (дата звернення 10.10.2018).

[2]      Avis, J., Fisher, R. and Thompson, R. (2010) Teaching in Lifelong Learning: A guide to theory and practice. Maidenhead: Open University Press.

[3]      Chen, D-T. (2003) Uncovering the provisos behind flexible learning. Educational Technology & Society. 6 (2), pp. 25-30

[4]      Flexible Post Graduate Professional Graduate Certificate in Education. Professional Practice Handbook 2 2015-2016. Edgehill University. URL: https://www.edgehill.ac.uk/ educationpartnership/files/ 2014/09/PGCE-Flexible-Professional-Practice-2-Handbook-2015-16.pdf (дата звернення 10.10.2018).

[5]      Get into teaching with support and advice from the Department for Education. Degrees with opt-in QTS. URL: https://getintoteaching.education.gov.uk/ explore-my-options/ teacher-training-routes/university-led-training/ university-led-undergraduate-training/degrees-with-opt-in-qts (дата звернення 10.10.2018).

[6]      Goldsmiths University of London. PGCE (Secondary) Part-Time Programme. URL: http://www.gold.ac.uk/ pgce/secondary-flexible/ (дата звернення 10.10.2018).

[7]      Government UK portal. Initial teacher training (ITT): criteria and supporting advice. URL: https://www.gov.uk/government/ publications/initial-teacher-training-criteria (дата звернення 10.10.2018).

[8]      Government UK portal. Initial teacher training: trainee number census – 2018 to 2019. URL: https://www.gov.uk/ government/ statistics/ initial-teacher-training-trainee-number-census-2018-to-2019 (дата звернення 10.10.2018).

[9]      Government UK portal. Initial teacher training: trainee number census - 2017 to 2018. URL: https://www.gov.uk/ government/ statistics/ initial-teacher-training-trainee-number-census-2017-to-2018 (дата звернення 10.10.2018).

[10]    Government UK portal. Qualified teacher status (QTS): qualify to teach in England. URL: https://www.gov.uk/ guidance/ qualified-teacher-status-qts (дата звернення 10.10.2018).

[11]    Government UK portal. Teachers’ Standards URL: https://www.gov.uk/ government/ publications /teachers-standards (дата звернення 10.10.2018).

[12]    Higher Education Statistics Agency. Definishions: Students: Mode of study. URL: https://www.hesa.ac.uk/ support/ definitions/students (дата звернення 10.10.2018).

[13]    Houston, M., McCune, V., and Osborne, M. (2011) Flexible learning and its contribution to widening participation: a synthesis of research. Project Report. Higher Education Academy

[14]    Initial Teacher Education for Education and Training Sector in England: development and Change in Generic and Subject-Specialist Provision. A Report by Ron Thompson School of Education and Professional Development University of Huddersfield (2014) URL: http://www.gatsby.org.uk/uploads/education/reports/pdf/initial-teacher-education-for-the-education-and-training-sector.pdf  (дата звернення 10.10.2018).

[15]    Menter, I., Hulme, M., Elliot, D. and Lewin, J. (2010) Literature Review on Teacher Education in the 21st Century, Edinburgh: The Scottish Government.

[16]    Menter, Ian (2017) The Role and Contribution of Higher Education in Contemporary Teacher Education. Scottish Council of Deans of Education. URL: http://www.scde.ac.uk/ wp-content/uploads/ 2017/05/Report-Ian-Menter-2017-05-25.pdf (дата звернення 10.10.2018).

[17]    Murray, J. (2016) 'Teacher education and higher education'. In Teacher Education Group, Teacher Education in Times of Change. Bristol: Policy Press. pp. 179-200.

[18]    Murray, J. and Mutton, T. (2016) 'Teacher education in England: change in abundance, continuities in question'. In Teacher Education Group, Teacher Education in Times of Change. Bristol: Policy Press. pp. 57-74.

[19]    Osborne, M. (2006) Flexibility and Widening Participation. In: Osborne, M. and Young, D. (eds.) Flexibility and Widening Participation, Part 1. York: HEA.

[20]    Programme Specification Joint Integrated Masters. University of Liverpool. URL: https://www.liverpool.ac.uk/ media/livacuk/ tqsd/ programmespecs/ Computer,Science,with,QTS,MEng.pdf (дата звернення 10.10.2018).

[21]    The National Curriculum in England URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/ government/uploads/ system/uploads/ attachment_data /file/425601/ PRIMARY_national_curriculum.pdf (дата звернення 10.10.2018).

[22]    UCAS. PGCE university-led teacher training. URL: https://www.ucas.com/ teaching-option/ pgce-university-led-teacher-training (дата звернення 10.10.2018).

[23]    UCAS. Undergraduate teacher training in England. URL: https://www.ucas.com/ postgraduate/ teacher-training/ train-teach-england/ undergraduate-teacher-training-england (дата звернення 10.10.2018).

[24]    UK Parliament. House of Lords. Teacher Training.04 November 2015, Volume 765. URL: https://hansard.parliament.uk/Lords/2015-11-04/debates/15110439000439/TeacherTraining (дата звернення 10.10.2018).

[25]    University led training – PGCE/PGDE. The Complete University Guide. URL: https://www.thecompleteuniversityguide.co.uk/how-to-get-into-teaching/postgraduate-routes/university-led-training/ (дата звернення 10.10.2018).

[26]    University of Northumbria at Newcastle. PGCE  Early Primary Education. URL: https://www.northumbria.ac.uk/study-at-northumbria/courses/pgce-early-primary-education-blended-learning-gtpype6/ (дата звернення 10.10.2018).

[27]    Williams J., Pollard E., Hinks R., Huxley C., Marvel R. The customer journey to initial teacher training Research report. Institute for Employment Studies, 2016. URL: https:// assets.publishing.service.gov.uk/ government/uploads/system/ uploads/attachment_data/file/530894/RR502_Customer_Journey_to_ initial_teacher_training.pdf (дата звернення 10.10.2018).

[28]    Зарубіжний досвід професійної підготовки педагогів : аналітичні матеріали / [Авшенюк Н.М., Дяченко Л.М., Котун К.В., Марусинець М.М., Огієнко О.І., Сулима О.В., Постригач Н.О.]. Київ : ДКС «Центр», 2017. 83 с.

[29]    Новикова Ю. Б. Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке Британского учителя (конец XX – начало XXI в.в.): автореф. дис. ... канд. пед.наук. М., 2014. URL:  http://nauka-pedagogika.com/ pedagogika-13-00-01/ dissertaciya-praktiko-orientirovannyy-podhod-k-professionalnoy-podgotovke-britanskogo-uchitelya (дата звернення 10.10.2018).

[30]    Матеріали з сайту Teach Leics. URL: http://www.teachleics.co.uk/initial-teacher-training/routes-into-teaching/ (дата звернення 10.10.2018).

 



Яндекс.Метрика