Содержание

Інженерні та освітні технології. Щоквартальний науково-практичний журнал [Електронний журнал]
– Кременчук : КрНУ, 2017. – Вип. 4 (20). – 168 с.
– Режим доступу: http://eetecs.kdu.edu.ua

Скачать справочно-вспомогательные данные

Инновации в использовании информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ  
Сивякова Г. А., Коваль Т. П., Истомина Н. Н., Романенко С. С.  (скачать)
[in Russian]

Рассматриваются новые требования к выпускникам вузов в свете развития Четвертой промышленной революции. Информатизация предприятий, смарт-технологии, роботы, беспилотные летательные аппараты вызывают появление новых профессий и, соответственно, новых образовательных программ. Индустрия 4.0 требует готовности не только к внедрению новых методов и средств обучения, но и к изменению смысла и содержания технического образования. Аддитивные технологии — один из главных мировых трендов, упоминаемых в контексте Четвертой промышленной революции. Производственным компаниям, работающим в сфере аддитивных технологий, требуется совершенно иной тип образованных специалистов по сравнению с обычными инженерами - способных обеспечивать сопровождение комплексных инженерных продуктов, процессов и систем в современной среде на протяжении всего жизненного цикла: планировать – проектировать – производить – применять. Подготовка специалистов такого уровня – основная задача высшего образования.

Ключевые слова: Четвертая промышленная революция, аддитивные технологии, образовательная программа, 3D-инжиниринг.

1. Аддитивные технологии в российской промышленности. Режим доступа:  http://konstruktor.net/podrobnee-det/additivnye-texnologii-v-rossijskoj-promyshlennosti.html, свободный.

2. Аддитивные технологии и аддитивное производство. Режим доступа:  http://3d.globatek.ru/world3d/additive_tech/, свободный.

3. Аддитивная технология. Режим доступа: http://fb.ru/article/231049/additivnaya-tehnologiya-opisanie-opredelenie-osobennosti-primeneniya-i-otzyivyi-additivnyie-tehnologii-v-promyishlennosti, свободный.

4. Ястреб Н.А. Факторы развития образования в контексте четвертой промышленной революции // Психология, социология и педагогика. 2014. №11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3911

5. Аддитивные технологии в промышленности. Режим доступа: http://fb.ru/article/231049/additivnaya-tehnologiya-opisanie-opredelenie-osobennosti-primeneniya-i-otzyivyi-additivnyie-tehnologii-v-promyishlennosti, свободный.

6. Образовательные программы по заказу рынка труда. Режим доступа: http://www.rusnano.com/infrastructure/education/edu-programs, свободный.

7. Сивякова Г.А., Черный А.П., Сергиенко С.А. Компетентностный подход и результаты обучения в высшем образовании// Сб. трудов республ. научно-метод. конференции. - Темиртау, 2016г. -381 с.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ  
Сергиенко С. А., Черный А. П. (скачать)
[in Ukrainian]

Показано, что эффективное формирование компетентного специалиста может быть осуществлено путем формирования новых подходов к профессионально-практической составляющей подготовки – лабораторному практикуму. Рассмотрена альтернатива проведения лабораторного практикума для студентов технических специальностей учебных заведений на основе виртуальных лабораторных комплексов, идентичных реальным физическим стендам. Сформулированы основные требования к виртуальным комплексам и предложено в качестве платформы для их создания среду графического программирования LabVIEW. Проведен эксперимент по оценке влияния виртуальных комплексов на процесс практической подготовки студентов. На основании статистической обработки данных доказана эффективность использования виртуальных лабораторных комплексов при подготовке специалистов. Представлен метод анализа процесса и оценки эффективности выполнения студентами лабораторных работ на основе метрик расстояния. С использованием метрик Ейлера, Хемминга и Чебышева разработаны критерии оценивания эффективности выполнения студентом работы. Проанализировано влияние отдельных метрик на суммарный критерий оценивания. Полученные результаты позволяют количественно оценить процесс выполнения работы от «плохо» до «очень хорошо».

Ключевые слова: формирование компетенций, лабораторный практикум, виртуальный лабораторный комплекс, критерии оценки, эффективность выполнения.

1. Воробієнко П. Компетентнісний підхід у вищій освіті — від теорії до практики / П. Воробієнко, А. Ложковський // Вища школа. – 2016. – № 6. – С. 13–20.

2. Компетентнісний підхід у сучасній освіті: світовий досвід та українські перспективи [текст] // Бібліотека з освітньої політики / під заг. ред. О. В. Овчарук. – К.: «К.І.С.», 2004. – 112 с.

3. Кремень В. Г. Нові вимоги до якісної освіти [текст] / В. Г. Кремень // Освіта України. – 2006. – № 45-46. – С. 6–7.

4. Ломакина Г.Р. Компетентностный поход как прагматико-ориентированный подход к результатам высшего образования. // Теория и практика общественного развития, 2012. № 12. (Режимдоступу: http://www.teoria-practica.ru/ru/12-2012.html)

5. Подрыгало М. А. Некоторые аспекты становления специалиста высшей квалификации / М. А. Подрыгало, А. К. Чаплыгин // Проблеми та перспективи формування національної гуманітарнотехнічної еліти. – Вип. 32–33 (36–37). – Харків : НТУ “ХПІ”, 2012. – С. – 31-39

6. Информатизация образования: направления, средства, технологии: учебное пособие / Под общ. ред. С. И. Маслова. – М. : Издательство МЭИ, 2004. – 864 с.

7. Чорний О. П. Віртуальні комплекси і тренажери – технологія якісної підготовки фахівців у галузі електромеханіки, автоматизації та управління / О. П. Чорний, Д. Й. Родькін // Вища школа : Наук. практ. видан. – 2010. – № 7–8. – Освітні технології. – С. 23–34

8. Загірняк М. В. Віртуальні лабораторні системи і комплекси – нова перспектива наукового пошуку і підвищення якості підготовки фахівців з електромеханіки / М. В. Загірняк, Д. Й. Родькін, О. П. Чорний // Електромеханічні і енергозберігаючі системи. – Кременчук , 2009. – Вип. 2–2009 (6). – С. 8–12.

9. Построение информационных систем непрерывного образования на основе интернет-технологий / А. В. Дьяченко, В. Г. Манжула, А. Э. Попов и др. ; под ред. А. Э. Попова. – М. : Академия естествознания, 2010. – 130 с. – Режим доступа : www.monographies.ru/98.

10. Постников Е. Б. Обзор мирового опыта создания и эксплуатации лабораторий удаленного доступа /  Е. Б. Постников. – 2011. – Режим доступа: www.efmsb.ru/download/Mirovoy_opit_sozdaniya_i_ekspluatacii_laboratoriy_udalennogo_dostupa.pdf.

11. Евдокимов Ю. К. LabVIEW для радиоинженера: от виртуальной модели до реального прибора. Практическое руководство для работы в программной среде LabVIEW / Ю. К. Евдокимов, В. Р. Линдваль, Г. И. Щербаков. – М. : ДМК «Пресс», 2007. – 400 с.

12. F. Esposito, D. Malerba, V. Tamma, and H.-H. Bock, “Classical resemblance measures,” in Analysis of Symbolic Data: Exploratory Methods for Extracting Statistical Information From Complex Data, H.-H. Bock and E. Diday, Eds. Berlin, Germany: Springer-Verlag, 2002, pp. 139–152.

13. A new distance metric for unsupervised learning of categorical data. H Jia, Y Cheung, J Liu - IEEE Transactions on Neural Networks and Learning Systems, vol. 27, no. 5, pp. 1065-1079, may 2016

14. Елена Деза, Мишель Мари Деза  Энциклопедический словарь расстояний - Dictionary of Distances //— Париж. – М: Наука, 2008. – 444 c.

 

ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ  
Тытюк В. К., Черный А. П., Сергиенко С. А.  (скачать)
[in Russian]

В настоящее время существенно расширился круг используемых методов обучения за счет все более широко применения дистанционного обучения. Требования к механизмам контроля усвоенных студентами учебных материалов в этой связи также существенно видоизменяются, а сами механизмы дистанционного контроля недостаточно исследованы. В работе разработаны основные требования к системе удаленного контроля знаний, описан опыт создания и применения системы удаленного контроля знаний студентов на опыте дисциплины «Математические методы моделирования».

Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционный контроль знаний, аутентификация пользователя.

1. Комплекс нормативних документів для розробки складових системи вищої освіти. Додаток 1 до Наказу Міносвіти № 285 від 31 липня 1998 р. / Г.Я. Антоненко, І.Є.Булах, В.Л. Петренко та ін. – К.: Інститут змісту і методів навчання, 1998. – 124 с.

2. Белоус Н.В. Автоматизированная система оценивания тестовых заданий разных форм / Н. В. Белоус, И. В. Войтович // Вестник ХНТУ. – 2006. – № 1(24). – С. 422–426.

3. К.И. Шахгельдян, Е.В. Садон. Проблемы развития и внедрения системы тестирования в высшем учебном заведении // http://athena.vvsu.ru/carina

4. А.Н. Майоров Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М.: «Интеллект-центр», 2001. – 296 с.

5. Зайцева Л.В., Прокофьева Н.О. Модели и методы адаптивного контроля знаний // Educational Technology & Society. – Nr.7(4), 2004 ISSN 1436-4522 (Международный электронный журнал). / Интернет. - http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html

6. Бугаков П.Ю. Выбор программного обеспечения для проведения тестирования знаний студентов // Актуальные вопросы образования. – 2014. – № 1. – С. 124–128.

7. Васильева Н.А. Квалиметрические основы рейтинговой системы контроля знаний студентов [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.lib.ua-ru.net/diss/vved /105824.html.

8. Методические рекомендации по составлению контролирующих тестов и внедрению тестирования в образовательный процесс ВШЭ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://spb.hse.ru/data/2014/01/05/1340534257/method-recommendations-tests.pdf.

9. Сорочинский М.А. Реализация технологий электронного обучения на основе системы iSpring // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2015» [Электронный ресурс] – М.: МАКС Пресс, 2015. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).

10. iSpring. iSpring QuizMaker [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ispring.ru/ispring-quizmaker.

Разработка и внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО НА УРОКАХ МУЗЫКИ: ИЗ ОПЫТА МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ГЕРМАНИИ  
Алексинцева Т. В.  (скачать)
[in Ukrainian]

В статье сделан обзор научных исследований немецких ученых в области музыкальной педагогики, а именно взаимодействия изобразительного и музыкального искусства, в разные исторические эпохи. Описан опыт экспериментального внедрения педагогами Германии изобразительного искусства на уроках музыки в конце ХХ - начале XXI века. Охарактеризовано “музыкальное рисование” как дидактический метод. Обоснована актуальность Вальдорфской педагогики в области синтеза искусств с целью сенсорного и мыслительного развития детей. Сделан вывод о целесообразности использования опыта немецких ученых и музыкальных педагогов украинскими преподавателями музыкальных дисциплин в связи с реформированием образования в Украине, в том числе начального музыкального.

Ключевые слова: артпедагогика, интегративная педагогика, интеграция искусств, музыкальная педагогика, синестезия.

1. Ditzig-Engelgardt U. Durch Bilder Musik verstehen. – Lit Verlag Münster. – 2004.

2. MUK : Unser Musikspielbuch fächerverbindend für Musik und Kunst. Bewegung und Sprache mit integriertem Anteil / hrsg. v. Katharina Kemming u.a. Leipzig: Klett. – 1990.

3. Funkelsteine: Fächerübergreifendes themenorientiertes Gestalten im Zusammespiel von Musik, Kunst und Bewegung / hrsg. v. Werner Beidinger, Ulrike Meyerholz und Henriette Schütte. Frankfurt a.M.: Diesterweg. – 1997.

4. Musik im Kontext: Handreichung für Musiklehrer. Hrsg. vom Staatsinstitut für Schulpädagogik und Bildungsforschung München. Regensburg. ConBrio. –  1996.

5. Musik im Kontext. Werk und Zeit von Monteverdi bis heute. Materialien für fächerverbindenden Unterricht ab Schulstufe / hrsg. von Ursen Lindner und Wieland Schmidt. - Rum, Innsbruck. – 2004.

6. Feuchrich H.-Jurgen. Stillparallelen der Künste im Musikunterricht. – Regensburg, Bosse. – 1988.

7. Rudolf-Dieter K. Musik und Bildende Kunst. – Musikpädagogische Forschung. – Essen. – Der Blaue Eule. – 1990.

8. Jank W., Jung H. Musik und Kunst. Erfahrung – Deutung – Darstellung. Ein Gespräch zwischen den Wissenschaften. – Mannheim :  Paltium-Verlag. – 2000.

9. Integrative Musikpädagogik : neue Beitr. zur polyästh. Erziehung / hrsg. v. W.Roscher. – Wilhelmshaven : Heinrichhofen. – 1983.

10. Sündermann H., Ernst B. Klang – Farbe – Gebärde. Musikalische Grafik / hrsg. v. A.Eder. – Verlag Anton Schroll & Co. Wien und München. – 1981.

11. Dobretzberger F.Farb-Musik. Leitfaden für eine kombinierte Farben- und Musiklehre. – Berlin. – 1993.

12. Brandtstätter U. Bildende Kunst und Musik im Dialog / hrsg. v. R.-D.Kraemer. – Wißner-Verlag. Augsburg. – 2004.

13. Engel I. Auf Spurensuche in Fantasiewelt. Musik und bildende Kunst in der Begegnung. / hrsg. v. J.Ribke und M.Dartsch. – ConBrio Fachbuch. Band 11. ConBrio Verlagsgesellschaft.
– 2004.

14. Schmid S. Musikunterricht(en) im 21. Jahrhundert. Bebegnungen – Einblicke – Visionen. Wißner-Verlag. – Augsburg. – 2015.

15. Schillmöller M. Musik. Kunst. Kultur verstehen im Wechselspiel der Künste. – Helbling, Innsbruck. Esslingen. Bern-Belp. – 2016.

16. Steincke D. Bildgestaltenes Verstehen von Musik. – Verlag Königshausen & Neumann GmbH. Würzburg. – 2007.

17. Trau deinen Augen. Kunstbetrachtung an Waldorfschulen / hrsg. von Wolfgang-M.Auer. – Pädagogische Forschungsstelle beim Bund der Freien Waldorfschulen. – 2012.

18. Steiner, Rudolf: Zur Sinneslehre.Themen aus dem Gesamtwerk. – Nr. 1 / Hrsg. v. Christoph Lindenberg. Stuttgart. – 1981.

19. Auer Wolfgang-M. Sinnes-Welten. Die Sinne entwickeln, Wahrnehmung schulen, mit Freude lernen. – Kösel-Verlag München. – 2007.

20. Büchi P. Sinnesentwicklung und Sinnespflege durch Formenzeichen. Ein Arbeitsbuch mit Anregungen für Unterricht und Erziehung. – Freier Pädagogischee Arbeitskreis. – 2001.

21. Büchi P. Anregungen zum Formenzeichnen in Erziehung und Therapie. – Freier Pädagogischee Arbeitskreis. – 2013.

ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА КАФЕДР ПЕДАГОГИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ УКРАИНЫ (1946-1990)  
Башкир О. И.  (скачать)
[in Ukrainian]

В статье на основе изучения архивных материалов охарактеризовано содержание работы кафедр педагогики высших педагогических учебных заведений Украины общественно-педагогического направления в течение 1946–1990 годов, охватывающее просветительско-пропагандистскую работу среди учителей и преподавателей, управленческого персонала общеобразовательных учреждений, родителей, широких слоев населения. Работа с учителями и преподавателями предусматривала проведение для них политзанятий, лекций, докладов, конференций, дискуссий, совещаний и консультаций, проведение и участие в семинарах и курсах повышения квалификации учителей, оказание помощи для работников дошкольных учреждений, школам в организации учебно-воспитательной работы, создание и обеспечение работы секций методики преподавания в высшей школе. Работа с руководством общеобразовательных учреждений охватывала организацию, разработку программ и проведение семинаров для директоров школ. Работа с родителями включала организацию родительских лекториев, проведение лекций и докладов в родительских университетах, школах, клубах, дворцах пионеров, предприятиях, предоставление консультаций для родителей. Работа среди широких слоев населения предусматривала проведение массовых лекций и докладов в садах, парках, дворцах культуры, заводах, учебных заведениях, общежитиях, организацию конференций, тематических вечеров, встреч, участие в проведении курсов и семинаров для пропагандистов, профориентационную деятельность, публикации статей в социальных газетах и журналах.

Ключевые слова: кафедра, педагогика, общественность.

1. Башкір О. І. Особливості діяльності кафедри педагогіки Одеського державного педагогічного інституту імені К. Д. Ушинського (1945–1970 р.р.) / О. І. Башкір  // Проблеми інженерно-педагогічної освіти : збірник наукових праць. – Х., 2016. – Вип. 50–51. – С. 47–57.

2. Башкір О. І. Форми роботи з громадськістю кафедри педагогіки Одеського державного педагогічного інституту імені К. Д. Ушинського (50–60-ті роки XX ст.) / О. І. Башкір  // Педагогізація соціального середовища в роботі з різними соціальними суб’єктами : Матеріали науково-практичної конференції, 22 листопада 2016. – Х., 2016. – С.28–30.

3. Пилипенко В. І. Про підготовку майбутніх учителів до роботи з піонерами / В. І. Пилипенко // Вища педагогічна освіта. – 1965. – Вип. 1. – С. 75–79.

4. Архів Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова (НПУ), ф. Р-346, оп. 10, спр. 1725 «План и отчет по учебно-методической и политико-воспитательной работе кафедры педагогики за 1983–1984 у.г.», арк. 59.

5. Архів НПУ, ф. Р-346, оп.10, спр.1724 «Отчет об научно-исследовательской работе кафедры педагогики за 1983г.», арк.22.

6. Архів ХНПУ імені Г. С. Сковороди, ф. Р-4293, оп. 6, спр. 296 «Протоколы совета института за 1984–1985у.г.», арк. 200.

7. Архів ХНПУ імені Г. С. Сковороди, ф. Р-4293, оп. 6, спр. 568 «Кафедра педагогики. Протоколы №№ 1–18 заседаний кафедры и документы к ним», арк. 180.

8. Державний архів м. Києва, ф. Р-346, оп. 2, спр. 1706 «План и отчет об учебно-методической и научно-исследовательской работе кафедры педагогики за 1959–1960 уч. год», арк. 66.

9. Державний архів м. Києва, ф. Р-346, оп.2, спр. 2998 «Протоколы заседаний кафедры общей педагогики за 69–70 у.г.», арк. 95.

10. Державний архів м. Києва, ф. Р-346, оп.2, спр. 489 «План и отчет об учебно-методической и научно-исследовательской работе кафедры педагогики за 1950–1951 уч. год», арк. 31.

11. Державний архів Одеської області, ф. Р-6570, оп.1, спр. 126 «Отчеты в свете решений XIX съезда партии кафедр Одесского педагогического института
им. К. Д. Ушинского», арк. 287.

12. Державний архів Одеської області, ф. Р-6570, оп. 1, спр. 64 «Книга протоколів засідань кафедри педагогіки і психології», арк. 78.

13. Державний архів Одеської області, ф. Р-6570, оп. 3, спр. 79 «Книга протоколов кафедры педагогики и психологи», арк. 70.

14. Державний архів Харківської області, ф. Р-4293, оп.2, спр. 245 «Материалы по организации связи института со школой», арк.23.

15. Державний архів Харківської області, ф. Р-4293, оп.2, спр. 601 «Стенограмма конференции учителей-выпускников института 8-го мая 1955 года», арк.2.

16. Державний архів Харківської області, ф. Р-4293, оп. 2., спр. 218 «Протоколы заседаний научной конференции кафедр института, посвященной итогам работы института за 1948 год», арк. 39.

17. Державний архів Харківської області, ф. Р-4293, оп. 2., спр. 802 «Отчеты о работе института за 1958–1959 у.г.», арк.205.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ВЫБОР В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ: ОПЫТ И НАСТОЯЩЕЕ  
Герасименко Л. В.  (скачать)
[in Ukrainian]

В исторической ретроспективе проанализирован опыт организации выбора в разных дидактических системах, выявлены недостатки и прогрессивные идеи его использования. Доказано, что выбор определяется личностными детерминантами и может изменять индивидуальные свойсва человека, помогая в самосовершенствовании. Рассмотрена фуркация как один из возможных путей реализации выбора содержания образования, ее роль в истории развития дидактических систем и возможные способы внедрения в современных условиях. Определено понятие дидактического выбора и предложена методика его организации, которая предполагает такие этапы: подготовительно-мотивационный, мотивационно-ориентировочный, процесуально-деятельностный, аналітично-оценочный, корректировочный.

Ключевые слова: выбор, дидактический выбор, фуркация, методика организации дидактического выбора, комбинированное обучение.

1. Вентцель К. Н. Дом свободного ребенка / К. Н. Вентцель. – М. : «Земля и фабрика», 1923. – 58 с.

2. Вирениус А. Соображения школьного врача по поводу школьной реформы с точки зрения гигиены и телесного воспитания / А. Вирениус // Русская школа. – 1900. – № 1. – С. 131–141.

3. Герасименко Л. В. П. Каптерєв про вибірковий компонент змісту освіти / Л. В. Герасименко // Інновационная деятельность в образовании : сб. научн. статей VII Международной научно-практической конференции (Москва–Пушкино, 23 апреля 2013). – Ч. І. – Москва-Пушкино, 2013. – С. 313–320.

4. Гузик М. П. Комбінована система організації навчально-виховного процесу в загальноосвітній школі : дис. …кандидата пед. наук : 13.00.09 / Гузик Микола Петрович. – К., 2004. – 230 с.

5. Каптерев П. Наша будущая средняя школа / П. Каптерев // Образование. – 1901. – № 11. – С. 1–22.

6. Музиченко О. Реформа школи чи шкільна реформа / О. Музиченко // Вільна українська школа. – 1918–1919. – Том ІІ. – С. 201–207.

7. Науменко В. Проект реформы средней школы / В. Науменко // Вестник Европы. –1916.– № 8. – С. 263–291.

8. Подласый И. П. Педагогика : новый курс : в 2 кн. / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2. – 256 с.

9. Руссо Ж.-Ж. Избранное / Ж.-Ж. Руссо. – М. : Детская литература, 1976. – 324 с.

10. Толстой Л. Н. Воспитание и образование / Л. Н. Толстой // Педагогические сочинения. – М. : Педагогика, 1989. – С. 209–231.

11. Чепіга (Зеленкевич) Я. Ф. До національної школи / Я. Ф. Чепіга // Вибрані педагогічні твори: навч. посібник. – Х. : «ОВС», 2006. – С. 22–24.

12. Центральний державний історичний архів України у Києві. Ф 707 Управління попечителя Київського навчального округу // Оп. 81. Спр. 72 Законопроекты Министерства народного просвещения, 1913, 444 арк.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАК СУБЪЄКТ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
Зеленская Л. Д.  (скачать)
[in Ukrainian]

Определены место и роль преподавателя в образовательном пространстве вуза; дана характеристика генезиса миссии, функций, социально-профессионального статуса преподавателей отечественных высших учебных заведений в дореволюционную, советскую, постсоветскую эпохи; акцентировано внимание на современных вызовах, стоящих перед профессорско-преподавательским составом национальных вузов в контексте новой образовательной парадигмы, евроинтеграционных процессов, радикальной перестройки деятельности вузов; предложена система мер с целью преодоления рисков, деформации, искажений в деятельности профессорско-преподавательского корпуса вузов; определен социокультурный облик преподавателя XXI века.

Ключевые слова: преподаватель, высшее учебное заведение, вызовы, роль, функции, миссия, тенденции, мероприятия, облик.

1. Астахова В. И. Профессиональное выгорание педагогов: причины, последствия, возможности преодоления / В. И. Астахова // Кадровый потенциал современных образовательных систем: состояние и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф. – 18 февраля 2016. – Х. : Изд-во НУА, 2016. – С. 36–40.

2. Астахова Е. В. «Синдром сопротивления» преподавательского корпуса – новый вызов реформам / Е. В. Астахова // Кадровый потенциал современных образовательных систем: состояние и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф. – 18 февраля 2016. – Х. : Изд-во НУА, 2016. – С.13–19.

3. Астахова Е. В. Кадровый корпус высшей школы Украины: метаморфозы развития : монография / Е. В. Астахова. – Х. : Изд-во НУА, 2006. – 187 с.

4. Бакиров В. С. Трансформация университета, функции и статус университетского преподавателя / В. С. Бакиров // Кадровый потенциал современных образовательных систем: состояние и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф. – 18 февраля 2016. – Х. : Изд-во НУА, 2016. – С. 3–12.

5. Зеленська Л. Д. Роль і місце вчених рад у формуванні професорсько-викладацького складу університетів України: історико-педагогічний аспект / Л. Д. Зеленська // Кадровый потенциал современных образовательных систем: состояние и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф. – 18 февраля 2016. – Х. : Изд-во НУА, 2016. – С. 117–122.

6. Золотухіна С. Т. Професійно-педагогічна компетентність викладача вищого навчального закладу (історико-педагогічний аспект) / С. Т. Золотухіна, Л. Д. Зеленська. – Х. : ХНПУ імені Г.С. Сковороди, 2007. – 185 с.

 

СЛОВЕСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФОРМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ  
Кузнецова И. А.  (скачать)
[in Ukrainian]

В статье рассматривается словесная характеристика как альтернатива бальному оцениванию знаний, умений и навыков студентов. Проводится историческое рассмотрение использования словесного оценивания в педагогической практике. Приводятся взгляды великих педагогов второй половины ХІХ века о применении словесных характеристик в педагогический процесс. Н. Пирогов стремился преодолеть формализм контроля, в частности, экзаменов. П. Каптерев предлагал оценки в балах заменить письменными характеристиками. С. Миропольский считал баллы временным способом оценивания знаний, который нужно заменить хорошим преподаванием. Н. Чехов предлагал новую систему оценки, которая бы указывала на степень усвоения и отношения ученика к предмету. Школа К. Алчевской стала воплощением идей, касательно наблюдений за развитием учеником на протяжении учебы. Представлены обобщенные взгляды указанных педагогов о недостатках балльной системы оценивания. Наводятся примеры использования словесной характеристики знаний студентов в настоящее время.

Ключевые слова: балльное оценивание, словесная характеристика, контроль знаний.

1. Айнштейн В. Преподаватель и студент: искусство общения / В. Айнштейн // Высшее образование в России. – 2000. – № 6. – С. 85–91.

2. Герасименко Л. В. Дидактична концепція П. Каптерєва : монографія / Л. В. Герасименко. – Кременчук : Видавництво ПП Щербатих О. В., 2013. – 456 с.

3. Золотухина С. Т., Лозовая В. И. Контроль учебно-познавательной деятельности студентов (историко-педагогический аспект) : монография, О. Д. Пташный. – Х. : Издательство Вировець А. П. Издательская группа «Апостроф», 2012. – 288 с.

4. Микитась В. Давньоукраїнські студенти і професори / В. Микитась. – К. : Абрис, 1994. – 288 с.

5. Пташний О. Д. Теорія і практика контролю результатів навчально-піднавальної діяльності студентів вищих навчальних закладів України у др. п. ХІХ ст. : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. н. : спец. 13.00.01 „Загальна педагогіка та історія педагогіки” / О. Д. Пташний. – Х., 2003. – 20 с.

6. Чехов Н. В. К вопросу об оценке успехов учащихся / Н. В. Чехов // Русская школа. Общепедагогический журнал для учителей и деятелей по народному образованию. – Петроград, 1915. – № 1–3. – С. 1–14.

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УКРАИНСКОГО ВЫСШЕГО ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
Плаксий Т. Н., Лепа М. С.   (скачать)
[in Ukrainian]

В статье исследованы основные этапы становления правового образовании, научная литература по теме. На основе произведенного анализа определены особенности университетского правового образования в Украине ХVІІ – нач. ХХІ вв., его характерные черты, смысловые особенности и достижения на каждом из этапов. Установлено, что правовое образование в Украине прошло путь от канонического права к светскому, как источнику кадров для органов государственного управления, для правоохранительной системы и т.д. Особенности развития высшего правового образования на каждом из этапов определяются: 1) социально-историческими и политическими предпосылками; 2) становлением высшего профессионального образования; 3) содержанием высшего правового образования; 4) потребностью в кадрах правоведов-юристов; 5) юридическим обеспечением высшего правового образования. За время государственной независимости Украины в системе высшего правового образования, которая модернизируется, так и не преодолены позитивистские стереотипы правового мышления в подготовке юристов-правоведов.

Ключевые слова: правовое образование, юридическое образование, право, университет, прецедент, правовой позитивизм.

1. Бігун В. С. Юридична професія та освіта. Досвід у США у порівняльній перспективі / В. С. Бігун. – К. : Юстиніан, 2006. – 272 с.

2. Відбулася презентація Концепції розвитку юридичної освіти в Україні [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.osce.org/uk/ukraine/265861.

3. Гусарєв С. Д. Юридична діяльність: методологічні та теоретичні аспекти : монографія / С. Д. Гусарєв. – К. : Знання, 2005. – 375 с.

4. Метод кейсов. Материал из E-xecutive [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http: /www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/.

5. Немченко С. С. Становлення правової освіти в Україні в ХVІІ – на початку ХХ століття / С. С. Немченко // Науковий вісник Херсонського державного університету. – 2015. – Вип. 4. – Том. 1. – С. 36–40.

6. Немченко С. С. Особливості розвитку правової освіти в Україні в УСРР-СРСР у 1920–1991 рр. / С. С. Немеченко // Науковий вісник Херсонського державного університету. – 2015. – Вип. 3–2. – Том 1. – С. 17–21.

7. Правове виховання в сучасній Україні : монографія / За ред. В. Я. Тація, А. П. Гетьмана, О. Г. Данильяна. – Х. : Право, 2013. – 440 с.

8. Сущенко В. М. Сучасні проблеми реформування юридичної освіти і науки в Укарїні /   В. М. Сущенко // Наукові праці : науково-методичний журнал. – Миколаїв, 2007. – Т. 69. – Вип. 56. – С. 184–187.

9. Требін М. П. Філософія правової освіти в Україні: напрями і перспективи / М. П. Требін // Соціально-гуманітарні вектори педагогіки вищої школи : Матеріали V Міжнародної конференції. – 24–25 квітня 2014. – Х. : ХНУМГ, 2014. – С. 33–38.

10. Жебровська К. А. Особливості моделей юридичної освіти в США / К. А. Жебровська // Порівняльно-аналітичне право. – 2014. – № 5. –– С. 27–29.

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ МУЖЧИН В КРЕМЕНЧУГЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХІХ – НАЧАЛА ХХ ВВ. (НА ПРИМЕРЕ АЛЕКСАНДРОВСКОГО РЕАЛЬНОГО УЧИЛИЩА)  
Федоренко С. А., Бутко Л. В.  (скачать)
[in Ukrainian]

В статье на основе анализа литературы и первоисточников предпринята попытка краткого анализа становления системы профессионального образования для мужской части населения г. Кременчуга Полтавской губернии второй половины XIX – начала ХХ вв. на примере Александровского реального училища. Охарактеризованы особенности и условия основания и функционирования реального училища; обозначены источники финансирования учебного заведения, материальное состояние, требования к преподавательскому составу и абитуриентам, специфика учебно-воспитательного процесса и т. п. Отмечено, что в Кременчуге реальное училище было основано как первое в городе среднее учебное заведение, в котором мужчины имели возможность получить профессиональное образование; в конце XIX века статус училища изменился: оно превратилось в общеобразовательную среднюю школу с преобладанием в учебных планах предметов реального цикла.

Ключевые слова: профессиональное образование, образование для мужчин, реальное училище.

1. Ежегодник Полтавского губернского земства на 1896 год. Год второй. – Полтава : типография Н. А. Дохман, 1896. – 230+100 с.

2. Карманное политико-статистичское землеописание Российской империи ; составлено А. Романовым. Ч. 1-я. – СПб. : тип- департамента уделов, 1865. – 553 с.+81 с.

3. Крот В. О. Нариси Кременчуцького повітового земства : монографія / В. О. Крот, Л. М. Крот. – Кременчук : ПП Щербатих О. В., 2016. – 192 с.

4. Лушакова А. Н. Улицами старого Кременчуга / А. Н. Лушакова, Л. И. Евселевский. – Кременчуг : Изд-во «Кременчуг», 2001. – 224 с.

5. Португалов В. Земская медицина в Полтавской губернии. Обзор книги «Труды первого съезда земских врачей Полтавской губернии» / В. Португалов // Земский обзор. – 1883. – № 6.

6. Систематический сборник постановлений Кременчугского (Полтавской губернии) уездного земского собрания 1865–1899 гг. ; сост. Бондаренко О. М. – Кременчуг : Типография И. А. Диковского, 1900. – 871 с.

7. Справочная и адресная книга города Кременчуга на 1875 год. ; Сост. К. Корчаков и Г. Розенталь. – Кременчуг : Тип. Г. Розенталь, 1887. – 225 с.

8. Статистический ежегодник Полтавского губернского земства. Год 6-й. – Полтава : типография Н. А. Дохмана, 1902. – 306+209 с.

9. Хмелівська С. І. Розвиток іншомовної освіти у середніх навчальних закладах Київської учбової округи (друга половина ХІХ – початок ХХ ст.) : дис. ….канд. пед. наук. / С. І. Хмелівська. – Житомир, 2015. – 248 с.

10. Центральний державний історичний архівУкраїни у м. Києві. – Ф. 707. – Оп. 38. – Спр. 6780. – 1887. – 70 арк.

11. Центральний державний історичний архівУкраїни у м. Києві. – Ф. 707. – Оп. 41. – Спр. 14. – 1875. – 82 арк.

12. Центральний державний історичний архівУкраїни у м. Києві. – Ф. 707. – Оп. 87. – Спр. 6562. – 1883. – 58 арк.

13. Центральний державний історичний архівУкраїни у м. Києві. – Ф. 707. – Ф. 707. – Оп. 87. – Спр. 6693. – 166 арк.

РАЗВИТИЕ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ст.
Большакова И. А.  (скачать)
[in Ukrainian]

В статье проанализированы общие тенденции реформирования содержания обучения в начальной школе во второй половине ХХ в. на Украине, обусловленные организационными, политическими и экономическими факторами. Определены и охарактеризованы три этапа развития межпредметной интеграции содержания начального обучения исследуемого периода. Проанализированы источники возникновения идеи на каждом этапе, нормативные документы, регулирующие организацию обучения, практический опыт учителей. Выявлено прогрессивные идеи и возможности их использования в современных условиях. В статье обосновывается важность реализации межпредметной интеграции содержания обучения в начальной школе на современном этапе, практическая ориентированность данного подхода и роль в разгрузке инвариантной составляющей содержания обучения в начальной школе.

Ключевые слова: интеграция, межпредметная интеграция, межпредметные связи, комплексное обучение, начальная школа.

1. Кендюхова А. А. Інтеграційні процеси в системі післядипломної педагогічної освіти / А. А. Кендюхова // Імідж сучасного педагога. – 2003. – № 9. – С.20–22.

2. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствования процесса обучения : кн. для учителя / В. Н. Максимова. – М. : Просвещение, 1984. – 143 с.

3. Педагогический словарь / И.А Каировглав, ред. Н. К. Гончаров, Н. Д. Казьмин и др. – М. : Издательство Академии педагогических наук, 1960. – Т. 1. – 774 с.

4. Савченко О. Я.  Зміст шкільної освіти на рубежі століть / О. Я. Савченко // Шлях освіти. – 2000 – № 3.– С. 2–6

5. ДАМО, ф. Р-91, оп. 2, Спр. 6. Доклад заведующего Николаевского гороно т. Тарана на августовском совещании учителей г. Николаева (5 августа 1960 г.), 56 арк.

6. ДАСО ф. Р – 4114 оп. 1., Спр. 473 Протоколи педагогічних рад з 1.09.1960 –1.06.1961 – 63 арк.

7. ДАСО ф. Р – 3418 Сумской областной институт усовершенствования учителей. Сумской областной отдел народного образования оп.1, Д 57 Министерство просвещения УССР. Сумской областной институт усовершенствования учителей. Отчеты о работе районных педагогических кабинетов за 1954/55 уч.г.  начато 13.06.55 г. – окончено 4.07.55 г. – 227 арк.

8. ДАСО ф. Р – 3418 Сумской областной институт усовершенствования учителей. Сумской областной отдел народного образования оп.1, Спр. 57 Звіт Роменського районного педагогічного кабінету за 1954-55 н.р. почато 13.06.55 – закінчено 4.07.55 рр. – 227 арк.

СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ  
Давидюк С. Г., Шаманская А. В.  (скачать)
[in Ukrainian]

В статье рассмотрено значение и преимущества субъект-субъектного подхода к организации педагогического процесса. Раскрыта сущность понятий «объект», «субъект», «субъект-объектный подход», «субъект-субъектный подход». Выделены особенности субъект-субъектного взаимодействия и механизм его реализации. Обращено особое внимание на то, что субъект-субъектный подход является одной из ключевых составляющих эффективного взаимодействия участников педагогического процесса, поскольку предусматривает взаимный и плодотворное развитие качеств личности как студента, так и преподавателя в процессе их общения и совместной деятельности. На основе анализа психолого-педагогической литературы определена сущность фасилитативного общения как вида гуманистической педагогического взаимодействия учителя и учащихся, основанное на субъект-субъектных отношениях взаимопринятия, взаимоуважения, сопереживание, толерантности, оказания помощи.

Ключевые слова: педагогический процесс, фасилитация, субъект-субъектное взаимодействие, субъект-объектное взаимодействие, партнерство.

1. Балл Г. О. Сучасний гуманізм і освіта : навчально-методичний посібник / Г. О. Балл. – Рівне, 2003. – 180 с.

2. Герасименко Л. В. Способи взаємодії у процесі підготовки магістрів (історія і сучасність) / Л. В. Герасименко // Innovative solutions in modern science. – Dubai, 2017. – № 2 (17). – С. 59–70.

3. Грабовська С. Л. Конфлікти без насильства : посібник / С. Л. Грабовська, Т. В. Равчина. – Львів : Фонд "Україна-Європа", 2001. – 276 с.

4. Димова О. В. Педагогические условия развития способности к фасилитирующему взаимодействию у будущих учителей : дис. … канд. пед. н. : 13.00.01 / О. В. Димова. – Хабаровск, 2002. – 190 с.

5. Кондрашихіна О. О. Формування здатності до фасилітаційних впливів у майбутніх практичних психологів : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. псих. н. : спец. 19.00.07 “Педагогічна та вікова психологія” / О. О. Кондрашихіна. – К., 2004. – 20 с.

6. Коломійченко С. Ю. Підготовка майбутнього вчителя у вищих педагогічних навчальних закладах до організації фасилітаційного спілкування з учнями: автореф. дис. ... канд. пед. н. : 13.00.04 / С. Ю. Коломійченко. – Х., 2010. – 22 с.

7. Левченко Т. І. Розвиток освіти та особистості в різних педагогічних системах : монографія / Т. І. Левченко. – Вінниця : Видавництво «Нова книга», 2002. – 512 с.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЧЕСТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРАКТИКЕ
Сопова Д. О.  (скачать)
[in Ukrainian]

В работе определены исторические особенности формирования академической честности студентов. Рассмотрено влияние проявлений академической нечестности на этические ценности высшего образования. Определено, что распространенность плагиата среди студентов и их отношения к проявлениям академической нечестности влияют на культурные условия, а также на академическую среду. Доказана необходимось исследования и сравнения академического поведения в различных странах для установления эквивалентных стандартов образования в Европе. Выявлена зависимость распространенности плагиата от культурной характеристики академического окружения. «Модели» университетов мира представлены как стили обучения, которые начали развитие академической честности будущих специалистов. Исследованы особенности юстиции университетов Европы Нового времени и их влияние на этическое поведение студентов.

Ключевые слова: академическая честность, этические кодексы, «модели» университетов мира.

1. Рогожа М. Академическая честность как этическая проблема / М. М. Рогожа // Ведомости прикладной этики. – Тюмень, 2016. – Вып. 49. – С. 99–109.

2. Морозова М. Європейський університет – інститут у Флоренції / М. Морозова // Європейський альманах. Історія. Традиція. Культура. – М. : Наука, 1993. – С. 170–174.

3. Добко Т. Академічна культура як необхідна передумова ефективного управління сучасним університетом в умовах автономії / Т. Добко // Університетська автономія. – К. : Дух і Літера, 2008. – С. 93–102.

4. Фініков Т. В. Академічна чесність як основа сталого розвитку університету / Т. В. Фінікова, А. Є. Артюхова. – К. : Таксон, 2016. – 234 с.

Психологические проблемы современного образования

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ  
Белоус Р. Н., Писаренко Д. О.  (скачать)
[in Ukrainian]

Рассмотрена мотивация личности как совокупность факторов, определяющих поведение человека. Проанализированы взгляды древних философов на природу потребностей и их удовлетворения. Определена модель непрерывного становления и развития личности. Раскрыта цель поведения личности как стремление к поддержанию баланса между удовольствием и неудовольствием. Систематизированы концептуальные модели мотивации в пределах интроспекции и экзистенциальной психологии, а также бихевиоризма и психоанализа. Исследованы когнитивные теории мотивации, что объясняют возникновение и активацию мотивов поведения человека. Обоснованно мотивационная сфера как подструктура личности, включающая устойчивые мотивационные образования.

Ключевые слова: мотивационная сфера, мотивация, мотив, потребности.

1. Вилюнас В. С. Психологические механизмы мотивации человека / В. С. Вилюнас. – М. : МГУ, 1990. – 288 с.

2. Занюк С. С. Психологія мотивації / С. С. Занюк. – К. : Либідь, 2002. – 304 с.

3. Ильин Е. И. Мотивация и мотивы / Е. И. Ильин. – СПб. : Питер, 2003. – 512 с.

4. Крылова А. А. Психология / А. А. Крылова. – М. : Проспект, 2005. – 752 с.

5. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижений / Х. Хекхаузен. – СПб. : Речь, 2001. – 240 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  
Белоус Р. Н., Шай В. Т.  (скачать)
[in Ukrainian]

Обоснована необходимость изучения психологических особенностей креативности и ее развитие у младшего школьного возраста. Рассмотрено влияние креативности на творческие достижения в будущем. Определены творческий потенциал как основу одаренности. Проанализированы творческую одаренность, принципы ее формирования, развития и становления. Систематизированы условия стимулирования развития креативности, а также факторы, которые ей препятствуют. Раскрыты особенности психологических и физиологических изменений детей младшего школьного возраста. Исследована имеющийся уровень творческих способностей и креативного мышления у младших школьников.

Ключевые слова: творческий потенциал, одаренность, креативность.

1. Методи психодіагностики підлітків : навчальний посібник з пропедевтичної практики для студентів педагогічних і психологічних спеціальностей / За ред О. Д. Кравченко, В. Ф. Моргуна. – Полтава, 1995. – С. 67–69.

2. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – Москва : Academia, 2003. – 225 с.

3. Тітов І. Г. Розвиток творчої уяви молодших школярів : навч.-метод. посібник для шкільних психологів та вчителів / за ред. Г. О. Балла. – Полтава : Астрая, 2006. – 112 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНСТИТУТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ  
Лебединская А. А.  (скачать)
[in Ukrainian]

Проанализированы психологические аспекты проблемы восприятия политической власти студенческой молодежью на основе экспериментального исследования, осуществленного на базе Кременчугского национального университета. Проведено сравнение восприятия институтов политической власти студентами младших и старших курсов. Определены интропсихические факторы, влияющие на политическое сознание молодежи. Для исследования восприятия были выбраны такие качества как социальные убеждения, степень социальной изолированности, степень доминирования-подчинения, эмоциональная стойкость, конформизм, зависимость от группы. Было доказано, что одна из основных составляющих процесса формирования образа институтов власти – это система ценностей личности.

Ключевые слова: образ власти, социализация, социальная изолированность, интропсихические факторы.

1. Бортніков В. І. Політична участь і демократія : українські реалії / В. І. Бортніков. – Луцьк : Вежа, 2007. – 524 с.

2. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Дж. Брунер. – Москва : Прогрес,1977. – 413 с.

3. Гажієнко Ю. Проблеми політичної соціалізації молоді в сучасних умовах / Ю. Гажієнко // Вісник НАДУ. – 2005. – № 2. – С. 417–418.

4. Егорова-Гантман Е. В. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков / Е. В. Егорова-Гантман. – Москва : Знание, 1994. – 265 с.

5. Психология восприятия власти ; под ред. Е. Б. Шестопал. – Москва : Социально-политическая МЫСЛЬ, 2002. – 244 с. (Серия «Научные доклады», Вып. 1).

6. Райдогорский Д. Я. Психология личности : хрестоматия / Д. Я. Райдогорский. – [изд. 2-е, доп.]. – Т. 1. – Самара : Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. – 448 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПОМОЩИ РАБОТНИКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ  
Литвинова О. В., Федоренко Д. Р.  (скачать)
[in Ukrainian]

В статье актуализируется проблема психологической помощи работникам образовательных учреждений по преодолению эмоционального выгорания. Обоснована актуальность изучения данной проблемы в связи с социально-экономической и политической ситуацией, которая характеризуется неопределенностью, сложностью и разнообразием, а также постоянно возрастающими требованиями к профессиональной компетентности работников сферы образования. Представлена характеристика феномена эмоционального выгорания как синдрома, который развивается на фоне постоянного влияния на человека стрессовых ситуаций, определены его проявления. Сделан акцент та том, что переживание стрессовых ситуаций работников сферы образования проявляется на различных уровнях общественных отношений и психологическая помощь должна осуществляться как на уровне государства, образовательного учреждения, так и на уровне непосредственного окружения работника и внутренних ресурсов самой личности. Охарактеризованы методы оказания психологической помощи с помощью использования арт-терапевтических упражнения, медитативных техник, элементов когнитивно-поведенческой терапии.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, работник сферы образования, стрессовое состояние, напряжение, утомление, психологическая помощь.

1. Гаджиева Н. М. Основы самосовершенствования : Тренинг самосознания / Н. М. Гаджиева, Н. Н.Никитина, Н. В. Кислинская. – Екатеринбург : Деловая книга, 1998. – 144 с.

2. Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. – СПб. : Питер, 2002. – 496 с.

3. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. – СПб. : Речь, 2002. – 467 с.

4. Терлецька Л. Г. Психологія здоров’я : арт-терапевтичні технології : навчальний посібник / Л. Г.Терлецька. – К. : Видавничий Дім «Слово», 2016. – 128 с.

5. Технології роботи організаційних психологів : Навч. посіб. для студентів вищ. навч. закл. та слухачів ін-тів післядиплом. освіти / За наук. ред. Л. М. Карамушки. – К. : Фірма «ІНКОС», 2005. – С.274–307.

6. Траверсе Т. М. Психологія викладацької діяльності : підручник / Т. М. Траверсе. – К. : Наук. світ, 2009. – 269 с.

7. Емоційне вигорання / Упоряд. : В. Дудяк. – К. : Главник, 2007. – 128 с.

ПСИХОТЕХНИКА УСПЕХА НА ЭКЗАМЕНАХ  
Моргун В. Ф.  (скачать)
[in Ukrainian]

Проанализировано отношение студентов к учебе и их поведение во время занятий. Рассмотрены способы помощи способным и неспособным студентам во время экзаменационной сессии. Систематизированы проблемы способных студентов во время экзамена учитывая стратегии «самозакапывания» и «самоспасения». Конкретизирована тактика успешного поведения студентов во время экзамена. Обоснована проблема равнодушия студентов к изучению научных дисципин и успешной сдачи экзаменов. Проанализирована вероятность получения положительной оценки слабыми студентами. В контексте системного подхода раскрыта формула «универсальной шпаргалки». Даны рекомендации  относительно усовершенствования оценивания в школе (по Л.И. Новиковой, А.А. Захаренко) и внедрения Болонской системы в высшей школе.

Ключевые слова: оценка, уровень знаний студента, психотехнический прием восхождения от абстрактного к конкретному, психотехнический прием системной формулы «универсальной шпаргалки».

1. Амонашвили Ш. А. Об оценках / Ш. А. Амонашвили // Основы гуманной педагогики : в 20 кн. – Кн. 4. – М. : Амрита, 2012. – 486 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.livelib.ru/book/1000584763-osnovy-gumannoj-pedagogiki-v-20-knigah-kniga-4-ob-otsenkah-shalva-amonashvili

2. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки / Б. Г. Ананьев // Избр. психол. труды : в 2 т. – М. : Педагогика, 1980. – Т. ІІ. – С. 129–267.

3. Кондаш О. Хвилювання : страх перед випробуванням / Ондрей Кондаш; пер. із словаць. – К. : Рад. школа, 1981. – 170 с.

4. Моргун В. Ф. Інтедифія освіти : Психолого-педагогічні основи інтеграції та диференціації (інтедифії) навчання. Курс лекцій / В. Ф. Моргун. – Полтава : Наукова зміна, 1996. – 78 с.

5. Моргун В. Ф. Соотношение структурно-функциональной архитектоники образовательной системы и многомерной личности / В. Ф. Моргун // Исследования гуманитарных систем. – Вып. 3 : Структуры и процессы в образовательных системах / научн. ред. и сост. А. А. Остапенко. – Краснодар: Парабеллум, 2015. – С. 66–87.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ НЕВРОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У СТУДЕНТОВ  
Ткач Т. В., Жайворонок Ю. С.  (скачать)
[in Ukrainian]

Осуществлен теоретический анализ проблемы влияния психологических факторов на формирование невротических состояний у студентов. Обоснована актуальность исследования, обусловленная нестабильностью, сложностью и разнообразием социального пространства с одной стороны, а с другой – новой социальной ролью студента, которая требует усилий для адаптации к новым требованиям, новому социальному окружению. Указано, что именно в этот возрастной период происходит интенсивное развитие личности, формирование ее интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, системы ценностных ориентаций, профессионализация и самоопределения в жизненном пространстве, а невротические состояния деструктивно сказываются на жизнедеятельности студентов, процессах личностного развития, адаптации к обучению и самореализации. Проанализированы основные подходы к пониманию невротических состояний личности, предоставлена их классификация. Отмечено, что существующие социально-психологические, экономические и бытовые факторы оказывают влияние на формирование невротических состояний в студенческом возрасте. Рассмотрены основные модели психокоррекционных и профилактических техник преодоления невротичности у студенческой молодежи. Актуализирован вопрос о необходимости создания системы психологического сопровождения студентов в вопросе адаптации к условиям обучения в вузе и нахождения механизмов преодоления невротизации.

Ключевые слова: невроз, невротическое состояние, студенческий возраст, адаптация, психологический стресс, психологическая помощь.

1. Балабанова Л. М. Актуализация процессов психосоматического совершенствования студентов в условиях высшей школы / Л. М. Балабанова // Вестн. Харьков. ун-та. – Сер. «Психология». – 2000. – № 472. – С. 12–14.

2. Буяльська Т. Б. Теоретичні та практичні аспекти роботи кураторів з адаптації студентів першого курсу в умовах вищого навчального закладу / Т. Б. Буяльська, М. Д. Прищак // Вісн. Вінницького політех. інст. – 2008. – № 5. – С. 105–112.

3. Волгина Т. Ю. Адаптация студентов к обучению в педагогическом вузе : трудности, проблемы, пути их решения [Электронный ресурс] / Т. Ю. Волгина // Вестн. Омск. гос. пед. ун-та : электрон. науч. журн. – 2007. – Режим доступа : http://irbis-nbuv.gov.ua/ cgibin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe? C21COM=2&I21DBN=UJRN&P21DBN= UJRN&IMAGE_FILE_DOWNLOAD=1&Image_file_name=PDF/Tpkov_2013_48_15.pdf.

4. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика / Под ред. А. М. Вейна. – М. : Медицина, 2000. – 752 с.

5. Гайова Н. В. Вплив навчального процесу на психоемоційний стан студентів / Н. В. Гайова // Вісник Чернігівського державного педагогічного університету імені Т. Г. Шевченка. – Чернігів, 2005. – Вип. 31. – Т. 1. – С. 103–104.

6. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н. Д. Твороговой. – М. : ПЕР СЭ, 2007. – 416 с.

7. Литвак М. Е. Неврозы: клиника, профилактика, лечение / М. Е. Литвак. – Ростов н/Д. : Психологическое айкидо, 1993. – 112 с.

8. Мясищев В. Н. Основы общей и медицинской психологии / В. Н. Мясищев, Б. Д. Карвасарский, С. С. Либих и др. – М. : Медицина, 1968. – 216 с.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ  
Федоренко С. А., Проскурня Н. Л.  (скачать)
[in Ukrainian]

Рассмотрены особенности гендерных стереотипов как разновидности социальных стереотипов и их проявление в современном обществе. Обоснована актуальность изучения данной проблемы в связи с требованиями гендерной стереотипизации, которая сдерживает развитие молодежи и становится препятствием на пути самореализации индивидуальности личности. Представлена характеристика основных групп гендерных стереотипов. Сделан акцент на том, что гендерные стереотипы закрепляют нормы поведения, роли, статус, функции и роли мужчины и женщины в социуме. Охарактеризовано влияние гендерных стереотипов на восприятие мужчин и женщин, которое может иметь как положительный, так и отрицательный характер. Отмечено что стереотипы являются ригидными к изменениям, способствуя возникновению и утверждению предубеждений, неприязни к новому, мешают развитию индивидуальности личности в современном обществе. Проведен анализ основных теоретических подходов к проблеме изучения социальных стереотипов в общем, и гендерных в частности, в работах отечественных и зарубежных ученых. Отмечена необходимость внедрения системы психологических мероприятий по преодолению гендерной стеретипизации.

Ключевые слова: социальные стереотипы, гендерные стереотипы, социальные нормы, маскулинность, фемининность.

1. Берн Ш.  Гендерная психология / Ш.  Берн. – СПб. : Олма-Пресс Инвест, 2004. – 320 c.

2. Волинка К. Забезпечення прав і свобод особи в Україні: теоретичні та практичні аспекти / К. Волинка // Право України. – 2000. – № 11. – С. 30–33.

3. Літвінова О. В. Гендерна психологія: навч. посіб. для студентів вищих навчальних закладів / О. В. Літвінова. – Луганськ : СНУ ім. В. Даля, 2010. – 236 с.

4. Клецина И. С. Развитие гендерных исследований в психологии / И. С. Клецина // Общественные науки и современность. – 2002. – № 2. – С. 181–192.

5. Кон И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 2008. –274 с.

6. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 544 с.

7. Липпман У. Общественное мнение; [пер. с англ. Т. В. Барчуновой; Редакторы перевода К. А. Левинсон, К. В. Петренко] / У. Липпман. – М. : Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с.

8. Луценко Є. Гендерні стереотипи рольових функцій жінки та чоловіка в умовах трансформації українського суспільства очима молоді / Є. Луценко // Пошуки гендерної паритетності: український контекст [упорядник та загальна редакція: І. Грабовська]. – Ніжин : НДУ ім. М. Гоголя, ДС Міланік, 2007. – С. 79–88.

ПРОКРАСТИНАЦИЯ КАК ВОПРОС ПСИХОЛОГИИ  
Черничко Н. А.  (скачать)
[in Ukrainian]

В работе проанализированы исследования зарубежных и отечественных ученых-психологов по вопросу прокрастинации в контексте психодинамического, когнитивного, поведенческого подходов. Определены разные взгляды на понимание причин и природы данного явления. Представлены результаты сравнения исследований феномена прокрастинации отечественными и зарубежными учеными в историческом аспекте и на современном этапе. Выявлены причины возникновения исследуемого свойства личности: страх сделать ошибку, высокий уровень тревожности, осознание значимости работы и желание сделать ее наилучшим образом, отсутствие мотивации, заниженный уровень заинтересованности, неготовность к выполнению работы, неуверенность в собственных силах, страх ответственности, особенности характера и т.д.

Ключевые слова: прокрастинация, прокрастинатор, страх, тревожность, лень.

1. Фриман А. Если бы да кабы... или 15 ментальных ошибок, которые мешают вам жить / А. Фриман, Девульф Р. – СВАРОГ, 2017. – 256 с.

2. Базика Є. Л. Феномен психофізіологічного стану прокрастинації / Є. Л. Базика // Международные исследования в науке и образовании. – К., 2012. – № 1 [Електронний ресурс] – Режим доступу: www.es.rae.ru / mino / 158-1023.

3. Варваричева Я. И. Исследование связи прокрастинации, тревожности и ІQ у школьников / Я. И. Варваричева  // Материалы научно-практических конгрессов ІV Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». – М. : НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН, 2008. – Т. 2. – С. 147–149.

4. Воробьева В. В. Психология лени: постановка проблемы / В. В. Воробьева,
И. C. Якиманская. – Оренбург, 2003. – 57 с.

5. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь / И. Х. Дворецкий. – М. : Русский язык-Медиа, 2005. – 840 с.

6. Дворник М. С. Соціально-психологічні практики відтермінування в конструюванні особистістю власного майбутнього. – Дис. канд. психол. наук: 19.00.05, Ін-т соц. та політ. психології НАПН України. – К., 2014. – 200 с.

7. Ларских М. В. Взаимосвязь между перфекционизмом и прокрастинацией у студентов / М. В. Ларских, Н. Г. Матюхина // Universum: Психология и образование: электрон. науч. журн. – 2015. – № 7 (17) [Электронный ресурс] – Режим доступа : URL:http://7universum. com/ru/psy/archive/item/2370

8. Людвиг П. Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра / П. Людвиг. – М. : Альпина Паблишер, 2014. – 263 с.

9. Фьоре Н. Легкий способ перестать откладывать дела на потом / Н. Фьоре. – М. : Манн, Иванов и Фебер, 2013. – 276 с.

10. Burka J. B. Procrastination: Why you do it, what to do about it / J. B. Burka, L. M. Yuen – 2nd ed. – Boston : Da Capo Press, 2008. – 322 p.

11. Ferrari J. R. Procrastination and task avoidance: Theory, research, and treatment / J. R. Ferrari, J. L. Johnson, W. G. McCown. – NY: Springer, 1995. – 268 p.

12. Lay С. H. At last, my research article on procrastination / С. H. Lay // Journal of Research in Personalitu. – 1986. – Vol. 20. – P. 474–495.

13. Milgram N. A. Procrastination: A malady of modern time / N. А. Milgram // Boletin de Psicologia. – 1992. – Vol. 35:83. – 102 p.

14. Steel P. The nature of  procrastination: a meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure [Electronic Resource] / Piers Steel // Psychological bulletin. – 2007. – Vol. 133 (1). – P. 65–94. – Mode of Access: https://scribd.com/doc/63679278/STEEL-P-The-Nature-of- Procrastination-A-Meta-Analytic-and-Theoretical-Review-of-Quintessential-Self-Regulatory-Failure.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЫБОРА БРАЧНОГО ПАРТНЕРА  
Литвинова О. В., Злакоман А. И.  (скачать)
[in Ukrainian]

Рассматриваются основные психологические теории зарубежных и отечественных ученых по проблеме выбора человеком потенциального брачного партнѐра и создание семьи. Обоснована актуальность изучения данной проблемы в период экономических, политических, социальных изменений в нашем обществе, которые приводят к росту числа разводов, особенно в первые годы супружеской жизни. Определена проблема выбора, как фактора удовлетворения потребностей индивида, обусловленного бессознательной проекцией образа одного из родителей на потенциального кандидата в мужья (жены). Охарактеризован процесс выбора брачного партнера и его факторы с точки зрения теории «стимул – ценность – роль» Б. Мурстейна, теории «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, теории комплиментарных потребностей К. Дэвиса, «круговой теории любви» А. Рейса, психоанализе З. Фрейда и К. Юнга. Сделан акцент та том, что в большинстве теорий основными факторами выбора брачного партнера считается: пространственная близость; сложившиеся представления об идеальном партнере; пример собственных родителей и попытка найти партнера, который был бы похож на отца или мать; стремление личности к самоутверждению и представления о партнере, который позволил бы его реализовать.

Ключевые слова: выбор, брачный партнѐр, потребности, ценности, принцип равенства, проекция, согласованная последовательность «фильтров», стадии развития отношений.

1. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для высш. шк. / Г. М. Андреева. – М. : «Аспект-пресс», 2004. – 384 с.

2. Андреева Т. В. Психология современной семьи / Т. В. Андреева. – СПб. : Питер , 2005. – 126 с.

3. Бендас Т. В. Гендерная психология : учебное пособие / Т. В. Бендас. – СПб. : Питер, 2006. – 630 с.

4. Елизаров А. Н. Психологическое консультирование семьи : учебное пособие для студ. вузов, обуч. по направ. и спец. Психологии / А. Н. Елизаров. – М. : Ось-89, 2004. – 400 с.

5. Калинина Р. Р. Введение в психологию семейных отношений / Р. Р. Калинина. – СПб. : Речь, 2008. – 351 с.

6. Помиткіна Л. В. Психологія сім’ї : навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів / Л. В. Помиткіна, В. В. Злагодух, Н. С. Хімченко,Н. І. Погорільська. – К. : Вид-во Нац. авіац. ун-ту «НАУ-друк», 2010 – 270 с.

7. Хьел Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2007. – 607 с.

8. Швец А. М. Мотивация вступления в брак и её влияние на кризи будущей семьи / А. М. Швец // Вопросы психологии. – 2006. – №2.– С. 30–34.

9. Шнайдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л. Б. Шнайдер. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. –512 с.