Logo
Russian (CIS)

Содержание

Инженерные и образовательные технологии. Кременчуг : КрНУ, 2021. Т. 9. № 1. 119 с.
Домашняя страница журнала:
http://eetecs.kdu.edu.ua

Скачать выпуск

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗе: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Ассистивные технологии как вспомогательные средства организации обучения лиц с нарушениями зрения  
Потапюк Л. Н., Дымарчук О. В.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. Актуальная проблема доступности информационно-коммуникационных технологий остается первоочередной при обсуждении прав людей с особыми потребностями. Современные устройства коммуникации и обработки информации предполагают, что пользователь обладает способностью видеть, слышать, говорить и чувствовать. В результате люди с физическими, сенсорными и когнитивными нарушениями не могут получить доступ к компьютерам и использовать их в силу ограниченности человеко-машинных интерфейсов, которые не допускают изменений. Поэтому основное внимание в мировой практике при развитии технологий для людей с особыми потребностями сфокусировано на тех аспектах, которые обеспечивают конструктивные решения, позволяющие осуществить альтернативное представление данных и возможность работать с устройствами ввода и вывода информации. Для решения данной проблемы развиваются ассистивные технологии. Исходя из выше сказанного, целью статьи было проанализировать особенности использования ассистивных технологий в организации образовательного процесса для лиц с нарушениями зрения. Для её достижения использовался метод анализа научных трудов ученых и национальных стандартов Украины. В статье обсуждаются ассистивные информационные технологии, представляющие собой специальное программное или аппаратное обеспечение, предназначенное для повышения доступности информации средств коммуникации для людей с нарушениями зрения. Проанализировавши научные труды учёных, мы пришли к выводу, что сегодня в Украине не существует единого понятийно-терминологического аппарата для определения средств, позволяющих расширить возможности лиц с особыми образовательными потребностями. Для этого учёные используют ряд терминов: «ассистивные технологии», «вспомогательные или компенсационные технологии». Доказано, что необходимым условием для успешного обучения лиц с нарушениями зрения является создание разных материально-технических ресурсов и применение ассистивных технологий. Установлено, что при организации образовательной деятельности лиц с нарушением зрения учитывается, прежде всего, безопасность и устойчивость предметно-пространственной среды. Предложена классификация и проанализированы основные ассистивные технологии, используемые при организации обучения лиц с нарушениями зрения, а также выделены основные подходы для повышения эффективности применения технологий в образовательном процессе.

Ключевые слова: ассистивные технологии, лица с нарушениями зрения, лица с ограниченными возможностями здоровья.

Библиографические ссылки

1.         Якушенко Л. М. Актуальні проблеми соціального захисту людей з інвалідністю. Алітична записка. Серія «Соціальна політика». 2019. № 9. С. 11-14.

2.         Статистичні дані. Центр медичної статистики МОЗ України. URL: http://medstat.gov.ua/ukr/statdan.html (дата звернення: 30.01.2021).

3.         Білик Ю.В., Василенко О.М. Особливості життєдіяльності дітей з вадами зору. Науковий вісник Ужгородського національного університету. 2015. 35. С. 32-34.

4.         Hewett R., Douglas G., McLinden M., Keil S. (2017). Developing an inclusive learning environment for students with visual impairment in higher education: Progressive mutual accommodation and learner experiences in the United Kingdom. European Journal of Special Needs Education. 32(1). 89-109.

5.         Постоян Т. Г. Асистивні технології у контексті інклюзивної освіти. Габітус. 2020. Випуск 12. Т. 2. С. 198-202.

6.         Яковенко О. Є., Носов П. С., Яковенко Є. О. Інформаційна асистивна технологія навчання осіб з порушенням опорно-рухального апарату. Інформаційні технології в науці, освіті та виробництві. 2015. Вип. 4 (11). С. 92-98.

7.         Носенко Ю, Шишкіна М. Технології підтримки персоніфікованого навчального середовища. Нова педагогічка думка. 2018. Вип. 3. С. 44-50.

8.         Бондаренко Т. В. Використання інформаційно-комунікаційних технології для забезпечення доступності і розвитку інклюзивної освіти. Інформаційні технології і засоби навчання. 2018. Вип. 67. № 5. С. 31-43.

9.         Юрасова Ю. А. Сучасні технології організації соціально-педагогічної діяльності в інклюзивному середовищі. Кваліфікаційна робота на здобуття ступеня вищої освіти «бакалавр»: наук. керівник к.пед.н., доцент Т. В. Коршун. Херсон: ХДУ, 2020. 62 с.

10.       Krsek O. Ye. Use of assistive technol ogies for language learners with visual and hearing impairments in the USA. Духовність особистості: метологія, теорія і практика. 2019. 6(93). С.148-155.

11.       Ahmad F. K. (2015) Use of assistive technology in inclusive education: Making room for diverse learning needs. Transcience 6(2). 62-77.

12.       Chand, B. (2018). Challenges of ICT by Using AT (Assistive Technology) for Inclusive Education of Visual Impairment. Current Educational Research. 1(03). 85-90.

13.       Onivehu, A. O., Ohawuiro, O. E., Oyeniran, B. J. (2017). Teachers Attitude and Competence in the Use of Assistive Technologies in Special Needs Schools. Acta Didactica Napocensia. 10(4). 21-32.

14.       Erdem, R. (2017). Students with special educational needs and assistive technologies: A literature review. Turkish Online Journal of Educational Technology-TOJET. 16(1).128-146.

15.       Кулакова Е. В. Применение ассистивных технологий в практике инклюзивного обучения детей с нарушенным слухом. Специальное образование. 2014. № 2. С. 21-29.

16.       Ахмедзянова, Т. С., Белухина, Н. Н. (2018). Ассистивные технологии как средство адаптации лиц с ОВЗ в образовательном пространстве. Информатика, моделирование, автоматизация проектирования. 2018. С. 57-61.

17.       Карпов, А. А. Ассистивные информационные технологии на основе аудиовизуальных речевых интерфейсов [Assistive information technologies based on audiovisual speech interfaces]. Труды СПИИРАН. 2013. Вып. 4 (27).114-128

18.       Нетьосов С. І. Інформаційно-комунікаційні технології засіб соціалізації осіб з глибокими вадами зору. Інформаційні технології і засіб навчання. 2015. Т. 46. № 2. С. 132-138.

19.       Сучасні засоби ІКТ підтримки інклюзивного навчання : навчальний посібник / А. В. Гета та ін. ; за заг. ред. Ю. Г. Носенко. Полтава : ПУЕТ, 2018. 261 с.

Синхронный и асинхронный режимы электронного обучения: стратегии, методы, задачи  
Бересток О. В.  (скачать)
[in English]

Аннотация. В статье рассматриваются основные стратегии, методы и задачи синхронного и асинхронного режимов электронного обучения с научной и практической точки зрения. Дано подробное описание синхронного и асинхронного онлайн-обучения на разных исторических этапах. Показана задача дистанционного обучения в свете тенденций современного общества и его роль в реализации профессиональных и социальных устремлений студента. Определены основные проблемы современных ИКТ, различие и особенности синхронного и асинхронного методов электронного общения. Выделены общие тенденции, содержание, источники, средства, формы и методы внедрения ИКТ в условиях строгого карантина. Определены инструменты создания ИКТ, внедряемые высшими учебными заведениями для обеспечения дистанционного обучения в учебных заведениях. Называются ключевые способы преодоления противоречий, возникающих на пути самосовершенствования ученика в настоящее время. Подчеркивается применение педагогическим коллективом инструментов ИКТ как важного и эффективного инструмента модернизации образовательного процесса. Упоминаются среды онлайн-обучения, а именно синхронные и асинхронные, необходимые для обеспечения дистанционного обучения. Выделены различные формы взаимодействия в синхронном и асинхронном режимах. Установлены текущие практики синхронного и асинхронного электронного обучения / преподавания на английском языке. Оцениваются результаты тематического исследования эффективности синхронной среды для лучшего изучения английского языка. Представлен анализ стратегии, используемой в дистанционном обучении. Особое внимание уделяется ведущим средствам и инструментам для синхронного и асинхронного онлайн-обучения. Дается описание «высокой степени интерактивности» между участниками, которые отделены друг от друга географически и во времени асинхронной учебной средой. Сформулированы основные меры по внедрению технологий дистанционного обучения в образовательном учреждении, которые не противоречат принципам педагогики, но дополняют и способствуют развитию процесса обучения. Отмечены предпочтения студентов по методам дистанционного обучения. Описываются основные проблемы для преподавателей, учебных заведений и студентов, возникающие при использовании как синхронного, так и асинхронного режимов дистанционного обучения.

Ключевые слова: диджитализация образования, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), онлайн-среда обучения, обратная связь, интерактивные презентации.

Библиографические ссылки

1. Artino, A. (2015). Online or face-to-face learning? Exploring the personal factors that predict students’ choice of instructional format. Internet High. Educ., 13, 272–276. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2010.07.005.

2. Asinhronnoe obuchenie. (2015). Institut matematiki, mehaniki i kompyuternyih nauk YuFU. URL: http://www.mmcs.sfedu.ru/159-students/78-anisochronous (accessed 04.01.2021).

3. Berezytskyi, M., Oleksyuk, V. (2016). Massive open online courses as a stage in the development of e-learning. Information Technologies and Learning Tools, 56(6), 51–63. doi: https:// 10.33407/itlt. v56i6.1479.

4. Boling, E., Holan, E., Horbatt, B., Hough, M., Jean-Louis, J., Khurana, C., Krinsky, H., Spiezio, C. (2016). Using online tools for communication and collaboration: Understanding educators’ experiences in an online course. Internet High. Educ., 23, 48–55. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2014.07.002.

5. Bonk, C., Graham, C. (2006). The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives. Local Designs, Wiley, 585. URL: https://books.google.com.ua/books/about/The_Handbook_of_Blended_Learning.html (accessed 04.01.2021).

6. Fryer, L., Bovee, H. (201). Staying motivated to e-learn: Person- and variable-centered perspectives on the longitudinal risks and support. Comput. Educ., 120, 227–240. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.01.006.

7. Hromko, H., Melnyk, O., Sokol, I., Chernykh, O. (2020). Metodychni rekomendatsii shchodo orhanizatsii roboty saitu zakladu osvity (iz fokusom na povahu prav liudyny v onlainovomu prostori). Kyiv, VAITE, 20. URL: https://qrgo.page.link/WeCdv (accessed 04.01.2021).

8. Hung, M., Chou, Ch. (2015). Students’ perceptions of instructors’ roles in blended and online learning environments: A comparative study. Computers and Education, 81, 315–325. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2014.10.022.

9. Koval, T., Avramchuk, A. (2016). Vykorystannia systemy Moodle dlia stvorennia multymediinykh elektronnykh osvitnikh resursiv z movnykh dystsyplin: zarubizhnyi i vitchyznianyi dosvid. Pedahohichnyi protses: teoriia i praktyka, 2, № 53, 93–99. doi: https://doi.org/10.28925/2078-1687.2016.2.9399.

10. Lu, H., Chiou, M. (2019). The impact of individual differences on e-learning system satisfaction: A contingency approach. Br. J. Educ. Technol., 41, 307–323. https://doi.org/10.1111/j.1467-8535.2009.00937.x,

11. Mihaylova, N. (2012). Osobennosti organizatsii asinhronnogo obucheniya studentov vuza v elektronnoy srede. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2(138), 149-154. URL: http://vestnik.osu.ru/2012_2/25.pdf (accessed 04.01.2021).

12. Polozhennia pro dystantsiine navchannia: Nakaz M-va osvity i nauky Ukrainy vid 16.10.2020 № 466 iz zminamy. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/z0703-13 (accessed 04.01.2021).

13. Rasi, P., Vuojärvi, H. (2018). Toward personal and emotional connectivity in mobile higher education through asynchronous formative audio feedback. Br. J. Educ. Technol., 49, 292–304. https://doi.org/10.1111/bjet.12587.

14. Salmon, G. (2015). E-tivities: The key to active online learning. Routledge. 2nd Edition. ISBN 9780415881760,216. URL: https://www.routledge.com/E-tivities/p/book/9780415881760 (accessed 04.01.2021).

15. Shahabadi, M. M., Uplane, M. (2015). Synchronous and asynchronous e-learning styles and academic performance of e-learners. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 176, 129–138. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.01.453.

16. Teng, D., Chen, N., Kinshuk, Leo, T. (2018). Exploring students’ learning experience in an international online research seminar in the Synchronous Cyber Classroom. Computers & Education, 58(3), 918–930. http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2011.10.018.

17. Ysaev, A., Kravets A., Shakhlamdzhian A. (2010). Distantsionnoe obrazovanie: analiz informatsionnyih resursov. URL: http://www-tst.vstu.ru/files/vstu_periodical/1784/upload/ (accessed 04.01.2021).

18. Zare, M. (2016). Multi-criteria decision making approach in E-learning: A systematic review and classification. Appl. Soft Comput., 45, 108–128. https://doi.org/10.1016/j.asoc.2016.04.020.

19. Za den pered treningom. Distantsionnyiy obuchatel: ob elektronnom obuchenii i upravlenii. (2013). URL: http://armikael.com/tag (accessed 04.01.2021).

Формирование гибких навыков у соискателей высшего образования при использовании платформ дистанционного обучения в преподавании иностранного языка  
Щеглова А. А.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. Статья посвящена вопросам внедрения современных дистанционных образовательных технологий при изучении английского языка бизнес направления соискателями не филологических специальностей. Данное исследование направлено на выявление влияния платформ дистанционного образования на формирование гибких навыков (soft skills). В ходе исследования конкретизируется понятийный аппарат дистанционного обучения; выделяются положительные и отрицательные стороны новой системы обучения с применением электронных технологий для учебного процесса в учреждениях высшего образования; анализируется эффективность дистанционных технологий в контексте развития гибких (мягких) навыков. Подробно охарактеризованы педагогические пути внедрения мультимедийных средств обучения при изучении иностранного языка как ключевого условия фундаментальной подготовки квалифицированного специалиста, ориентированного на удовлетворение потребностей современного рынка. На основе бихевиорального подхода и анализа и синтеза данных отечественной и зарубежной литературы, сравнительного изучения теории и практики внедрения дистанционного обучения доказано, что с изменением образовательных тенденций и универсальностью учебных курсов конкуренция на рынке труда растет и чтобы получить преимущество над конкурентами, студентам не остается другого выбора, кроме как добавлять ценности своим профессиональным навыкам с помощью мягких навыков, чтобы продемонстрировать свой истинный потенциал. Отмечено, что одной из самых актуальных проблем в сфере диджитализации учебного процесса является реформа учебных программ с целью адаптации вузов к запросам, поступающих с рынка труда. Доказано, что эффективность достижения триединой цели (в особенности развивающей) напрямую зависит от выбранных форм и методов обучения, а включенность информационно-коммуникационных технологий является следствием растущей доли национального ВВП, что охватывает новые технологические отрасли и сектор услуг высокого уровня. Вызовы, перед которыми стоит современная система высшего образования в период пандемии, стали шагом к новому этапу ее развития и контекстуализации, где преподаватель выступает в роли посредника. В связи с этим и с целью развития гибких навыков будущих специалистов платформы дистанционного обучения при изучении иностранного языка рассматриваются как путь к решению сложных проблем, инноваций и творчества, визуализации новых рынков, пониманию социальных и глобальных последствий, работы в новой среде многогранности и с людьми разных культур и стран, разрабатывая новые продукты и услуги.

Ключевые слова: гибкие навыки; контекстуализация; высшие учебные заведения (ВУЗы); многогранность; навыки, ориентированные на трудоустройство; фасилитатор.

Библиографические ссылки

1          Биков В. Ю. Підвищення значущості інформаційно-комунікаційних технологій в освіті / Педагогіка і психологія. 2009. №1. С. 28–33.

2          Биков В. Ю., Кухаренко В. М., Сиротенко Н. Г., Рибалко О. В., Богачов Ю. М. Технологія створення дистанційного курсу : навчальний посібник ; за ред. В. Ю. Бикова та В. М. Кухаренка. Київ: Міленіум, 2008. 324 с.

3          Богдан Е. С. Развитие у студентов инженерных направлений soft skills как важный фактор их конкурентоспособности / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 2–4. С. 17–20.

4          Боднар С. В. Використання Інтернет-технологій у системі автономного вивчення професійно-орієнтованої іноземної мови студентами немовних спеціальностей / Інформаційні технології і засоби навчання. 2013. Том 34. № 2. С. 75–81.

5          Briggs S. 30 Tips to Cultivate Soft Skills in Your Students / Open College.InformED. 2015. URL: https://www.opencolleges.edu.au/informed/features/30-ways-to-cultivate-soft-skills-in-your-students/ (дата звернення 02.01.2021).

6          Васильева И. А., Осипова Е. М., Петрова Н. Н. Психологические аспекты применения информационных технологий / Вопросы психологии. 2002. №3. С. 86.

7          Давыдова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. 2015. URL: http:// theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (дата звернення 02.01.2021).

8          Длугунович Н. А. Soft skills як необхідна складова підготовки ІТ-фахівців / Вісник Хмельницького національного університету. 2014. № 6 (219). С. 239–242.

9          Коваль Т. І. Підготовка викладачів вищої школи: інформаційні технології у педагогічній діяльності : навч.-метод. посіб. Київ: Вид. центр НЛУ, 2009. 380 с.

10        Корнюш Г. В. Формування м’яких навичок у студентів закладів вищої освіти в контексті навчання іноземних мов / Bикладання мов у вищих навчальних закладах освіти на сучасному етапі. Міжпредметні зв’язки. 2020. №36. С. 99–110.

11        Костенко І. Г. Використання Інтернет-ресурсів на уроках англійської мови / Таврійський вісник освіти. 2013. № 1 (41). С. 170–176.

12        Костікова І. I. Роль комп’ютерних технологій в навчанні студентів / Новий колегіум. 2006. № 2 (33). С. 55–63.

13        Кухаренко В. М. Дистанційне навчання. Енциклопедичне видання : навчально-методичний посібник. Київ: ТОВ Редакція «Комп’ютер», 2007. 128 с.

14        Лапінський В. Електронні засоби навчального призначення – світовий досвід й українська освіта / Вища освіта України. 2011. №3. С. 487-495.

15        Malinina I. Blended Learning of English Language:Combining Online and Face-to-Face Teaching / Infonomic Society. London, 2012. P. 247–251.

16        Морська Л. І. Інформаційні технології у навчанні іноземних мов : навчальний посібник. Тернопіль: Астон, 2008. 256 с.

17        Mosquera I. Ideas to bring soft skills into the English classroom / British Council. Teaching English. 2018. URL: https://www.teachingenglish.org.uk/blogs/ingrid-mosquera-gende/ideas-bring-soft-skills-english-classroom (дата звернення 02.01.2021).

18        Нітченко Г. М., Ховрич М. О. Аналіз використання інформаційно-комунікаційних технологій у навчальному процесі / Вісник Чернігівського національного педагогічного університету. Серія : Педагогічні науки. 2015. Вип. 130. С. 169–172.

19        Носкова Н. В. Інформатизація системи освіти та проблеми впровадження педагогічних програмних засобів у навчальний процес / Комп’ютер у школі та сім’ї. 2006. №5. С. 7–11.

20        Носкова Н. В. Проблема мотивації педагогів до використання інформаційно-комунікаційних технологій у навчальному процесі / Комп’ютер у школі та сім’ї. 2009. №1. С. 6–10.

21        Палагутина М. А., Серповская И. С. Инновационные технологии обучения иностранным языкам / Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч.конф. Пермь : Меркурий, 2011. С. 156–159.

22        Плугатарьова О. І. Використання інтернет-контенту під час вивчення іноземної мови / Англійська мова та література. К., 2011. №11. С. 8–13.

23        Pun M. Use of Multimedia Technology in English Language Teaching / Crossing the Border: International Journal of Interdisciplinary Studies. 2013. №1. С. 29–38.

24        Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку / Иностранные языки в школе. № 6. 2008. С. 2–9.

25        Титова С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. Пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. М.: Издательский дом «Квинто-Консалтинг», 2009. 240 с.

26        Чередніченко Г. А., Шапран Л. Ю., Куниця Л. І. Мультимедійні технології у процесі викладання дисципліни «Іноземна мова» у вищих технічних навчальних закладах / Наукові записки. Серія: Педагогіка. Тернопільський національний педагогічний університет ім. В. Гнатюка, 2011. № 4. С. 134–138.

27        Шилова С. А. Формирование гибких навыков средствами микрогрупповых форм работы при обучении иностранному языку в вузе / Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития, 2017. Т. 6, вып. 4 (24). С. 374–380.

Оценка сформированности специальных компетентностей  
Черный А. П., Герасименко Л. В.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. В статье рассмотрена актуальная проблема педагогической диагностики сформированности специальных компетентностей студентов инженерных специальностей. На основании анализа образовательно-профессиональной программы «Электротехника, электроэнергетика и электромеханика» выделены двенадцать специальных компетентностей, соотнесены с программными результатами, представленными в стандарте, и предложены возможные средства диагностики: задания на виртуальных стендах, задания на физических стендах, профессионально-ориентированные задачи. Такой подход был обусловлен пониманием того, что профессиональные компетентности имеют надпредметный характер, а овладение ими предполагает не только сформированные знания, умения и навыки, но и возможность их использовать в будущей профессиональной деятельности, понимая ее смысл и имея способность преодоления проблем, возникающих на производстве. Предложена методика оценки специальных компетентностей, которая основывается на принципе дифференциации и предусматривает проверку каждой отдельно взятой компетентности с помощью использования трех средств диагностики. Это обеспечило выявление уровня фундаментальных и практических знаний, умение работать с оборудованием и решать нестандартные ситуации, которые могут возникать на производстве. В исследовании были использованы теоретические методы – анализ и синтез исследований, касающиеся педагогической диагностики, работ, в которых проанализированы способы визуализации информации; проектирования для разработки программы-конструктора «звезды компетнтностей» с помощью программного пакета MATLAB. Эмпирические – экспертная оценка для выявления средств диагностики сформированности специальных компетентностей, наиболее используемых  преподавателями; диагностика сформированности специальных компетентностей студентов с помощью тестирования, опроса. Разработан визуальный образ оценки сформированных компетентностей – «звезда компетентностей», которая позволила решить ряд задач: обеспечить легкость и скорость восприятия результата обучения; информативность благодаря возможности одновременно представить результаты сформированности двенадцати компетентностей и при этом проанализировать каждую отдельно; лучше осознать свой уровень достижений относительно программных результатов, представленных в образовательном стандарте.

Ключевые слова: подготовка специалистов по электрической инженерии, специальные компетентности, педагогическая диагностика, средства диагностики, визуализация уровня сформированности специальных компетентностей.

Библиографические ссылки

1.         Компетентнісний підхід у сучасній освіті : світовий досвід та українські перспективи: бібліотека з освітньої політики / під заг. ред. О. В. Овчарук. К.: К.І.С., 2004.  112 с.

2.         Кузьміченко І.Формування соціальнопрофесійної компетентності майбутнього інженера. Вісник ЛНУ імені Тараса Шевченка. 2014. № 23 (186).Ч. 3.С. 220–224.

3.         Chornyi O., Herasymenko L.  and Zelenska L. Diagnostic Assessment Of The Competency Maturity Of Electrical Engineers Through Profession-oriented problems", Problems of Automated Electrodrive. Theory and Practice (PAEP), IEEE. 2020. Рp. 423–426. doi: 10.1109/PAEP49887.2020.9240864.

4.         Нізовцев А. Розробка моделі професійної компетентності інженера. Педагогічні науки: теорія, історія, інноваційні технології. 2013. № 8. С. 243–255.

5.         Огороднічук І. Особливості формування компетентності майбутніх інженерів, Наука і освіта. 2013. № 1–2. С. 193–197.

6.         Мокін Б., Мізарний В., Мензул О. Формування професійної компетентності студентів в умовах професійно-практичної підготовки. Вісник Вінницького політехнічного інституту.  2011. № 5. С. 199–203.

7.         Kaнівець  M. Сутність професійної підготовки майбутніх інженерів. Проблеми та перспективи формування національної гуманістично-технічної еліти: зб.наук.праць VI Kримські педагогічні читання: «Нові педагогічні технології в освіті та формування гуманітарно-технологічної еліти»: Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції, 21-24 травня 2013 р. Том 34-35 (38-39). С. 44–51.

8.         Koкарєва A. М. Сучасний стан професіональної підготовки інженерів в технічному університеті. Вісник Національного авіаційного університету. Серія: Педагогіка. Психологія. 2017. № 10. DOI: 10.18372/2411-264X.10.12509

9.         Романовський O. Професійна підготовка майбутнього фахівця в контексті фундаменталізації сучасної освіти. Професійна освіта. K.; Харків, 2009. С.132–139.

10.       Гладир А. І., Пупинін С. П. Концепція викладання циклу спеціальних дисциплін фахової підготовки інженерів-електромеханіків. Вісник Кременчуцького національного університету імені Михайла Остроградського. 2008. Випуск 3(50) Частина І. С.54–58.

11.       Zagirnyak M., Chornyi O., Serhiienko S. Innovative Technologies in Laboratory Workshop for Students of Technical Specialties . In: Kyiv, Proceedings of the First Ukraine Conference on Electrical and Computer Engineering (UKRCON), Kyiv, May 29-June 2, 2017. Kyiv, рp. 1216–1220. DOI: 10.1109 / UKRCON.2017.8100446.

12.       Chornyi O., Serhiienko S., Yudyna A., Sydorenko V. The analysis of the process of the laboratory practicum fulfillment and the assessment of its efficiency on the basis of the distance function. In: Kremenchuk Mykhailo Ostrohradskyi National University, Modern electrical and energy systems (MEES), Proceedings of the International Conference, Kremenchuk, November 15-17 2017. Kremenchuk. Рp. 328–331. DOI: 10.1109 / MEES.2017.8248924.

13.       Освітньо-професійна програма «Електроенергетика, електротехніка та електромеханіка» Режим доступу: http://saue.kdu.edu.ua/upload/documents/2020_141_prog.pdf

14.       Огнівчук Л. М. Оцінювання навчальних досягнень студентів вищих навчальних закладів на основі компетентнісного підходу. Освітологічний дискурс. 2014. № 3 (7). С. 154–165.

15.       Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход): учеб. пособие. М. 2012. 280 с.

16.       Титова Н. М. Оцінювання навчальних досягнень студентів як наукова проблема. Науковий часопис НПУ імені М. П. Драгоманова. Педагогічні науки: реалії та перспективи. 2010. Вип. 23. С. 324–329.

17.       Чернявская А. П. Оценивание учебных достижений студентов вузов. Проблемы высшей школы. 2006. № 3. С. 67–79.

18.       Araújo R.,  Brant-Ribeiro T.,  Cattelan R.,  Amo S., Ferreira H.N.M. Personalization of interactive digital media in ubiquitous educational environments. In Proceedings of the IEEE International Conference on Systems, Man, and Cybernetics. Рp. 3955–3960. https://doi.org/10.1109/SMC.2013.675

19.       Ferreira H.N.M.,  Ribeiro T., Araújo R., Dorça F., Cattelan R. An automatic and dynamic student modeling approach for adaptive and intelligent educational systems using ontologies and bayesian networks. In Proceedings of the 28th International Conference on Tools with Artificial Intelligence. Рp. 738–745. https://doi.org/10.1109/ICTAI.2016.0116

20.       Ferreira H.N.M., Oliveira G., Araújo R., Dorça F., Cattelan R. An open model for student assessment visualization. In Proceedings of the 19th IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. Рp. 375–379. https://doi.org/10.1109/ICALT.2019.00117

21.       Ferreira H.N.M., Araújo R., Dorça F., Cattelan R. Open student modeling for academic performance visualization in ubiquitous learning environments. In Proceedings of the IEEE International Conference on Systems, Man, and Cybernetics. Рp. 641–646. https://doi.org/10.1109/SMC.2017.8122679

22.       Bull S. and Wasson B. Competence visualisation: Making sense of data from 21st-century technologies in language learning, ReCALL, vol. 28. Рp. 147–165. DOI: https://doi.org/10.1017/S0958344015000282

23.       Ali L., Hatala M., Gašević D., Jovanović J. A qualitative evaluation of evolution of a learning analytics tool Comput. Educ. 2012. 58 (1). Рp. 470–489. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2011.08.030

24.       Яровий А. Про гносеологічну природу образного типу пізнання. Мультиверсум. 2006. № 56. С. 90–101.

25.       Shoelace Theorem. URL: https://artofproblemsolving.com/wiki/index.php?title=Shoelace_Theorem (дата звернення13.03.2021)

26.       Polygon Area. URL: https://mathworld.wolfram.com/PolygonArea.html  (дата звернення13.03.2021).

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Технология прогнозирования в профессиональной деятельности будущих соискателей высшего педагогического образования  
Недбаевская Л. С., Манькусь И. В., Динжос Р. В., Дармосюк В. Н.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. В статье определена необходимость формирования прогностической компетентности соискателей высшего педагогического образования в соответствии с требованиями концепции развития педагогического образования и профессионального стандарта. Авторами предложена структурная схема прогностической деятельности, определенны концепция, цели, задачи курса «Технология прогнозирования в профессиональной деятельности» и даны методические рекомендации по изучению отдельных тем на основе теоретических предсказаний. В рамках изучения курса соискатели высшего педагогического образования осваивают технологии введения учебного прогнозирования на примере образовательной деятельности по физике. Учебное прогнозирования определено в курсе, как специально организованный учителем познавательный процесс, в результате которого учащиеся на основе теоретических знаний предусматривают неизвестные им явления и факты. Особое внимание при изучении курса уделено структуре теоретических предсказаний на основе дедуктивного изучения структурных компонентов физического знания и на основе индуктивных обобщений с опытов. В статье приведены примеры изучения явления электрического резонанса, закона инерции, характеристик электростатического поля на основе предвидения. Идея развития у учащихся способности к гипотетическому мышления является центральной идеей курса. Соискатели высшего педагогического образования в ходе изучения курса обретают уверенность в том, что особенно ценными для развития гипотетического мышления является процесс построения гипотезы на основе теоретических моделей. В статье приведены результаты исследований, проведенных в ходе изучения курса по проблеме организации учителем образовательной деятельности учащихся на основе прогнозирования. Результаты исследований подтверждают актуальность, необходимость и целесообразность предложенного курса не только для соискателей высшего педагогического образования, но и для дальнейшего профессионального развития учителей естественно-математических дисциплин, а именно развития прогностической компетентности.

Ключевые слова: прогностическая компетентность, компоненты прогнозирования, научное предвидение, учебное прогнозирования.

Библиографические ссылки

1.         Про затвердження концепції розвитку педагогічної освіти (№776 від 16.07.2018). URL: https://mon.gov.ua/ua/npa/pro-zatverdzhennya-koncepciyi-rozvitku-pedagogichnoyi-osviti (дата зверенння 01.02.2021).

2.         Професійний стандарт вчителя початкових класів, вчителя закладу загальної середньої освіти і вчителя з початкової освіти (2020). URL: https://www.me.gov.ua/Documents/Detail?lang=uk-UA&id=22469103-4e36-4d41-b1bf-288338b3c7fa &title=RestrProfesiinikhStandartiv (дата зверенння 01.02.2021).

3.         Державний стандарт базової середньої освіти (State standard of basic secondary education) (2020). URL: https://mon.gov.ua/storage/app/media/rizne/2020/10/08/derzhstandartbazovoiosvityprezentatsiya.pdf (дата зверенння 01.02.2021)

4.         Концепція Нова українська школа (Concepts The new Ukrainian school). (2016). URL: https://mon.gov.ua/storage/app/media/zagalna%20serednya/nova-ukrainska-shkola-compressed.pdf (дата зверенння 01.02.2021)

5.         Манькусь І. В., Дармосюк В. М., Васильєва Л. Я Інноваційне освітнє середовище як фактор підвищення якості вищої освіти. Інженерні та освітні технології, 2019. Т 7. №3. С. 40–49. DOI 10.30929/2307-9770.2019.07.03.04

6.         Манькусь І. В., Недбаєвська Л. С., Дармосюк В. М., Пархоменко О. Ю. Інноваційне освітнє середовище: технології створення. Інженерні та освітні технології, 2020. 8 (1) С. 85-94. DOI 10.30929/2307-9770.2020.08.01.07.

7.         Манькусь І. В., Недбаєвська Л. С. Технологія майстер-класу джерело формування професійних компетентностей викладача. Витоки педагогічної майстерності, 2017. №1. С. 229-233.

8.         Манькусь І. В., Недбаєвська Л. С., Дармосюк В. М. Впровадження STEM-майданчиків як сучасних освітніх середовищ у професійній діяльності вчителя. Фізико-математична освіта, 2019. Випуск 1(19). C. 130-134. DOI 10.31110/2413-1571-2019-019-1-020.

9.         Манькусь І. В., Недбаєвська Л. С., Дармосюк В. М., Дінжос Р. В. Технологічна компетентність майбутнього викладача природничо-математичних дисциплін як складова його професійної підготовки. Фізико-математична освіта, 2020. Випуск 1(23). C. 76-82. DOI 10.31110/2413-1571-2020-023-1-013.

10.       Манькусь І. В., Недбаєвська Л. С., Дінжос Р. В. Підготовка фахівців в ЗВО: інновації в методах і формах./Науковий вісник Миколаївського національного університету імені В.О. Сухомлинського. Педагогічні науки. М., 2018. №3 (62), Том 2. С. 199-205.

11.       Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1975. 272 с.

12.       Недбаєвська Л. С. Прогнозування в процесі навчання фізики. Навчальний посібник до спецкурсу для студентів педагогічних інститутів спеціальності "Фізика". Миколаїв, 1996. 107 с.

13.       Недбаєвська Л. С., Сущенко С. С. Організація прогностичної діяльності учнів на уроках фізики. Миколаїв: МДУ, 2005. 99 с.

14.       Сущенко С. С., Недбаевская Л. С. Использование прогностической функции физической теории в обучении. / Физика в школе, 1991. № 1. С. 43-45.

15.       Сущенко С. С., Недбаевская Л. С. Учебные предсказания на уроках физики. Николаев, 1992. 54 с.

16.       Сущенко С. С. Ідеї сучасного детермінізму в шкільному курсі фізики / Фізика та астрономія в школі. 2004. №1. С. 47-50.

17.       Дінжос Р. В., Недбаєвська Л. С., Манькусь І. В. STEM-майданчики як компонент розвитку нової української школи. Питання удосконалення змісту і методики викладання природничо-математичних дисциплін у середній і вищій школі, 2018. №24. С. 5-7.

18.       Концепція розвитку природничо-математичної освіти (STEM-освіти) (Concepts of development of natural and mathematical education (STEM-education) (2020). URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/960-2020-р?lang=uk#Text (дата зверенння 01.02.2021).

19.       Сущенко С. С., Недбаевская Л. С., Манькусь І. В. Сучасна фізика в школі. Х.: Вид,група «Основа», 2015. 155 с.

20.       Недбаєвська Л. С., Манькусь І. В., Дінжос Р. В. Сучасний урок фізики в контексті STEM-освіти. Миколаїв: МНУ, 2017. 93 с.

ИННОВАЦИИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Применение информационно-коммуникационных технологий в условиях инклюзивной образовательной среды  
Потапюк Л. Н., Дымарчук О. В.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. Развитие информационного общества предполагает использование новых педагогических технологий и соответствующих методов обучения. В этом отношении информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) стали наиболее подходящим инструментом, которые могут помочь людям с ограниченными возможностями реализовать свое право на образование, занятость, социальную жизнь и досуг, а также на доступ к информации. Использование новых технологий в образовании должно повысить независимость, интеграцию и равные возможности для всех. Таким образом, проблема эффективного использования цифровых технологий в процессе организации учебного процесса людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной. Проанализированы особенности использования электронных образовательных ресурсов в инклюзивной образовательной среде. Для этого мы использовали метод анализа специальной педагогической литературы и национальных стандартов. В статье подчеркивается необходимость использования электронных образовательных ресурсов, адаптированных для людей с ограниченными возможностями здоровья в высших учебных заведениях. На основе анализа научных трудов и национальных стандартов Украины уточняется использование понятийно-терминологического аппарата, а также определены основные качества и положения по развитию ЭОР для людей с ограниченными возможностями. Обращает на себя внимание и то, что электронные образовательные ресурсы требуют соблюдения дополнительных требований. Соответственно, существует проблема разработки качественных ЭОР, которые могло бы удовлетворить индивидуальные потребности всех людей. Также авторы обращают внимание на трудности и их причины, возникающие при организации электронного обучения участников образовательного процесса (учителей, учеников, родителей). Обосновано, что технологии дистанционного обучения предоставляют равные права на образование и будущую профессию лицам ограниченными возможностями здоровья, что особенно актуально во время пандемии. Определено, что основная эффективность использования дистанционных технологий для обучения людей с ОВЗ зависит от методов и моделей дистанционного обучения, проанализированы его основные этапы. Существенный успех дистанционного обучения в инклюзивной образовательной среде зависит от средств и взаимодействия участников образовательного процесса. Обобщен практический опыт использования дистанционной платформы Moodle в процессе организации электронного обучения людей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, лица с ограниченными возможностями здоровья, дистанционное обучение, платформа Moodle.

Библиографические ссылки

1.         Исупова Н. И., Суворова Т. Н. Использование электронных образовательных ресурсов для реализации активных и интерактивных форм и методов обучения. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 26. С. 136–140. URL: http://e-koncept.ru/2014/64328.htm (дата звернення: 25.12.2020).

2.         Пилюгина С. В. Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках в начальной школе URL: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/01/18/primenenie-elektronnykh (дата звернення: 26.12.2020).

3.         Воронина И. В. Методика использования электронных образовательных ресурсов как средства формирования коммуникативныих умений у будущих учителей при изучении мультимедиа и интернет-технологий. Дис. … канд. пед. наук. Волгоград. 2018. 199 с.

4.         Germain-rutherford A., Kerr B. (2008). An Inclusive Approach To Online Learning Environments. Models And Resources. Turkish Online Journal of Distance Education. 9 (2), 64-85.

5.         Akopyan М., Kotov S., (2019). Role of Information and сommunication Technologies in Modern Rehabilitation Process of Inclusive Education. Proceedings of the International Conference “Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" (TPHD 2018). Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 312. 10-15.

6.         Budnyk O., Kotyk M. (2020) Use of Information and Communication Technologies in the Inclusive Process of Educational Institutions. Journal of Vasyl Stefanyk Precarpathian National University. 7 (1).15-23.

7.         Будник О. Б., Кондул О. С., Дяків І. Б. Цифрофі технології в інклюзивні освіті: реалії, проблеми та перспективки. Вісник Черкаського національного університетуімені Богдана Хмельницького. Серія «Педагогічні науки». 2020. Вип. 3. С. 39-45.

8.         Про затвердження положення про електронні освітні ресурси: наказ Міністерства освіти і науки, молоді та спорту України від 1.10.2012р. №1060. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z1695-12#Text (дата звернення: 26. 12. 2020).

9.         Інклюзивне навчання. Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України. URL: https://mon.gov.ua/ua/tag/inklyuzivne-navchannya (дата звернення: 30.12.2020).

10.       Таранченко О. М., Найда Ю. М. Врахування відмінностей розвитку та навчальної діяльності дітей з особливостями психофізичного розвитку в процесі навчання. Інклюзивна школа: особливості організації та управління: К.:2007. 128 с.

11.       Arkhipova S. V., Bobkova O. V., Gamajunova A. N., Zolotkova E. V., Minayeva N. G., Ryabova N. V., Babushkina L. E. (2017). Specific aspects of information and communication technologies application by teachers within the inclusive education. Ponte. 73 (10). 77–88.

12.       Алєксєєва Г. М. Кортез Х. І. Використання засобів електронного навчання в умовах інклюзії ВНЗ. Наукові засади підготовки фахівців природничого, інженерно-педагогічного та технологічного напрямків: матеріали ІІІ Всеукраїнської науково-практичної інтернет-конференції (26–29 березня 2019 р.): зб. тез. Бердянськ: БДПУ, 2019. С. 145–148.

13.       Витвицкая Л. А., Студеникина О. В. Реализация дистанционного обучения в инклюзивном образовании. Вестник Оренбургского государственного университет. 2016. № 12 (200).

14.       Москалева О. Н. Дистанционные технологии в инклюзивном образовании. Ведущий образовательный портал Инфоурок. 2017 г. URL: https://infourok.ru/distancionnie-tehnologii-v-inklyuzivnom-obrazovanii-2655786. html (дата звернення: 15.01.2021).

15.       Бондаренко Т. В. (2018). Використання інформаційно-комунікаційних технологій для забезпечення доступності і розвитку інклюзивної освіти. Інформаційні технології і засоби навчання. 2018. 67(5). С. 31-43.

16.       Пашков А., Щаслива Л., Щасливий А. Інклюзія та цифрові технології в освіті як сучасні методи змішаного навчання для людей з особливими потребами. Формування публічної служби, чутливої до людей з особливими потребами: цифрові технології: матеріали Науково-практичної конференції за міжнародною участі (Київ, 10 листопада 2017 р.). К., 2017. С. 194-198.

17.       Студеникина О. В. Особенности организации дистанционного обучения в инклюзивном образовании. Молодой ученый. 2017. № 8. С. 368–371. URL: https://moluch.ru/archive/142/39923/ (дата звернення: 13.01.2021).

18.       Hamburg I. Inclusive Education and Digital Social innovation. Advances in Social. Sciences Research Journal. 2017. 4 (5). 161-169.

19.       Petretto D., Masala I., Masala C. Special Educational Needs, Distance Learning, Inclusion and COVID-19. Education Sciences. 2020. 10. 154.

20.       Лошкарева Д. А., Ваганова О. И., Макеева А. В. Методика проведения занятий с использованием интерактивных технологий обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 53-56.

Методика оценки релевантности информации  
Бычковский В. А., Реутская Ю. Ю. (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. В работе рассмотрена методика, которая дает возможность определить соотношение между полезной, отвлекающей и мешающей информацией. Предложенная методика позволяет оценить релевантность информации, поступающей к специалисту. Рассмотрена ситуация, когда специалист на основании полученной информации принимает определенные решения и выполняет поставленные задачи. Установлена закономерность изменения вероятности выполнения указанных функций от количества полученной информации и информационной способности. Установлено, что в случае оперирования скоростью поступления информации целесообразно составлять уравнения информационной динамики на основании анализа закономерности изменения информационной способности. Показано, что уравнение информационной динамики является информационным аналогом популяционной модели Т. Мальтуса, что дает возможность воспользоваться известными методами анализа и распространить полученные результаты на другие математические модели. Рассмотрена процедура выбора моделей, в которых учитываются различные ограничивающие воздействия. Учтен фактор самолимитирования и обоснован переход к информационному аналогу популяционной модели Кетле-Ферхюльста. Фактор внешнего лимитирования рассмотрен в контексте влияния отвлекающей и мешающей информации. Предложена прогнозная модель для определения закономерности изменения информационной способности, которая учитывает скорость поступления информации в идеальных условиях и деструктивное влияние отвлекающей и мешающей информации. Рассмотрена процедура использования модели, которая предусматривает введение в расчеты дополнительной переменной величины для учета влияния отвлекающей и мешающей информации. Определена закономерность изменения дополнительной величины и ее связь с информационными способностями, что позволяет перейти к процедуре выяснения потенциально возможного значения показателя релевантности. Установлено соотношение для определения показателей релевантности, которые дают возможность учитывать потенциальное количество полезной, отвлекающей и мешающей информации. Установлена зависимость между текущим и установившимся значениями показателей релевантности. Проведена классификация воздействий отвлекающей и мешающей информации. Проанализированы характеристики релевантности для превалирующего, равнозначного и непревалирующего влияния мешающей и отвлекающей информации по сравнению с полезной информацией. Рассмотрена методика использования характеристик релевантности. Установлены соотношения, которые дают возможность провести оперативную оценку показателя релевантности в заранее определенных контрольных точках и установить время достижения контрольных значений величин, которые наблюдаются. Проанализирована ситуация, которая возникает при очень сильных и очень слабых воздействиях отвлекающей и мешающей информации.

Ключевые слова: информация, релевантность, информационная способность, метод аналогий, классификация воздействий.

Библиографические ссылки

1.         Ожерельева Т. А. Об отношении понятий «информационное пространство», «информационное поле», информационная среда» и «семантическое окружение» / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2014. № 10-2. С. 21–24.

2.         Сергеев С. Ф. Инструменты обучающей среды: интеллект и когнитивные стили / Образовательные технологии, 2010, № 10-24. С. 28–39.

3.         Смирнов М. А. Информационная среда и развитие общества. / Интеллектуальное общество, 2001. Вып. 5. С. 50–54.

4.         Аллахвердов В. М. Когнитивная психология сознания / Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика, 2012. № 2. С. 50–59.

5.         Овсянникова В. В. Когнитивные стратегии распознавания эмоциональных состояний / Сибирский психологический журнал, 2007. № 25. С. 40–46.

6.         Згуровський М. З., Панкратова Н. Д. Основи системного аналізу. К. : Видавнича група BHV, 2007. 544 с.

7.         Saracevic, Tefko (2007). Relevance: A review of the literature and a framework for thinking on the notion in information science. Part II: Nature and manifestations of relevance / Journal of the American Society for Information Science and Technology. Iss. 58(13): 1915-1933. DOI: 10.1002/asi.20682

8.         Saracevic, Tefko (2007). Relevance: A review of the literature and a framework for thinking on the notion in information science. Part III: Behavior and effects of relevance / Journal of the American Society for Information Science and Technology. Iss. 58(13): 2126-2144. DOI: 10.1002/asi.20681

9.         Saracevic, T. (2012). Research on relevance in information science: A historical perspective. In; Carbo, T. & Bellardo Hahn, T. (Eds). Proceedings of the American Society for Information Science and Technology (ASIS&T) 2012 Preconference on the History of ASIS&T and Information Science and Technology. pp. 49-60.

10.       Коган И. М. Прикладная теория информации. Москва: Радио и связь, 1981. 216 с.

11.       Кузнєцов Ю. М., Скляров Р. А. Прогнозування розвитку технічних систем. К. : ТОВ «ЗМОК» - ПП «ГНОЗИС», 2004. 323 с.

12.       Долгий Ю. Ф., Сурков П. Г. Математические модели динамических систем с запаздыванием. Екатиренбург: Издательство уральского университета, 2012. 122 с.

13.       Стромберг А. Г., Семченко Д. П. Физическая химия / Под ред. А.Г. Стромберга. Москва: Вісшая школа, 1988. 496 с.

14.       Вулкович-Стадник А. А. Оценка персонала: четкий алгоритм действий и качественные практические. М. : Эксмо, 2008. 192 с.

15.       Иванова С. В. Кандидат, новичок, сотрудник. Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике. М. : Эксмо, 2008. 304 с.

16.       Киселева Н. М. Оценка персонала. Санкт-Петербург: Питер, 2015. 173 с.

17.       Bienzeisler B. (2005) Die Competence Card als Mess- und Steuerungsinstrument für die Dienstleistungswirtschaft. Praxishandbuch Controlling, pp. 167-183. doi: https://doi.org/10.1007/978-3-322-90505-5_6

18.       Бурлачук Л. Ф., Володина Н. П. Оценка персонала: проблема выбора инструментов / ЭКО. 2003. №11. С. 89-104.

19.       Aggarwal A., Thakur G. S. M. (2013) Techniques of Performance Appraisal-A Review / International Journal of Engineering and Advanced Technology (IJEAT). Volume 2. Iss. 3, pp. 617-621.

20.       Baughman J. A., Brumm Th. J., Mickelson S. K. (2012) Student Professional Development: Competency-Based Learning and Assessment / The Journal of Technology Studies. 2012. Vol. 38. Iss. 2, pp. 115–127.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Психологическая подготовка будущих специалистов по физической культуре и спорту к деятельности тренера по виду спорта в в высших учебных заведениях  
Дмитриева Н. С.  (скачать)
[in English]

Аннотация. Целью статьи является освещение особенностей методики психологической подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту к деятельности тренера по виду спорта и его внедрение в в высших учебных заведениях. Для достижения цели осуществлен анализ и обобщение научной литературы по вопросам, связанным с психологической подготовкой будущих специалистов по физической культуре и спорту к деятельности тренера по виду спорта; формулировался категориальный аппарат исследования и определялись объект, предмет, концепция и общая гипотеза исследования. Методика психологической подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту к деятельности тренера по виду спорта в учреждениях высшего образования предусматривает последовательное движение по учебным уровням: уровень мотивации к профессиональной подготовке к деятельности тренера по виду спорта, уровень теоретического опыта, уровень практического опыта. Внедрение разработанной методики психологической подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту к деятельности тренера по виду спорта осуществлялось при теоретических и практических занятий по дисциплинам «Введение в специальность», «Теория и методика физического воспитания», «Теория и методика гимнастики», «Основы спортивной тренировки», «Олимпийский и профессиональный спорт» и проведения тренерской практики. Необходимой технологической условием реализации ведущей идеи является соблюдение строгой последовательности в усвоении учебного материала: освоение изучаемой информации формирования умений использовать этот материал, формирования умений адекватно действовать в условиях профессиональной деятельности. Организация психологической подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту к деятельности тренера по виду спорта осуществлялось во время практических занятий по специальным дисциплинам включает следующие составляющие: формы системы формирования психологической готовности будущих специалистов по физической культуре и спорту к деятельности тренера по виду спорта, интерактивные образовательные технологии, деловые игры, которые предусматривают выполнение будущими специалистами по физической терапии и эрготерапии профессиональных задач и обязанностей, проблемно ориентированное обучение, проектно ориентированное обучение, командно ориентированное обучение, средства физически и воспитания и спортивной подготовки, учебники, учебные пособия, тестовые задания, средства информационных и коммуникационных технологий.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, психологическая подготовка будущих специалистов, физическая культура и спорт, профессиональная подготовка в высших учебных заведениях, деятельность тренера по виду спорта.

Библиографические ссылки

1.         Crust, L., Clough, P. (2011). Developing mental toughness: From research to practice. Journal of Sport Psychology in Action, 2, 21-32.

2.         Curry, L., Maniar, S. (2003). Academic Course Combining Psychological Skills Training and Life Skills Education for University Students and Student-Athletes. Journal of Applied Sport Psychology, 15. 270-277. doi: 10.1080/10413200305384.

3.         Danylevych, M. (2018). Professional training of future specialists in physical education and sports for recreational and health activities: theoretical and methodological aspect [Profesiina pidhotovka maibutnikh fakhivtsiv z fizychnoho vykhovannia ta sportu do rekreatsiino-ozdorovchoi diialnosti: teoretyko-metodychnyi aspekt]: monograph. LA «Piramida», Lviv, 460. [in Ukrainian]

4.         Driska, A., Kamphoff, C., Armentrout, S. (2012). Elite swimming coaches’ perceptions of mental toughness. The Sport Psychologist, 26, 186-206.

5.         Ghasemi, A., Yaghoubian, A., Momeni, M. (2012). Mental toughness and success levels among elite fencers. Advances in Environmental Biology, 6(9), 2536-2540.

6.         Gordon, S. (2012). Strengths-based approaches to developing mental toughness: Team and individual. International Coaching Psychological Review, 7(2), 210-222.

7.         Gucciardi, D. (2012). Measuring mental toughness in sport: A psychometric examination of the Psychological Performance Inventory-A and its predecessor. Journal of Personality Assessment, 94(4), 393-403.

8.         Gucciardi, D., Gordon, S., Dimmock, J. (2008). Towards an understanding of mental toughness in Australian football. Journal of Applied Sport Psychology, 20, 261-281.

9.         Gucciardi, D., Gordon, S. Dimmock, J. (2009). Advancing mental toughness research and theory using personal construct psychology. International Review of Sport and Exercise Psychology, 2, 54-72.

10.       Hill, D. M., and Shaw, G. (2013). A qualitative examination of choking under pressure in team sport. Psychol. Sport Exerc., 14, 103–110. doi: 10.1016/j.psychsport.2012.07.008

11.       Jones, G., Hanton, S., Connaughton, D. (2002). What is this thing called mental toughness? An investigation into elite performers. Journal of Applied Sport Psychology, 14, 205-218.

12.       Mahoney, J. Gucciardi, D., Ntoumanis, N., Mallet, C. (2014). Mental toughness in sport: Motivational antecedents and associations with performance and psychological health. Journal of Sport and Exercise Psychology, 36(3), 281-292.

13.       Medynskyi, S. (2016). Content of professional training of specialists in physical education and sports in the USA [Zmistove napovnennia profesiinoi pidhotovky fakhivtsiv fizychnoho vykhovannia i sportu v SShA]. Scientific journal of the National Pedagogical Dragomanov University. Series № 15. Scientific and pedagogical problems of physical culture (physical culture and sports), 8(78)16, 54-56. [in Ukrainian]

14.       Melnyk, E.V., Sylych, E. V., Kukhtova, N. V. (2014). Trainer psychology: theory and practice: guidelines [Psykholohyia trenera: teoryia y praktyka: metodycheskye rekomendatsyy]. VHU ymeny P.M. Masherova, Vitebsk, 58. [in Russian]

15.       McEwan, D., Beauchamp, M. R. (2014). Teamwork in sport: a theoretical and integrative review. Int. Rev. Sport Exerc. Psychol., 7, 229–250. doi: 10.1080/1750984X.2014.932423

16.       Morgan, P. B. C., Fletcher, D., Sarkar, M. (2015). Understanding team resilience in the world’s best athletes: a case study of a rugby union world cup winning team. Psychol. Sport Exerc., 16, 91–100. doi: 10.1016/j.psychsport.2014.08.007

17.       Olusoga, P., Maynad, I., Butt, J., Hays, K. (2014). Coaching under pressure: Mental skills training for sports coaches. Sport and Exercise Psychology Review, 10(3), 31-4.

18.       Parkes, J., Mallet, C. (2011). Developing mental toughness: Attributional style retraining in rugby. The Sports Psychologist, 25(3), 269-287.

19.       Prytula, A.L.. (2015). Professional training of physical culture teachers for use in national martial arts career. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 19, 62-67. doi: 10.15561/18189172.2015.0112.

20.       Slack, L., Maynard, I., Butt, J., Olusoga, P. (2015). An evaluation of a mental toughness education and training program for early-career English football league referees. Sport Psychologist, 29(3), 237-257.

21.       Smith, B., McGannon, K. R. (2018). Developing rigor in qualitative research: problems and opportunities within sport and exercise psychology. Int. Rev. Sport Exerc. Psychol., 11, 101–121. doi: 10.1080/1750984x.2017.1317357

22.       Sushchenko, L. P. (2000). Professional training of future specialists in physical education and sports: information aspect [Profesiina pidhotovka maibutnikh fakhivtsiv fizychnoho vykhovannia ta sportu :informatsiinyi aspekt]. Pedagogy. Scientific works, 7, 122-126. [in Ukrainian]

23.       Svistelnyk, I. R. (2007). Higher physical education: trends in information development [Vyshcha fizkulturna osvita: tendentsii informatsiinoho rozvytku]. Theory and methods of physical education, 4, 8-10. [in Ukrainian]

24.       Temerivska, T. H. (2010). The state of readiness of students of the Faculty of Physical Culture and Human Health for future professional activity [Stan hotovnosti studentiv fakultetu fizychnoi kultury ta zdorov’ia liudyny do maibutnoi profesiinoi diialnosti]. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 11, 123-124. [in Ukrainian]

25.       Van Dinther M., Dochy F., Segers M., Braeken J. (2013). The construct validity and predictive validity of a selfefficacy measure for student teachers in competence-based education. Studies in Educational Evaluation, 39(3), 169-179. doi:10.1016/j.stueduc.2013.05.001.

26.       Weinberg, R., Butt, J., Culp, B. (2011). Coaches’ views of mental toughness and how it is built. International Journal of Sport and Exercise Psychology, 9(2), 156-172.

27.       Weinberg, R., Freysinger, V., Mellano, K., Brookhouse, E. (2016). Building mental toughness: Perceptions of sport psychologists. Sport Psychologist, 30(3), 231-241.

28.       Wergin, V. V., Mallett, C. J., Mesagno, C., Zimanyi, Z., Beckmann, J. (2019). When You Watch Your Team Fall Apart – Coaches’ and Sport Psychologists’ Perceptions on Causes of Collective Sport Team Collapse. Front. Psychol., 10:1331. doi: 10.3389/fpsyg.2019.01331

Использование ИКТ для статистического анализа психологических процессов будущих психологов  
Остапенко Я. А.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет быстро и эффективно осуществлять обработку больших объемов информации, получаемых в результате исследования и определить влияние определенных факторов на изучаемое явление или процесс. Психологу важно уметь правильно анализировать и обрабатывать данные, которые он получает в результате проведенного психологического исследования. Применение статистических методов обработки данных является неотъемлемым этапом анализа психологических процессов. Специфика статистической обработки результатов психологических наблюдений заключается в том, что база данных, которую анализируют, характеризуется большим количеством показателей различных типов, их высокой вариативностью под влиянием неконтролируемых случайных явлений, сложностью корреляционных связей между переменными выборкам. В связи с этим одним из необходимых условий формирования исследовательской компетенции специалиста-психолога является овладение методами и критериями статистического анализа. В статье освещены важность усвоения статистического анализа психологических явлений и процессов с использованием компьютерных технологий для будущих психологов. Раскрыта сущность основных методов статистического анализа: описательной статистики, корреляционного анализа, методов регрессионного анализа, показателей динамики и выявление тенденции развития, а также осуществление прогнозирования развития психологического явления или процесса в будущем. Продемонстрировано применение статистических методов с использованием электронных таблиц Microsoft Excel, как простого и бесплатного, а значит доступного для рядового соискателя высшего образования-будущего психолога и проведения анализа по полученным результатам обработки показателей. Выполнение задач прикладного характера с использованием компьютерных технологий способствует облегчению восприятия материала и более глубокого усвоения дисциплины «Статистический анализ и моделирование психологических процессов» и сущности самих психологических процессов. Позволяет получить навыки статистического анализа для поиска оптимальных решений. Доказана эффективность использования Microsoft Excel для статистического анализа психологических явлений. Предложенный методический подход внедрён в учебный процесс. В результате наблюдения за занятиями обобщены и систематизированы полученные результаты. Дальнейшие исследования предлагается посвятить моделированию явлений и процессов в психологии.

Ключевые слова: статистика; статистический анализ; компьютерные технологии в психологии; Microsoft Excel.

Библиографические ссылки

1. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976. 495 с.

2. Гришина А. В. Математичні методи в психології. Київ, Україна: Інститут кримінально-виконавчої служби, 2015.

3. Климчук В. О. Викладання курсу “Математичні методи у психології” в умовах кредитно-модульної системи / Соціальна психологія, №2 (28), 2008. С. 180–189.

4. Климчук В. О. Математичні методи у психології. Київ, Україна: Освіта України, 2009. 288 с.

5. Літнарович Р. М. Основи математичної статистики у психології. Рівне, Україна: МЕГУ, 2006. 49 с.

6. Олефір В. О. Математичні методи в психології: методичні вказівки з організації та планування самостійної роботи студ для здобувачів освітньо-кваліфікаційного рівня бакалавр за спеціальністю 053 – психологія. Харків, Україна: Харківський національний університет імені В. Н. Каразіна, 2016. 59 с.

7. Руденко В. М., Руденко Н. М. Математичні методи в психології : підручник. Київ : Академвидав, 2017. 384 с.

8. Coombs C. H., Dawes R. M., Tversky A. Mathematical psychology: An elementary introduction, Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1970, 419 p.

9. Howitt D., Cramer D. Introduction to Statistics in Psychology. N.-Y.: FT, 2010.

10. Thorndike R. L., Hagen E. Measurement and evaluation in psychology and education. N. Y.: L.: Wiley, 1961. 597 p.

11. Айвазян С. А., Степанов В. С. Программное обеспечение по статистическому анализу данных: методология сравнительного анализа и выборочный обзор рынка. URL: http://pubhealth.spb.ru/SAS/STatProg.htm. (дата звернення 18.02.21).

12. Василенко Ж. В. Программное обеспечение по статистическому анализу данных. Методология сравнительного анализа. URL: http://www.giac.unibel.by/sm_full.aspx?guid =8313. (дата звернення 20.02.21)

13. Майборода Р. Є., Сугакова О. В. Cтатистичний аналіз даних за допомогою пакету STATISTICA URL: http://matphys.rpd.univ.kiev.ua/downloads/courses/mmatstat/StatAn.doc. (дата звернення:15.02.21)

14. Остапенко Я. О. Використання PSPP під час статистичного аналізу, Східна Європа: економіка, бізнес та управління, №2 (13), 2018. URL: http://www.easterneurope-ebm.in.ua/index.php/13-2018-ukr (дата звернення:15.02.21)

15. Остапенко Я. О., Програмні продукти статистичних та економіко-математичних досліджень в економіці, International Scientific Conference Anti-Crisis Management: State, Region, Enterprise: Conference Proceedings, . Le Mans, France: Baltija Publishing, Part III, P.48-50, 17th, November, 2017.

16. Роїк М. В., Присяжнюк О. І., Денисюк В. О. Огляд програмних засобів статистичного аналізу даних, Ефективна економіка, № 7, 2017. URL: http://www.m.nayka.com.ua/?op=1&j=efektyvna-ekonomika&s=ua&z=5676 (дата звернення 15.02.21).

17. Andy Field. Discovering Statistics using SPSS. URL: https://www.discoveringstatistics.com/books/dsus/ (дата звернення 15.02.21).

18. Bentler P. M. EQS 6 Structural Equations Program Manual. Encino, CA: Multivariate Software, Inc., 2006. 418 p.

19. Harrington D. Confirmatory factof analysis. ‒ New York : Oxford University Press, Inc., 2009. 122 p.

20. Ritz, Christian, Streibig, Jens Carl. Nonlinear Regression with R Springer-Verlag, New York, NY, 2008. ISBN 978-0-387-09615-5. 144 pp.

21. Spector Phil Data Manipulation with R. 2008 Springer.157 p.

 



Яндекс.Метрика