Logo
Russian (CIS)

Содержание

Інженерні та освітні технології. Щоквартальний науково-практичний журнал [Електронний журнал]
– Кременчук : КрНУ, 2018. – Вип. 1 (21). – 92 с.
– Режим доступу: http://eetecs.kdu.edu.ua

Скачать справочно-вспомогательные данные

Разработка и внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СМЫСЛОВЫХ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ СТУДЕНТОВ СФЕРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  
Василишина Н. М.  (скачать)
[in English]

Исследование содержит обзор научных результатов по гендеру и образованию, демонстрируя основные выводы международных опросов относительно гендерных различий студентов мужчин и женщин в высшем образовании. Поэтому в статье рассматриваются современные результаты в этой области, в частности, освещаются следующие вопросы: мотивация и психологические проблемы гендерных различий между мужчинами и женщинами; различия в отношении учителей к студентам мужчинам и женщинам, а также частично рассматривается вопрос о внедрении совместного образования студентов мужчин и женщин в рамках учебного процесса высшей школы. Вывод обобщает основные приоритеты гендерных различий в высшей школе, а также определяются возможные направления, которыми учебный процесс высшего учебного заведения может двигаться с целью противостояния существующим неравностям и различиям.

Ключевые слова: гендерные различия, мужчины и женщины, студенты вуза, высшая школа, консервативные и прогрессивные подходы, кооперативное обучение, результаты.

1. Ellis, R. (1994), The study of second language acquisition. Shanghai Foreign Language Education Printing House.

2. European Commission, (2010), Gender Differences in Educational Outcomes:  Study on the Measures Taken and  the Current Situation in Europe. [pdf] Education, Audiovisual and Culture Executive Agency. Available from: http://www.eurydice.org. DOI 10.2797/3598.

3. Maccoby, E., & Jacklin, D.(1974), Psychology of sex difference. Standford, California: Stanford University Press.

4. Xin, X. (2010), A Comparative Study of Boys’ and Girls’ English Study Differences. Journal of Language Teaching and Research, Vol. 1, No. 3, pp. 309-312. DOI:10.4304/jltr.1.3.309-312.

5. Wang, Q. (2015), A Study of the Influence of Gender Differences on English Learning of Senior High School Students. Higher Education of Social Science, 8 (6), p.p. 66-69. Available from: URL: http://www.cscanada.net/index.php/hess/article/view/7173 DOI: http://dx.doi.org/10.3968/7173.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ  
Катрушова Л. А.   (скачать)
[in Ukrainian]

В последнее время, в связи с глобальным вхождением Украины в мировое сообщество, а также социально-экономическими изменениями во всем мире возникла возможность большего взаимодействия между представителями разных этнических, культурных, социальных, религиозных групп и т. д. И, хотя темпы образовательной миграции в последние годы пошли на спад, проблема социально адаптации студентов-иноземцев не теряет своей актуальности. Одним из таких острых вопросов является проблема девиантного поведения, которое обусловлено непринятием личностью морально-этических норм «чужой» страны. Данная ситуация является одной из важнейших причин углубленного изучения особенностей и видов проявлений девиантного поведения, с целью профилактики и коррекции такого поведения в дальнейшем.

Ключевые слова: социальная адаптация, девиантное поведение, образовательная миграция.

1. Данилин Д. А. Системный анализ психофизической и социальной адаптации студентов. Автореферат диссертации к.псих.н. Данилин Д.А. – Тула, 2005 – 23 с.

2. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / Е. В. Змановская. – М.: «Академия», 2003. – 288 с.

3. Седих К. В. Делінквентний підліток / К. В. Седих, В. Ф. Моргун. – К.: «Слово», 2015. – 272 с.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»  
Ачкасова С. А.  (скачать)
[in Ukrainian]

В статье обоснованы теоретические аспекты определения понятия «интернационализация высшего образования». Определена сущность понятия «интернационализация высшего образования» как процесс интеграции международного измерения в преподавание и обучение, научные исследования, социальные услуги учебных заведений, в разработку стратегий развития образования, направленных на формирование глобального мышления молодежи с учетом перспектив развития современного общества. Систематизированы основные факторы, формы и стратегии интернационализации высшего образования, реализация которых будет способствовать решению вопроса дисбаланса кредитной и ступенчатого мобильности и институционального сотрудничества, способствовать сотрудничеству высшего образования и промышленности, устранить барьеры развития совместных / двойных степеней, разработать инновационные модели цифрового и смешанного обучения, стимулировать двуязычное и многоязычное обучение, устранить препятствия между интернационализацией научных исследований и образованием на всех уровнях для большей синергии и возможностей.

Ключевые слова: интернационализация высшего образования, факторы интернационализации высшего образования, формы интернационализации высшего образования, стратегии интернационализации высшего образования.

1. Вербицька С. В. Забезпечення якості вищої освіти в умовах інтернаціоналізації глобального освітнього простору / С. В. Вербицька // Порівняльно-педагогічні студії. – 2010. – № 3-4. – С. 78–86.

2. Данько Н. І. Електронна інтернаціоналізація вищої освіти / Н. І. Данько // Проблеми сучасної освіти. – 2015. – Вип. 6. – С. 46–50.

3. Дебич М. А. Інтернаціоналізація вищої освіти: світовий досвід : монографія / М. А. Дебич. – Суми : Університетська книга, 2017. – 291 с.

4. Козієвська О. І. Стратегії інтернаціоналізації вищої освіти : міжнародний досвід та українські перспективи / О. І. Козієвська // Вища школа. – 2012. – № 7. – С. 30–39.

5. Корсак К. В. Вища освіта і Болонський процес : навч. посіб. / К. В. Корсак, І. О. Ластовченко. – К. : МАУП, 2007. – 352 с.

6. Кравченко А. С. Електронне навчання в умовах інтернаціоналізації вищої освіти / А. С. Кравченко // Соціальні технології : актуальні проблеми теорії та практики. – 2016. – Вип. 72. – С. 94–100.

7. Національний освітній глосарій : вища освіта / авт.-уклад. : В. М. Захарченко, С. А. Калашнікова, В. І. Луговий, А. В. Ставицький, Ю. М. Рашкевич, Ж. В. Таланова ; за ред. В. Г. Кременя. – К. : ТОВ «Видавничий дім «Плеяди», 2014.– 100 с.

8. Нітенко О. В. Інтернаціоналізація вищої освіти як фактор розвитку університету / О. В. Нітенко // Освітологічний дискурс. – 2015. – № 2(10). – С. 205–216.

9. Сбруєва А. А. Інтернаціоналізація вищої освіти : пріоритети комплексної стратегії Європейського Союзу / А. А. Сбруєва // Вища освіта України. – 2013. – № 3. – С. 89–95.

10. Солощенко В. М. Інтернаціоналізація університетської освіти: досвід німецькомовних країн : монографія / В. М. Солощенко. – Суми : Видавничо-виробниче під-во «Мрія», 2012 – 176 с.

11. Чернякова Ж. Ю. Інтернаціоналізація освітнього простору старшої школи Великої Британії : дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Ж. Ю. Чернякова. – Суми, 2012. – 259 с.

12. Чернякова Ж. Ю. Порівняльна характеристика моделей інтернаціоналізації освітнього простору / Ж. Ю. Чернякова // Український педагогічний журнал. – 2015. – № 4. – С. 242–250.

13. Чирва А. С. Тенденції інтернаціоналізації змісту вищої освіти в університетах Канади : дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / А. С. Чирва. – Суми, 2012. – 269 с.

14. Altbach P. The internationalization of higher education: Motivations and realities / P. Altbach, J. Knight // Journals of Studies in International Education. – 2006. – Vol. 11 (3–4). – PP. 290–305.

15. Bartell M. Internationalization of Universities: A University culture-based framework / M. Bartell // Higher Education. The Netherlands. Kluwer Academic Publishers. – 2003. – № 45. – PP. 43–70.

16. De Wit H. Internationalisation of Higher Education. Study / H. de Wit, F. Hunter, L. Howard, E. Egron-Polak. – Brussels, European Parliament, 2015. – 319 p.

17. Fielden J. The practice of internationalization: Managing International Activities in UK Universities / J. Fielden. – UK : Higher Education International Unit, 2008. – 70 p.

18. Hahn K. Begriffsklärung der «Internationalisierung der Curricula» / K. Hahn // Beiträge zur Hochschulforschung. – 2001. – PP. 25–26.

19. Knight J. Higher Education in Turmoil: The Changing World of Internationalization / J. Knight. – Rotterdam, Netherlands : Sense Publishers, 2008. – 441 p.

20. Mason J. Preparing Graduates for the Future: International Learning Outcomes / J. Mason, D. Stanley – Vancouver : AUCC, 1997. – PP. 12–16.

21. Mestenhauser J. International Education on the Verge : In Search of a New Paradigm / J. Mestenhauser // International Educator. – 1998. – Vol. 7. – PP. 20–28.

22. OECD. Quality and Internationalisation in Higher Education / OECD. – Paris, France : OECD Publishing, 1999. – 272 p.

23. Rudzki R. The strategic management of internationalisation : Towards a model of theory and practice. PhD dissertation (Education) / R. Rudzki. – Tyne : University of Newcastle, 1998. – 521 p.

24. Schnitzer K. Fallstudien zur Internationalisierung des Curriculums an deutschen Hochschulen: Nationaler Bericht für das Bundesministerium für Bildung, Wissenschaft, Forschung und Technologie (BMBF) / K. Schnitzer, E. Körte. – 2001. – PP. 47–49.

25. Teichler U. The changing debate on internationalisaton of higher education / U. Teicher // Higher education. – 2004. – Vol. 48. – PP. 5–26.

26. Wende M. C. van der. Internationalising the Curriculum in Higher Education / M. C. van der Wende // Tertiary Education and Management. – 1997. – Vol. 2. – No. 2. – PP. 186–195.

27. Wende M. van der. Internationalising the Curriculum in Dutch Higher Education / M. van der Wende // Journal of Studies in International Education. – 1997. – № 1/2. – PP. 42–56.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ»  
Ненастина Т. А.  (скачать)
[in Russian]

Рассмотрены основные положения организации обучения химии в Харьковском национальном автомобильно-дорожном университете для формирования у студентов профессиональной компетентности. Показано, еще проверка остаточных школьных знаний студентов, является необходимой составляющей для качественного изучения дисциплины «Химия» в вузах, определения знаний студента, а также напоминание основных фундаментальных основ предмета. Рассмотрены основные темы, примеры задач и методика решения задач «нулевого» контроля. Входящие в состав темы проверки знаний включают основные главные блоки дисциплины соответствующие школьной учебной программы, и являющиеся основой дальнейшего изучения дисциплины. Показана связь дисциплины «Химия» с профессиональными дисциплинами технических специальностей. Проведен анализ остаточных школьных знаний студентов первого курса всех технических специальностей Харьковского национального автомобильно-дорожного университета по дисциплине «Химия». Показана необходимость активизации всех видов учебной работы в процессе изучения специальных дисциплин. Установлена тенденция к снижению уровня школьной подготовки по дисциплине «Химия», обусловленная рядом факторов.

Ключевые слова: дисциплина химия, контроль остаточных знаний, студент, планирование.

1. Даценко В. В. Формування професійної компетентності у студентів технічних ВНЗ у процесі навчання хімії  / В. В. Даценко // Вестник ХНАДУ. – Віп. 77. – 2017. – С.13–17.

2. Хоботова Э. Б. Индивидуальный поход при обучении химии / Є. Б. Хоботова, М. И. Игнатенко, Ю. С. Калмыкова // Образование и саморазвитие. – 2016. – № 1 (47). – С. 106–109.

3. Внешнее независимое оценивание. – Режим доступу: https://ru.osvita.ua/test/rez_zno/

4. Лебединцев В. Б. Модернизация сельской малокомплектной школы: неклассно-урочная модель./ В. Б. Лебединцев // Народное образование. – 2005. – № 1. – С. 103–107.

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
Габенко И. Н.  (скачать)
[in Ukrainian]

В статье проанализированы тенденции и перспективы развития системы высшего образования по специальности «Пищевые технологии» с учетом современных требований мировых и евроинтеграционных процессов. Внимание акцентируется на тенденциях многоуровневости, индивидуализации, фундаментализации, дифференциации высшего образования. Раскрыто концепцию образовательного процесса при подготовке специалистов по пищевым технологиям. Предложен один из вариантов реализации студентоцентрованого подхода из-за введения в учебные планы системы вариативных дисциплин различных категорий: майнор, мэйджор и свободный майнор. Принцип свободного выбора дисциплин делает индивидуальный план студента уникальным, позволяет в процессе обучения получить необходимые профессиональные компетенции, технико-функциональные знания, умения и навыки, а также компетенции для удовлетворения своих творческих и личностных потребностей. Обоснована необходимость внедрения практикоориентированного образования.

Ключевые слова: образовательная программа, специализация, мэйджор, майнор, свободный майнор.

1. Постанова Кабінету Міністрів України «Про затвердження переліку галузей знань і спеціальностей, за якими здійснюється підготовка здобувачів вищої освіти» від 29.04.2015 р. № 266 [Електронний ресурс] / Офіційний веб-сайт Верховної Ради України. – Режим доступу: http://zakon0.rada. gov.ua/laws/show/266-2015-п.

2. Закон України «Про вищу освіту» / [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http:// zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1556-18 (15.10.2014).

3. Вибір без вибору: моніторинг вибіркових курсів у державних вишах / Є. Стадний,  М. Куделя, Т. Жерьобкіна, А. Безман, М. Кавценюк [Електронний ресурс] / CEDOS аналітичний центр – 2015. – Режим доступу: //www.cedos.org.ua/uk/osvita/vybir-bez-vyboru-monitorynh-vybirkovykh-kursiv-u-derzhavnykh-vyshakh.

4. Всеукраїнська нарада щодо запровадження дисциплін за вибором студентів у вищому навчальному закладі [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://mon.gov.ua/ activity/education/vishha/materiali-vseukrayinskoyi-naradi-z-predstavnikami-vnz-z-pitan-implementacziyi-polozhen-zu-«pro-vishhu-osvitu»-u-chastini-zaprovadzhenny.

5. ASSOCIATION OF AMERICAN COLLEGES. 1990. The Challenge of Connecting Learning. – Washington, DC: Association of American Colleges, 1990. – 125 p.

6. Досвід працевлаштування випускників вищих навчальних закладів: погляд  випускників та роботодавців [Електронний ресурс]. – 2013. – Режим доступу: http://www.slideshare.net/bestuniverua/ss-27208268.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА  
Потапюк Л. Н.  (скачать)
[in Ukrainian]

Раскрываются актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технического вуза. Указываются требования к потенциальным работникам, которые выдвигает рынок труда (фундаментальная теоретическая подготовка, коммуникабельность, способность к быстрому реагированию, способность мыслить на перспективу, организованность). Исследуются основные теоретические аспекты и роль компетентностного подхода в высшем техническом образовании. Осуществляется анализ ключевых понятий компетентностного подхода – «компетентность», «компетенции», «профессиональная компетентность», «предметные компетенции», «ключевые компетенции». Анализируется содержание и указывается различие между понятиями «компетентность» и «компетенция» в контексте процесса обучения технического вуза. Раскрывается содержание и значение понятия «профессиональная компетентность» в высшей школе. Указывается, что профессиональная компетентность является ведущим показателем готовности выпускников к профессиональной деятельности. Выделяются структура профессиональной компетентности и её функции. Формулируются педагогические условия, способствующие развитию профессионального мастерства будущих специалистов технического вуза. Выделяются основные пути повышения профессиональной компетентности выпускников.

Ключевые слова: профессиональное образование, компетентностный подход, компетентность, компетенция, профессиональная компетентность, предметные компетенции, ключевые компетенции.

1. Батишева С. Я. Енциклопедія професійної освіти ; под ред. Батишева С. Я. – М. : АПО. – 1999. – Т.2. – С. 383.

2. Болонский процесс Бергенский этап ; под научной редакцией доктора педагогичных наук, профессора. В. И. Байденко. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. – 174 с.

3. Бусел В. Т. Великий тлумачний словник сучасної української мови / В. Т. Бусел – К.-Ірпінь : ВТФ «Перун», 2004. – 1440 с.

4. Державні стандарти професійної освіти: теорія і методика / С. У. Гончаренко, Н. Г. Ничкало, В. Л. Петренко ; під ред. Н. Г. Ничкало. – Хмельницький : Технологічний ун-т Поділля, 2002. – 334 с.

5. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала / А. А. Деркач. – М. : Издательство Московського психолого-социального института ; Воронеж : НПО «МОЭК», 2004. – 752 с.

6. Козак Т. Інформаційна модель освітньої діяльності вищого навчального закладу ІІІ-ІV рівня акредитації / Т. Козак // Нові технології навчання : Наук.-метод. зб. / Ред. кол. : В. О. Зайчук (головний редактор), О. Я. Савченко, М. Ф. Дмитриченко та ін. – К. : НМЦ ВО, 2003. – Вип. 35. – С. 201–215

7. Компетентнісний підхід у сучасній освіті: світовий досвід та українські перспективи [колектив авторів : Н. М. Бібік, Л. С. Ващенко та ін]. – С. 111.

8. Луговий В. І. Ключові поняття сучасної педагогіки: навчальний результат, компетентність, кваліфікація / В. І. Луговий, О. М. Слюсаренко, Ж. В. Таланова // Педагогічна і психологічна науки в Україні : зб. наук. праць : в 5 т. – Т. 1 : Загальна педагогіка та філософія освіти. – К. : Пед. думка, 2012. – С. 23–38.

9. Павлютенков Е. М. Профессиональная ориентация учащихся / Е. М. Павлютенков. – К. : Рад. школа, 1983. – 152 с.

10. Словник іншомовних слів / уклад. : С. М. Морозов, Л. М. Шкарапута. – К. : Наукова думка, 2000. – 680 с.

11. Субетто А. И. Компетентностный поход: онтология, эпистемология, системне ограничения, классификация и егоместо в системе ноосферного императива в XXI веке / А.И. Субетто. – М. : Исслед. центр проблем качества подгот.специалистов, 2007. – 144 с.

12. Ягупов В. В. Компетентнісний підхід до підготовки фахівців у системі вищої освіти / В. В. Ягупов, В. І. Свистун // Наукові записки. – Том 71. Педагогічні, психологічні науки та соціальна робота. – № 5. – С. 7.

13. Tuning, Educational Structures in Europe [Електронний ресурс] // Learning outcomes. Competences. Methodology. – 2001–2009. – Режим доступу : www. Relintdeusto /Tuning Project. – Назва з екрана.

14. While R. W. Motivation Reconsidered: The Concept of Competence. – Psyhological Review, 1959. – № 66.

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ МОБИЛЬНОСТЬ  
Гладырь А. И.  (скачать)
[in Ukrainian]

В работе представлены основные достижения Кременчугского национального университета имени Михаила Остроградского в сфере международной кредитной академической мобильности, которая рассматривается как мощный инструмент интеграции в международное научно-образовательное пространство и последовательной реализации университетом собственной стратегии интернационализации высшего образования. На конкретных примерах рассмотрен опыт внедрения эффективных форм и способов реализации академических обменов, как на уровне профессорско-преподавательского состава университета, так и на уровне студентов, обучающихся для получения образовательной (первой или второй) или образовательно-научной (третьей) степени высшего образования. Представлены результаты участия университета в программах международной кредитной академической мобильности в рамках программы Европейского Союза Erasmus +. Рассмотрены, на уровне университета и государства в целом, основные факторы, негативно влияющие на развитие академической мобильности, предложены пути преодоления или минимизации существующих проблем.

Ключевые слова: академическая мобильность, академические обмены, Эразмус+.

1. Стратегічна програма інтеграції КрНУ у міжнародний освітній та науковий простір [Електронний ресурс] – Режим доступу: http://cia.kdu.edu.ua/Documents/Strategy%20uk.doc.

2. Положення про порядок реалізації права на академічну мобільність учасників освітнього процесу КрНУ [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.kdu.edu.ua/Documents/nncpdo_pologennija_akadem_mobil.pdf.

3. Trends in International Student Mobility 2014 // QS Top Universities [Электронныйресурс]. – Режим доступу: http://www.topuniversities.com/student-info/qs-guides/trends-International-Student-Mobility-2014 (11.10.2015).

4. Пасічник Н. С. Студентська академічна мобільність як чинник інтеграції України у світовий науково-освітній простір / Н. Пасічник // Тези доповідей XVI Міжнародної науково-практична конференції «Удосконалення інформаційно-ресурсного забезпечення освіти і науки в умовах євроінтеграції» 22-24 травня 2014 року. – Біла Церква. – С. 40–41.

5. Гордієнко М. Г., Гладир А. І. Формування умінь і навичок самостійної роботи з іноземною фаховою літературою у майбутніх інженерів: технологічний аспект : навч.-метод. посібник ; за ред. Л. Є. Сігаєвої:. – Кременчук : Вид. ПП Щербатих О.В., 2008. – 184 с.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ  СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ  
Беспарточная Е. И.  (скачать)
[in Ukrainian]

Рассмотрена важность формирования конфликтологической компетентности у будущих юристов в высших учебных заведениях. Осуществлен анализ современных исследований по определению и содержанию понятия конфликтологическая компетентность студентов - юристов. Проанализированы условия формирования конфликтологической культуры специалиста и предложено внедрение активных методов обучения по формированию конфликтологической компетентности будущих юристов в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, профессиональная компетентность, компоненты профессиональной юридической компетентности.

1. Алёшина О. А. Формирование правовой культуры в процессе юридического образования и воспитания / О. А. Алёшина // Философия права. – 2008. – № 5. – с. 23.

2. Гіренко С. П. Концептуальні засади виховання конфліктологічної культури працівників ОВС в умовах професіоналізації (педагогічний аспект) / С. П. Гіренко. – Режим доступу: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/ Soc_Gum/Nzkp/2008_20/08.htm.

3. Козич І. В. Модель формування конфліктологічної компетентності соціального педагога в умовах магістратури / І. В. Козич // Вісник Запорізького національного університету. – 2008. – № 1. – С. 110–118.

4. Маркарова К. Э. Психолого-педагогические условия развития профессионально-значимых качеств у будущих юристов / К. Э. Маркарова // Известия ТРТУ. – 2006. – № 14. – С. 337–342.

5. Типове положення про юридичну клініку вищого навчального закладу України затверджено Наказом Міністерства освіти і науки України від 03.08.2006 N 592 [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://www.zakon2.rada.gov.ua/laws/show/z0956-06.

6. Definition of a Legal Clinic [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://encle.org/aboutencle/definition-of-a-legal-clinic.

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ  
Шмелёва А. С.  (скачать)
[in Ukrainian]

В работе рассмотрены научные подходы к дефинициям компетентности и компетенции. Проведён анализ мнения учёных об определениях образовательных компетентностей. Рассмотрены основные образовательные компетентности и выделено ценностно-смысловую компетентность, которая обеспечивает механизм становления будущего юриста и влияет на приобретение юристом других компетентностей, самоопределение будущего специалиста. На основании исследований мнений учёных и собственных наблюдений, с учётом специфики профессиональной деятельности, выделено три основных компонента ценностно-смысловой компетентности будущих юристов: аксиологический, когнитивный, и оценочный, раскрыто их содержание. Доказано, что профессиональная деятельность юриста направлена на соблюдение морально-этичных и законодательных стандартов, а также предусматривает ориентацию специалиста на общепризнанные ценности, нормы морали и закона. Обосновано приоритетность формирования ценностно-смысловой компетентности будущих юристов.

Ключевые слова: компетенция, ценностно-смысловая компетентность, ценностные ориентиры, юрист.

1. Хуторський А. Ключові освітні компетентності [Електронний ресурс] / А. Хуторський. – Режим доступу : http://osvita.ua/school/theory/2340/.

2. Козакова Н. Б. Реалізація компетентнісного підходу в навчанні молодших школярів [Електронний ресурс] / Н. Б. Козакова. – Режим доступу : http://osvita.ua/school/ lessons_summary/ edu_technology/31210/.

3. Химинець В. Компетентнісний підхід до професійного розвитку вчителя [Електронний ресурс] / В. Химинець. – Режим доступу : http://zakinppo.org.ua/2010-01-18-13-44-15/233-2010-08-25-07-10-49.

4. Степанов О. М. Основи психології і педагогіки / О. М. Степанов, М. М. Фіцула. – К. : Академвидав, 2006. – 520 с.

5. Олейников С. М. Архетипи правової культури й дисфункції правової антикультури / С. М. Олейников // Вісник Національної юридичної академії імені Ярослава Мудрого. Серія: філософія, філософія права, політологія, соціологія: збірник наукових праць. – № 3 (13). – 2012. – С. 202–205.

6. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме / В. П. Тугаринов. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1968. – 124 с.

7. Мартинюк О. Б. Дослідження професійних ціннісних орієнтацій вчителя як ціннісної системи / О. Б. Мартинюк // Ценностные приоритеты образования в ХХІ веке: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Луганск, 2003. – С. 183–191.

8. Каламаж Р. В. Проблема взаємозв’язку складових професійної самосвідомості юриста / Р. В. Каламаж // Актуальні проблеми психології. – Т. 7. – Вип. 15. – С. 113–114.

9. Гусарєв С. Д. Юридична деонтологія (основи юридичної діяльності) : навч. посібник / С. Д. Гусарєв, О. Д. Тихомиров. – К : Знання, 2006. – 488 с.

10. Ядов В. А. О различных подходах к концепции личности и связанных с ними различных задачах исследования массовых коммуникаций / В. А. Ядов // Личность и массовые коммуникации: материалы встречи социологов. – Тарту, 1969. – Вып. 3. – С. 19.

11. Москаленко О. В. Структурні компоненти ціннісно-смислової сфери особистості / О. В. Мосаленко // Вісник НТУУ «КПІ». Філософія. Психологія. Педагогіка. – 2013. – Вип. 1. – С.91–98.

МОДЕЛЬ БИНАРНОЙ АДАПТАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  СРЕДЕ  ВТУЗА Литвинова М. Б.  (скачать)
[in Ukrainian]

Одним из важнейших ресурсов качества обучения является согласованность его объективных условий, потребностей и возможностей всех основных субъектов образовательного процесса. Отсюда возникает задача разработки модели их адаптивного взаимодействия.

В работе проведен анализ современных методических подходов к вопросу образовательной адаптации во втузах. Показано существование противоречия между традиционной системой адаптационного обучения в высшей школе и когнитивными потребностями современной молодежи. Выделены два направления в процессе адаптации, которые имеют разные действующие аспекты: первый - адаптацию, которая предусматривает приспособление студентов к условиям и особенностям образовательной среды; второй - трансформацию и подстройку образовательной среды под потребности студентов. Создана соответствующая модель бинарного взаимодействия образовательной адаптации с компонентами образовательной среды. Рассмотрены объективные и субъективные основы ее функционирования. Модель высвечивает реальные взаимосвязи между компонентами современной образовательной системы и будет способствовать поиску путей совершенствования учебного процесса.

Ключевые слова: образование, модель, адаптация, высшая школа, преподавание, образовательная среда.

1. Бондар В. Адаптивне навчання студентів як передумова реалізації компетентнісного підходу до професійної підготовки вчителя / В. Бондар, І. Шапошнікова // Рідна школа. – 2013. – № 11. – С. 36–41.

2. Опалюк Т. Л. Адаптивне навчання студентів та його структура / Т. Л. Опалюк // Професійна освіта: Наукові записки. Серія: педагогіка. – 2014. – № 2. – С. 150–153.

3. Семиченко В. А. Психологічна структура педагогічної діяльності: навч. посібник / В. А. Семиченко, В. С. Заслуженюк. – К. : Видав.-поліграф. центр «Київський університет», 2001. – Ч. І. – 217 с.

4. Литвинова М. Б. Работа с клиповым мышлением студентов в образовательном пространстве Украины / М. Б. Литвинова, А. Д. Штанько, Ю. Г. Тендитный // Збірник наукових праць «Педагогічні науки». – 2016. – Вип. LXXIV. – C. 136–140.

5. Литвинова С. Г. Проектування хмаро орієнтованого навчального середовища загальноосвітнього навчального закладу: монографія / С. Г. Литвинова – К. : ЦП «Компринт», 2016. – 354 c.

6. Биков В. Ю. Моделі організаційних систем відкритої освіти: монографія / В. Ю. Биков. – К. : Атіка, 2008. – 684 с.

7. Шульга Н. Побудова моделі три-суб’єктних відносин в освітньому процесі ВНЗ / Н. Шульга // Педагогіка вищої та середної школи. – 2015. – Вип. 46. – С.236–242.

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩИМ СРЕДНИМ ОБРАЗОВАНИЕМ  
Лисовая Н. И.  (скачать)
[in Ukrainian]

Раскрыты теоретические основы государственно-общественного управления общим средним образованием, в частности отдела образования на современном этапе развития гражданского общества и реформирования образования; рассмотрена суть понятий «принцип», «общее среднее образование», а также нормативно-правовое обеспечение государственно-общественного управления современными нормативными актами, принципы, которые освещаются в современных научных исследованиях; обращено внимание на значимость малых городов Украины, трансформационные процессы, которые происходят во время административно-территориальной реформы, а также на компоненты модели государственно-общественного управления отдела образования в условиях малого города. Для обеспечения эффективного управления развитием общего среднего образования в малых городах Украины автором предложено некоторые рекомендации, особое внимание обращено на взаимодействия органов местного самоуправления и территориальных общин, которые базировались бы на научных принципах, в частности открытости, объективности, скоординированности действий, конструктивного диалога, доверия, законности, паритетности и др.

Ключевые слова: управление, общее среднее образование, принципы, отдел образования, малый город.

1. Маслов В. І. Наукові основи та технології компетентного управління загальноосвітнім навчальним закладом : монографія / В. І. Маслов, О. С. Боднар, К. В. Гораш. – Тернопіль : Крок, 2012. – 320 с.

2. Хриков Є. М. Управління навчальним закладом : навч. посіб. / Є. М. Хриков. – К. : Знання, 2006. – 365 с.

3. Калініна Л. М. Управління закладами освіти [Електронний ресурс] / Л. М. Калініна. – Режим доступу : http://education-ua.org/ua/articles/545-upravlinnya-zakladami-osviti-v-konteksti-zakonodavchikh-zmin

4. Великий тлумачний словник сучасної української мови ;уклад. і гол. ред. В. Т. Бусел. – К. – Ірпінь : ВТФ “Перун”, 2004. – 1440 с.

5. Енциклопедія сучасної України [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://esu.com.ua/

6. Закон України «Про освіту» [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1060–12.

7. Закон України «Про загальну середню освіту» [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/651–14.

8. Боршош І. С. Особливості розвитку малих міст: закордонний досвід [Електронний ресурс] / І. С. Боршош. – Режим доступу : http://www.kbuapa.kharkov.ua/e-book/db/2009-2/doc/5/03.pdf.

9. Крисюк С. Державно-громадське управління освітою / С. Крисюк // Суспільні реформи та становлення громадянського суспільства в Україні : матеріали наук.-практ. конф. ; за заг. ред. В. І. Лугового, В. М. Князєва. – К. : Вид-во УАДХ, 2001. – С. 351–353.

10. Закон України «Про місцеве самоврядування в Україні» [Електронний ресурс] – Режим доступу : http://www.vinrada.gov.ua/zakon_pro_misceve_samovryaduvannya_v_ukraini. htm.

11. Гаєвська Л. А. Розвиток державно-громадського управління загальною середньою освітою в Україні (друга половина ХІХ – початок ХХ століття) : дис. на здобуття наук. ступеня д-ра наук з держ. упр. : спец. 25.00.01 – «Теорія та історія державного управління» / Л. А. Гаєвська. – К., 2010. – 425 с.

12. Бочкарев В. И. Концепция государственно-общественного управления общим образованием (проект) [Електронний ресурс] / В. И. Бочкарев. – Режим доступу : www.doxa. ru/obr/sobranie/Confl. html.

13. Ткаченко Л. М. Державно-громадське управління загальноосвітніми навчальними закладами [Електронний ресурс] / Л. М. Ткаченко. – Режим доступу : http://www.myshared.ru/slide/1100060/.

 



Яндекс.Метрика