Содержание

Інженерні та освітні технології. Щоквартальний науково-практичний журнал [Електронний журнал]
– Кременчук : КрНУ, 2016. – Вип. 4 (16). – 51 с.
– Режим доступу: http://eetecs.kdu.edu.ua

Скачать справочно-вспомогательные данные

Разработка и внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику

НАИБОЛЕЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЕ ПОДХОДЫ ПРИОБРЕТЕНИЕ УМЕНИЙ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ С ОГРАНИЧЕННЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ЧАСОВ УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ  
Василишина Н. М.  (скачать)
[in English]

В данной статье обсуждаются наиболее сложные подходы, методы, которые могут быть реализованы в учебном процессе высшей школы. Мы провели детальный анализ выводов, сделанных в области преподавания иностранного языка такими выдающимися учеными, как: Вайнер, Ленберг, Джонсон и Ньюпорт, Дженкин и Левис, Чой и Мерфи, Дженнифер Дженкинс.

В результате мы сделали резюме, что, несмотря на большое количество достаточных результатов в приобретении умений иностранного языка студентами, до сих пор в современном образовании существует много трудностей, особенно принимая во внимание тот факт, что программам по иностранному языку характерно ограниченное количество часов.

Таким образом, появляется следующее противоречие, которое может быть сформулировано, как такое: современные требования к специалистам и профессионалам высокие, но уровень высшего образования является недостаточным и ограниченным.

Итак, основной задачей нашего исследования боло выяснить, какие подходы уместны и трудоемки, выделить актуальные проблемы современных студентов, которые негативно влияют на достижение высоких результатов в учебном процессе.

При поиске рационального решения данного противоречия, мы провели обзор четырех принципов Вайнера. Кроме того, в ходе научного исследования нами были перечислены трудности, которые студенты могут иметь в произношении, грамматике и лексике. Однако, кроме преподавания фактического материала, такое понятие, как «соответствующий мотивационный контекст» приобрел большое значение и является неотъемлемым инструментом в получении знаний по иностранному языку.

Подводя итог, мы закончили нашу часть исследования выводом о том, что наряду с большим количеством различных методов, техник, подходов, которые предусматриваются использовать в различных учебных ситуациях, есть много препятствий, которые необходимо преодолеть наставниками для достижения педагогических целей. Перспективы дальнейшего исследования были очерчены соответственно.

Ключевые слова: иностранный язык, принципы, проблемы, студенты, целесообразный, эффективный, мотивационный контекст.

1. Biggs, J. and Tang, C. (2007), Teaching for Quality Learning at University.What the Student Does, Open University Press, Berkshire, England.

2. Lane, L. (2010), Tips for teaching. Pronunciation: a practical approach. White Plains, Pearson Longman, NewYork, USA.

3. Wyner, G. (2014), Fluent Forever. How to Learn Any Language Fast and Never Forget It, Harmony Books, New York, USA.

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ 17-19 ЛЕТ  
Самокиш И.И.  (скачать)
[in Ukrainian]

В статье приведены результаты корреляционного анализа показателей функционального тестирования с изменением мощности нагрузки по замкнутому циклу и показателей антропометрии и физиометрии студентов. Обследовано 150 студентов (86 девушек и 64 парня, которые относились к основной медицинской группе) первого и второго курсов в возрасте 17-19 лет. Показана степень влияния параметров физического развития на результаты функционального тестирования (физическая работоспособность, частота сердечных сокращений (ЧСС) в течение нагрузки, эффективность регуляции сердечной деятельности, энергетический уровень), а также установлены достоверные взаимосвязи различной силы между ними. На основе проведенного корреляционного анализа были получены новые данные, которые дополняют имеющуюся информацию о функциональных резервах организма студентов.

Ключевые слова: корреляционный анализ, функциональные резервы, физическое развитие, функциональное тестирование, студенты.

1. Босенко А. И. Выявление функциональных возможностей сердечно-сосудистой и центральной нервной систем у подростков при напряженной мышечной деятельности: автореф. дис. на соискание науч. степени канд. биол. наук / А. И. Босенко. – Тарту, 1986. – 25 с.

2. Босенко А. І. Спосіб діагностики функціональних резервів людини / А. І. Босенко (Україна); Бюл. №8 Держ. департ. інтел. власності № 59144 А; заявл. 04.03.2003; опубл. 15.08.2003; 7А61В5/0205. – 4 с.

3. Босенко А. И. Функциональный контроль гребцов нагрузкой с реверсом в годичном цикле тренировки / А. И. Босенко, И. И. Самокиш, А. Н. Дубинин // Физическая культура и спорт в 21 веке: матер. международной науч. конф. – Волжский, 2008. – С. 65–70.

4. Волков Л. В. Физические способности детей и подростков / В. М. Волков. – К. : Здоровье, 1981. – 135 с.

5. Давиденко Д. Н. Методика оценки функциональных резервов организма при использовании нагрузочной пробы по замкнутому циклу изменения мощности / Д. Н. Давиденко, В. П. Андрианов, Г. М. Яковлев, Н. К. Лесной // Пути мобилизации функциональных резервов спортсмена: Сб. науч. тр. – Л. : ГДОИФК, 1984. – С. 35–41.

6. Давиденко Д. Н. Здоровье, адаптация и резервы организма человека / Д. Н. Давиденко // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: труды V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 25-27 ноября, 2010 г. – Санкт-Петербург, 2010. – С. 223.

7. Давиденко Д. Н. Методика оценки мобилизации функциональных резервов организма по его реакции на дозированную нагрузку / Д. Н. Давиденко // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». – 2011. – № 12 (70). – С. 52–57.

8. Карпман В. Л. Тестирование в спортивной медицине / В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. – М. : Физическая культура и спорт, 1988. – 208 с.

9. Курзанов А. Н. Функциональные резервы организма / А. Н. Курзанов, Н. В. Заболотских, Д. В. Ковалев. – М. : Издательский дом Академии Естествознания, 2016. – 96 с.

10. Мозжухин А. С. Физиологические резервы спортсмена / А. С. Мозжухин // Лекция. – Л. : ГДОИФК, 1979. – 14 с.

11. Мозжухин А. С. Роль системы физиологических резервов спортсмена в его адаптации к физическим нагрузкам / А. С. Мозжухин, Д. Н. Давиденко // Физиологические проблемы адаптации. – Тарту, 1984. – С. 84–87.

12. Самокиш І. І. Нові підходи до виявлення рівня фізичної працездатності дівчаток молодшого шкільного віку / І. І. Самокиш // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. – Харків : ХДАДМ. – Вип. № 3. – 2005. – С. 41–46.

13. Самокиш І. І. Методика оцінювання навчальних досягнень дівчаток молодшого шкільного віку в процесі занять фізичною культурою : автореф. дис. на здобуття канд. пед. наук. : спец. 13.00.02 – Теорія та методика навчання (фізична культура, основи здоров’я) / І. І. Самокиш. – Одеса, 2011. – 20 с.

14. Самокиш И. И. Гистерезисный метод выявления функциональных возможностей как критерий оценивания успеваемости по физическому воспитанию в высших учебных заведениях / И. И. Самокиш // Физическое воспитание студентов. – Харьков, 2011. – № 4. – С. 71–75.

15. Самокиш І. І. Оцінювання навчальних досягнень з фізичного виховання у вищих навчальних закладах за допомогою показників велоергометричного тестування / І. І. Самокиш, А. І. Босенко // Науково-практичний журнал ПНЦ НАПН України «Наука і освіта». – Одеса : ПНПУ, 2014. – Вип. № 4. – С. 27–32.

16. Самокиш І. І. Моніторинг фізичної підготовленості студентів перших-других курсів щодо стану регуляторних механізмів серцевого ритму / І. І. Самокиш // Науковий вісник Південноукраїнського національного педагогічного університету імені К. Д. Ушинського. – Серія: Педагогіка. – Одеса : ПНПУ, 2016. – Вип. 2 (109). – С. 74–78.

17. Самокиш І. І. Оптимізація навчального процесу фізичного виховання у вищих закладах освіти на основі моніторингу функціональних можливостей студентів / І. І. Самокиш, А. І. Босенко, Г. О. Дишель // Науково-практичний журнал ПНЦ НАПН України «Наука і освіта». – Одеса: ПНПУ, 2016. – Вип. № 8. – С. 151–157.

СТРУКТУРА ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Беспарточная Е. И., Зюман А. Ю.  (скачать)
[in Ukrainian]

Рассмотрены особенности диалогического общения, Исследованы условия возникновения диалогического общения, его основные характеристики. Определена роль диалогического общения в личностно-ориентированном обучении. Обоснованы условия, при которых происходит эффективное диалогическое общение в личностно-ориентированном обучении, а именно: субъект-субъектная ориентация, наличие общего смыслового поля, разница в точках зрения на предмет диалога, активизация мыслительных процессов, необходимость рефлексии. Выделена структура диалогического общения, описаны факторы, которые влияют на появление барьеров в диалогическом общении или становятся его стимулами. Определено как указанные факторы могут использоваться в процессе обучения.

Ключевые слова: общение, диалог, субъект-субъектные отношения, смысловое поле, личностно-ориентированное обучение.

1. Вульфов Б. З. Педагогика : учеб. пособ. для бакалавров / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов, А. Ф. Меняев ; под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Юрайт, 2015. – 511 с.

2. Скибицкий Э. Г. Основы делового общения : учеб. пособ. / Э. Г. Скибицкий, И. Ю. Скибицкая. – Новосибирск : НГАСУ, 2008. – 388 с.

3. Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности : коллективная монография / [И. Н. Борисова, Н. Д. Бурвикова, Т. Т. Вепрева, Н. А. Купина, М. Б. Хомяков] ; отв. ред. И. Н. Борисова, М. Б. Хомяков. – Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2003. – 549 с.

4. Гольдин В. Е. Толерантность как принцип культуры речи / В. Е. Гольдин // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантності : коллективная монографія ; отв. ред. Н. А. Купина и М. Б. Хомяков. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. –
С. 515–532.

5. Крук С. І. Реалізація виховного процесу на засадах діалогічної взаємодії як педагогічна умова виховання толерантності / С. І. Крук // Нова педагогічна думка: науково-методичний журнал. – Рівненський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти. – Рівне, 2010. – № 2. – С. 83–87.

6. Братченко С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты / С. Л. Братченко // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологи. – М. : Смисл, 1997. – С. 201–222.

7. Мойсеюк Н. Є. Педагогіка : навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. / Н. Є. Мойсеюк. – К. : Кондор, 2007. – 656 с.

8. Великий тлумачний словник сучасної української мови (з дод. і допов.) [уклад. і голов. ред. В. Т. Бусел]. – К. ; Ірпінь : ВТФ «Перун», 2005. – 1728 с.

9. Липко І. П. Діалогічна єдність як базова одиниця діалогічного мовлення / І. П. Липко // Філологічні трактати. – Суми : Сумський Державний університет, 2013. – № 2. – Т. 5. – С. 75–80.

10. Айтпаева А. С. Вопросы обучения диалогическим формам общения / А. С. Айтпаева // Проблемы и перспективы языковой подготовки иностранных студентов: материалы Х Международной научно-практической коференции (1-2 октября 2015 г.). – Харьков : ХНАДУ, 2015. – С. 3–7.

11. Бобков А. К. Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособ. / А. К. Бобков. – Иркутск : Иркут. ун-т, 2005. – 96 с.

12. Рубчевский К. В. Логика : курс лекций / К. В. Рубчевский. – Красноярск : Филиал СПб ИВЭСЭП в г. Красноярске, 2005. – 106 с.

13. Стефаненко Т. Р. Этнопсихология / Т. Р. Стефаненко. – М. : Институт психологии РАН, 2000. – 258 с.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВУЗА  
Беспарточная Е. И., Анисимов А. А.  (скачать)
[in Ukrainian]

Рассмотрены особенности педагогического взаимодействия преподавателей, студентов и информационно-коммуникационной среды учебного заведения в разрезе трисубъектной дидактики. Определена роль каждого субъекта педагогического взаимодействия. Выделены и обоснованы условия, при которых происходит эффективное педагогическое взаимодействие участников учебного процесса, а именно: творческий стиль педагогической деятельности преподавателей; ИКТ-компетентность участников педагогического взаимодействия; педагогический мониторинг подготовки специалистов; организация социально-психологической атмосферы, эффективной для учебно-познавательной деятельности.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, трисубъектное взаимодействие, педагогические условия, информационно-коммуникационная учебная среда.

1. Касьянова О. М. Моніторинг в управлінні навчальним закладом / О. М. Касянова, Т. Б. Волобуєва // Управлінський супровід моніторингу якості освіти. – Х. : Основа, 2004. – 96 с.

2. Ковальчук Л. Педагогічна взаємодія викладача і студентів під час використання нових інформаційних технологій навчання у процесі вивчення педагогічних дисциплін / Лариса Ковальчук // Вісник Львів. ун-ту. – Львів, 2005. – Вип. 19. – Ч. 2. – С. 17–25.

3. Курова Т. Г. ІКТ-компетентість студентів економічних спеціальностей / Т. Г. Курова // Вісник Київського національного університету технологій та дизайну. – К., 2012. – № 6(68). – С. 370–374.

4. Максимова Л. П. Педагогічні умови функціонування інформаційно-навчального середовища вищого навчального закладу економічного профілю / Л. П. Максимова // Неперервна професійна освіта: теорія і практика : науково-методичний журнал. – К. : Вид–во «Едельвейс», 2013. – Вип. 2. – С. 69–74.

5. Основи стандартизації інформаційно-комунікаційних компетентностей в системі освіти України : метод. рекомендації / В. Ю. Биков, О. В. Білоу, Ю. М. Богачков та ін. ; за заг. ред. В. Ю. Бикова, О. М. Спіріна, О. В. Овчарук. – К. : Атіка, 2010. – 88 с.

6. Петухова Л. Є. Розширення можливостей навчального процесу в умовах інформаційно-комунікаційного педагогічного середовища / Л. Є. Петухова // Інформаційні технології в освіті : Збірник наукових праць. – М-во освіти і науки України, Херсонський держ. ун-т., 2010. – Вип. 6. – С. 32–37.

7. Равчина Т. Організація взаємодії студентів з освітнім середовищем у вищій школі / Т. Равчина // Вісник Львівського університету: сер.: Педагогічна . – Львів, 2005. – Вип.19. – Ч. 2 . – С. 4–16 .

8. Співаковський О. В. До оцінювання взаємодії у моделі «Викладач – студент – середовище» / О. В. Співаковський, Л. Є. Петухова, Н. А. Воропай // Наука і освіта. – 2011. – № 4. – С. 401–405.