Logo
Russian (CIS)

Содержание

Инженерные и образовательные технологии. Кременчуг : КрНУ, 2021. Т. 9. № 4. 64 с.
Домашняя страница журнала:
http://eetecs.kdu.edu.ua

Скачать выпуск

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗе: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Формирование валеологической компетентности у студентов немедицинского профиля обучения  
Шевченко А. С., Штефан Л. В.  (скачать)
[in English]

Аннотация. Компетентностный подход является общепринятым в современном образовании. Компетентностью называют способность выполнять вариативные практические задачи в жизни и профессиональной деятельности на достаточном профессиональном уровне, который обусловлен когнитивными способностями и навыками, социальным взаимодействием, мотивацией и волей. Среди существующих компетенций, которые должны быть сформированными у студента независимо от профиля его обучение, есть языковая, информационно-коммуникационная, общекультурная, экологическая, валеологическая (здоровьезберегающая) и другие компетентности. В украинском законодательстве валеологическая компетентность отнесена к категории «гражданские и социальные компетентности», в образовательных стандартах ей предается меньшее значение, чем, например, экологической компетентности. Четкое определение валеологического компетентности нами не найдено. По нашему мнению, валеологическая компетентность – это способность вести здоровый образ жизни, практиковать безопасное поведение и оказывать неотложную помощь. Для ее формирования у студентов немедицинских высших учебных заведений высшего образования нами предложена учебная дисциплина «Педагогика здоровья». Наше исследование является теоретическим (основывается на анализе научных источников и нормативно-правовых актов Украины, в том числе национальных образовательных стандартов), но нами также учтены предварительные данные по внедрению авторской программы дисциплины «Педагогика здоровья» в учебный процесс Украинской инженерно-педагогической академии для студентов специальности «011 – Образовательные, педагогические науки» уровней образования «бакалавр» и «магистр». Сформулированы требования по формированию валеологической компетентности студентов немедицинского профиля обучения в соответствии с уровнями образования, предложенными компонентами учебной программы и составляющих компетентности (когнитивной, деятельностной, мотивационно-ценностной и личностной). Авторское определение валеологической компетентности дополнено списком ее компонентов, подлежащих квалиметрической оценке. Определен перечень компетентностей, которые являются необходимым условием для формирования валеологической компетентности, а также список тех компетенций, которые формируются или совершенствуются одновременно с валеологической компетентностью при изучении валеологической дисциплины «Педагогика здоровья» студентами немедицинского профиля обучения.

Ключевые слова: компетентностный подход к обучению, стандарты высшего образования Украины, структура валеологической компетентности.

References

1. Faber, L.W. (2021). Cultural competence education for health professionals: Summary of a cochrane review. Explore, 17(4), 383-384. DOI: https://doi.org/10.1016/j.explore.2021.04.011

2. Zhao, Y., Llorente, A. M. P., Gómez, M. C. S. (2021). Digital competence in higher education research: A systematic literature review. Computers & Education, 168, 104212. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104212.

3. Garzón-Artacho, E., Sola-Martínez, T., Romero-Rodríguez, J.-M., Gómez-García, G. (2021). Teachers' perceptions of digital competence at the lifelong learning stage. Heliyon, 7(7), e07513. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e07513.

4. Romijn, B. R., Slot, P. L., Leseman, P. P. M. (2021). Increasing teachers’ intercultural competences in teacher preparation programs and through professional development: A review. Teaching and Teacher Education, 98, 103236. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103236

5. Fauth, B., Decristan, J., Decker, A.-T., Büttner, G., Hardy, I., Klieme, E., Kunter, M. (2019). The effects of teacher competence on student outcomes in elementary science education: The mediating role of teaching quality. Teaching and Teacher Education, 86, 102882. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.102882

6. Glaesser, J. (2019). Competence in educational theory and practice: a critical discussion. Oxford Review of Education, 45(1), 70-85. DOI: https://doi.org/10.1080/03054985.2018.1493987

7. Law of Ukraine 2145-VIII "On Education", adopted on 05 Sep 2017, with changes and additions from 18 Dec 2018-07 Sep 2021, valid. Information of the Verkhovna Rada (VVR), 2017, No.38-39, Art. 380. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2145-19#Text (accessed 20.09.2021). [Ukrainian]

8. Law of Ukraine 1556-VII "On higher education", adopted on 01 Jul 2014, with changes and additions from 28 Dec 2014-07 Sep 2021, valid. Information of the Verkhovna Rada (VVR), 2014, No.37-38, Art. 2004. URL:  https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1556-18#Text (accessed 20.09.2021).  [Ukrainian]

9. Münch, R. (2012). Mit dem PISA-Express in die globale Wissensgesellschaft. In M. Pfadenhauer & A. M. Kunz (Eds.). Kompetenzen in der Kompetenzerfassung. Ansätze und Auswirkungen der Vermessung von Bildung (pp. 121–132). Weinheim: Beltz Juventa.

10. (2011).Teaching: the Reflective Profession. Incorporating the Northern Ireland Teacher Competences.  54. URL: https://is.gd/aupsVx (accessed 20.09.2021).

11. McKinnon, T., Smedley, C.T. & Evert, J. (2017). Service learning as a framework for competency-based local/global health education. Annals of Global Health, 82(6), p. 1034–1042. DOI: http://doi.org/10.1016/j.aogh.2016.11.004

12. Paquette, G., Marino, O., Bejaoui, R. (2021). A new competency ontology for learning environments personalization. Smart Learn. Environ, 8, 16. DOI: https://doi.org/10.1186/s40561-021-00160-z

13. Approved standards of higher education. Ministry of Education and Science of Ukraine, official website. URL: https://is.gd/y2c7EW (accessed 20.09.2021). [Ukrainian]

14. Olle ten Cate (2017). Competency-Based Postgraduate Medical Education: Past, Present and Future. GMS J Med Educ, 34(5), Doc69. DOI: https://doi.org/10.3205/zma001146

15. Prediger, S., Schick, K., Fincke, F., Fürstenberg, S., Oubaid, V., Kadmon, M., Berberat, P. O., Harendza, S. (2020). Validation of a competence-based assessment of medical students’ performance in the physician’s role. BMC Med Educ, 20, 6. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-019-1919-x

16. Maksymchuk, B., Matviichuk, T., Solovyov, V., Davydenko, H., Soichuk, R., Khurtenko, O., Groshovenko, O., Stepanchenko, N., Andriychuk, Y., Grygorenko, T., Duka, T., Pidlypniak, I., Gurevych, R., Kuzmenko, V., Maksymchuk, I. (2020). Developing Healthcare Competency in Future Teachers. Revista Romaneasca Pentru Educatie Multidimensionala, 12(3),  24-43. DOI: https://doi.org/10.18662/rrem/12.3/307

17. Passport of specialty 13.00.01 – general pedagogy and history of pedagogy. Resolution of the Presidium of the High Attestation Commission of Ukraine No. 066-06/8 on 14 Sep 2006 "On approval of the list of passports in the field of pedagogical sciences" (valid on 07 Oct 2021). URL: https://zakon.rada.gov.ua/rada/show/v06-0330-06#Text (accessed 20.09.2021). [Ukrainian]

18. Golubkov's method. System analysis laboratory. URL: http://systems-analysis.ru/golubkov_method.html (accessed 20.09.2021). [Russian]

19. Rybalko, L. M. (Ed.), Osadtsa, V. M. (Ed.) (2019). Health saving technologies in the educational environment. Collective monograph.  Ternopil, 400. ISBN 978-617-7793-05-1. URL: https://is.gd/8CTJmG (accessed 20.09.2021).

20. Brekhman, I. I. (1990). Valeology – the science on health. Moscow: Physical Culture and Sports, 208. ISBN 5-278-00214-Х. [Russian].

21. Yeresko, O. V. (2018). Education of valeological values of adolescents in the process of educational and extracurricular activities. Diss. cand. ped. sciences spec. 13.00.07 "Theory and a technique of education" (011 - Educational, pedagogical sciences).  National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine, Volodymyr Dahl East Ukrainian National University, Kyiv. 172 p. URL: https://snu.edu.ua/wp-content/uploads/2018/11/Eresko-O.V.-dysertatsiya.pdf (accessed 20.09.2021). [Ukrainian].

22. Sulima, A. S. (2019). Methods of teaching the basics of health, valeology and conducting educational work on the formation of motivation for a healthy lifestyle: lecture texts: a textbook for students of higher education bachelor's degree in secondary education. Specialty 014 – Secondary education (Human health). Vinnytsia. 182 p. URL:  https://vspu.edu.ua/faculty/sport/doc/metod14.pdf (accessed 20.09.2021). [Ukrainian]

23. Marik, P.E. (2015). Evidence-Based Critical Care. Springer International Publishing, 835. URL: https://www.springer.com/gp/book/9783319110196 (accessed 20.09.2021).

24. Halaidiuk, M., Maksymchuk, B., Khurtenko, O., Zuma, I., Korytko, Z., Andrieieva, R., Strykalenko, Y., Zhosan, I., Syvokhop, Y., Shkola, O., Fomenko, O., Maksymchuk, I. (2018). Teaching approaches in extracurricular physical activities for 12-14-year-old pupils under environmentally unfavourable conditions. Journal of Physical Education and Sport, 18 (4), 2284–2291. DOI:  https://doi.org/10.7752/jpes.2018.04344

25. Paquette, G., Marino, O., Bejaoui, R. (2021). A new competency ontology for learning environments personalization. Smart Learn. Environ, 8, 16. DOI:  https://doi.org/10.1186/s40561-021-00160-z

26. Mikisek, I. (2015). Evidence Based Management. Gabler Verlag, 131. ISBN 978-3-658-09774-5. URL:  https://is.gd/vpLrdK (accessed 20.09.2021).

27. Сonstitution of the World Health Organization. Аdopted on 19 June-22 July 1946, entered into force on 7 April 1948, with changes and additions 3 February 1977-15 September 2005. New York, Geneva. 20 p. URL: https://www.who.int/governance/eb/who_constitution_en.pdf (accessed 20.09.2021).

28. Boychuk, Yu. D. (Ed.) (2017). General theory of health and healthcare: a collective monograph. Publisher Rozhko S. G., Kharkiv, Uktaine, 488. ISBN 978-966-97499-4-9.

29. Constitution of Ukraine. Аdopted on 28 Jun 1996, legislative act No. 254k/96-VR, with changes and additions from 08 Dec 2004-02 Dec 2019, is valid. Information of the Verkhovna Rada of Ukraine (IVR), 1996, No. 30, Art. 141. URL:  https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/254к/96-вр (accessed 20.09.2021). [Ukrainian]

30. Glaesser, J. (2019). Competence in educational theory and practice: a critical discussion. Oxford Review of Education, 45(1), 70-85. DOI: https://doi.org/10.1080/03054985.2018.1493987

31. Fleischer, J., Koeppen, K., Kenk, M., Klieme, E., Leutner, D.  (2013). Kompetenzmodellierung: Struktur, Konzepte und Forschungszugänge des DFG-Schwerpunktprogramms [Competency modeling: structure, concepts and research approaches of the DFG priority program]. Z Erziehungswiss, 16, 5–22. DOI: https://doi.org/10.1007/s11618-013-0379-z [German].

32. Shevchenko, V. V. (2019). The reform of the higher education of Ukraine in the conditions of the military-political crisis. International Journal of Educational Development, 65, 237-253. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2018.08.009

33. European Commission (2013). ESCO: European Classification of Skills, Competences, Qualifications and Occupations. [Internet], URL: https://ec.europa.eu/esco/portal/home (accessed 20.09.2021).

34. WHO Framework Convention on Tobacco Control. URL: https://fctc.who.int/ (accessed 20.09.2021).

35. Standard of higher education of Ukraine, specialty 011 Educational, pedagogical sciences (master's degree), approved by the Ministry of Education and Science of Ukraine order No. 520 on 11 May 2021 (valid on 07 Oct 2021). Approved standards of higher education. Ministry of Education and Science of Ukraine, official website. URL: https://is.gd/y2c7EW (accessed 20.09.2021). [Ukrainian]

36. Ukrainian Engineering Pedagogics Academy. HEI review. URL: http://www.uipa.edu.ua/en/ (accessed 20.09.2021).

37. Shtefan, L. V.,  Shevchenko, A. S. (2019). Materials of academic discipline "Health Pedagogy": lectures, guidelines for practical classes, extracurricular activities, curriculum, diagnostic tools, syllabus, exam tickets; for applicants for higher education degree "bachelor" full-time and part-time educational forms for the specialty 011 "Educational, pedagogical sciences". Kharkiv: Ukrainian Engineering Pedagogics Academy. 171 p. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.4110899 [Ukrainian]

38. Poroshenko, M. A. (2019). Inclusive education: a textbook. Ukraine Agency LLC, Kyiv, Ukraine, 300. ISBN: 978-966-137-120-9. [Ukrainian]

39. Matveeva, N. (2017). Inclusive education in Ukraine: social and pedagogical aspects. Educational space of Ukraine, 11, 180-187. DOI: https://doi.org/10.15330/esu.11.180-187 [Ukrainian]

40. Shevchenko, A. S., Gavrilov, E. V. (2020). Infectious safety issues in work instructions and educational disciplines of valeology and health pedagogy on the example of the current COVID-19 coronavirus pandemic. Proceedings of the II International Scientific and Technical Internet Conference "Latest Technologies in Education, Science and Production" (April 16, 2020). Ukraine, Pokrovsk: SHEI "DonNTU", 182-186. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.3950555 [Russian].

41. Lysenko, O. (2017). Valuable attitude to health as a system-building component of value orientations of the personality. Educational space of Ukraine, 11, 144-154. DOI: https://doi.org/10.15330/esu.11.144-154 [Ukrainian]

42. Vasylyuk, V. M. (2021). Health-preserving competence is an important component of the professional competence of a modern teacher. Innovations in high school: development prospects. Collection of materials of the V International theoretical and practical conference "Innovations in high school: problems and prospects in education and science". PC KRHPA named after Taras Shevchenko, 5, 105-110. URL: https://is.gd/rey2Ia (accessed 20.09.2021). [Ukrainian]

43. Shtefan, L.V., Shevchenko, A.S. (2020). Relationship of ecological and valeological competence in the process of teaching the academic discipline "Health Pedagogy". Collection of materials of the scientific-practical conference of students, young scientists and doctors "Kharkiv International Annual Scientific Meeting" (KhIASM'20) (Ukraine, Kharkiv, KNMU, May 22, 2020), 35-36. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.3856423

44. Shevchenko, V. V., Shevchenko, A. S., Shayda, V. P. (2019). Proposals for modernization fire safety systems of Ukrainian Nuclear Power Plants. Collection of Materials of the Ist International Scientific and Technical Internet Conference "Advanced Technologies in Education, Science and Industry" (ISBN 978-617-7761-45-6), Ukraine, Pokrovsk, April 18, 2019, Section 1 "Current problems and prospects for the development of industries related to energy, mechanization and automation", 76-80. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.2622126 [Ukrainian]

45. Matus, S. A., Levina, G. M., Karpyuk, T. S., Denishchik, O. Yu. (2019). Analytical report "Basic study of the state and directions of development of environmental policy of Ukraine and prospects for strengthening the participation of civil society organizations in the development and implementation of environmentally friendly policies" (period: 2018 - January 2019), study commissioned by the International Renaissance Foundation. Kyiv. 117. URL: https://is.gd/6W9B8f (accessed 20.09.2021).  [Ukrainian]

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные практики иноязычной подготовки будущих специалистов международных отношений в университетах
Василишина Н. М.  (скачать)
[in English]

Аннотация. В статье проанализированы изменения, происходящие в украинском образовании за последние пять лет, по сравнению с процессами в Европе, и сделана попытка определить основные тенденции развития отечественной иноязычного образования в ближайшем будущем, что позволит нам: предусмотреть возможные проблемы и подготовиться к их преодолению; сосредоточиться на основных направлениях; сформулировать новые задачи, пересмотреть содержание и, возможно, подходы к методической подготовки учителей иностранного языка с учетом этих тенденций. Особое внимание к подготовке специалистов в области международных отношений связана с тем, что процесс межкультурной коммуникации существенно усложняют проблемы, обусловлены определенной расхождением и разночтениями в восприятии окружающего мира носителями разных языков и культур, что часто приводит к непониманию друг друга, а в некоторых случаях становится причиной нежелательных ситуаций. Цель статьи - проанализировать особенности развития иноязычного образования в Украине, исследовать тенденции влияния европейской образовательной системы на развитие иностранного языка в нашей стране. В статье отражены результаты исследования тенденций развития иноязычной речи в Украину, их влияние на формирование методов изучения иностранных языков в высших учебных заведениях, их эффективное использование во время иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов по неязыковых специальностей на этапе Нового времени. Проанализированы некоторые аспекты формирования и развития иноязычного образования на разных ее этапах становления в контексте предмета исследования и их актуальность в современных условиях подготовки будущих специалистов гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях Украины. Основными направлениями являются обзор тенденций в образовании иностранных языков путем анализа работ и исследований ведущих специалистов в этой области. В рамках исследования было выявлено, что понятие "двуязычие", "многоязычие" в системе высшего образования Украины стали весомыми составляющими иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в определенной области. В исследовании мы пришли к выводу, что на современном этапе вхождения Украины в европейское образовательное пространство иноязычная образование современного специалиста является элементом культурного взаимодействия, что способствует формированию интересов в другом менталитете, повышает мотивацию и расширяет сферу международного сотрудничества. Выводы и перспективы дальнейших исследований в данном направлении видим в более углубленном подходе к творческой разработке и поиска новых путей повышения эффективности учебного процесса студентов факультетов международных отношений в свете последних требований Министерства образования и науки Украины по преподаванию иностранных языков на качественно новом уровне.

Ключевые слова: современная высшее образование, будущие специалисты международных отношений, обучение иностранным языкам, тенденции, развитие иноязычного образования, профессиональные навыки и возможности, разнообразие методов, информационные технологии.

References

1.    Common European framework of reference for languages: learning, teaching, assessment. Language Policy Unit, Strasbourg. URL: https://www.coe.int/t/dg4/linguistic/Source/Framework_EN.pdf (accessed 09.09.2021).

2.    Debande, O. (2004). ICTs and the development of eLearning in Europe: The role of the public and private sectors. European Journal of Education, 39(2), 191–208.

3.    Douglas, H. (2007). Teaching Principles, An Interactive Approach to Language Pedagogy. 569.

4.    Garrison, R., Kanuka, H. (2004). Blended learning: Uncovering its transformative potential in higher education. The Internet and Higher Education, 7(2), 95-105.

5.    Harasim, L., Hiltz, S., Tells, L., Turoff, M. (1995). Learning Networks: a Field Guide to Teaching and Learning on line. MIT Press, Cambridge MA, 145.

6.    Humboldt, W. (1985). Language and cultural philosophy. Progress, Moscow, USSR, 450.

7.    Henning, J. (2008). The Art of Discussion-Based Teaching: Opening Up Conversation in the Classroom. Routledge, New York, 56-78.

8.    Hughes, R. (2011). Teaching and Researching: Speaking (Applied Linguistics in Action). Pearson Education Limited, 197.

9.    Kozma, R. B. (1991). Learning with media. Review of Educational Research, 61(2), 179-211.

10.   Kulik, C. L. C., Kulik, J. A. (1991). Effectiveness of computer-based instruction: An updated analysis. Computers in Human Behavior, 7(1-2), 75-94.

11.   Kruse, K. (2015). The Benefits and Drawbacks of e-Learning. URL: http://www.corebiztechnology.com/software_article_ elearning_d.htm  (accessed 05.03.2015).

12.   Simpson, O. (2012). Supporting Students for Success in Online and Distance Education. Routledge, New York and London, 296.

13.   Legner, C., Eymann, T., Hess, T., Matt, C., Böhmann, T., Drews, P., et al. (2017). Digitalization: Opportunity and challenge for the business and information systems engineering community. Business & Information Systems Engineering, 59(4), 301-308.

14.   Littlewood, W. (1991). Communicative Language Teaching. CUP, Cambridge, 34-56.

15.   May, S., Nancy H. (2008). Encyclopedia of Language and Education. SpringerScience&BusinessMedia, LLC, vol. 1, 437.

16.   Moodie, G. (2002). Identifying Vocational Education and Training. Journal of Vocational Education and Training, 54(2), 266-289.

17.   Vasylyshyna, N. (2014). English in Context. PRINT LINE, Kyiv, Ukraine, 196.

18.   Yıldırım, A. (2001). A Qualitative Assessment of the Curriculum Development Process at Secondary Vocational Schools in Turkey. Journal of Career and Technical Education, 1, 57-59.

19.   Zagonari, E. (2009). Balancing tourism education and training: International Journal of Hospitality Management. International Journal of Hospitality Management, 28, 2-9.

Исследование управленческой компетентности будущих менеджеров образования в контексте использования электронной образовательной среды   
Стеценко Н. Н., Ткачук Г. В.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о особенностях формирования управленческой компетентности будущих менеджеров образования, в структуре которой предусмотрены знания, умения и опыт использования электронной образовательной среды. Актуальность данной проблемы состоит в том, что ныне, в условиях пандемии, каждый руководитель учебного заведения должен быть компетентным не только в сфере информационных технологий и иметь соответственно цифровую компетентность, но и ориентироваться в вопросах внедрения и реализации электронной образовательной среды заведения, в частности для решения определенных управленческих вопросов. В ходе исследования нами выяснено, что существует большое количество исследований важности ИКТ в структуре управленческой компетентности будущих менеджеров, однако практически отсутствуют работы, изучающие особенности организации деятельности менеджера в условиях внедрения электронной образовательной среды (ЭОС). С целью получения объективной информации о состоянии сформированности управленческой компетентности у будущих руководителей заведений высшего педагогического образования нами было проведено анкетирование, которое выявило, будущие менеджеры образования не имеют ясного представления об ЭОС и не понимают его потенциал по управленческой деятельности. В ходе исследования были разработаны уровни управленческой сформированности управленческой компетентности будущих руководителей, в которых предусмотрены умения, касающиеся использования ЭОС. Подготовка специалистов осуществлялась на протяжении 2017-2020 гг. по методике, которая учитывала в структуре управленческой компетентности знания и умение использования ЭОС. Нами проведено экспериментальное исследование эффективности методики формирования управленческой компетентности будущих руководителей учебных заведений с использованием ЭОС, которое показало, что использование ЭОС способствует становлению будущего управленца, развивает его управленческие способности, позволяет решать задачи формирования управленческой компетентности у будущих менеджеров образования, является эффективным средством образовательных программ в университете.

Ключевые слова: управленческая компетентность, менеджер образования, руководитель учебного заведения, электронная образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, заведение высшего образования.

Библиографические ссылки

1.      Бондаренко Т. В. Особливості використання програмного засобу Prezi у процесі розробки навчальних презентацій. Інформаційні технології і засоби навчання, 2018. 63(1). С. 1–11. https://doi.org/10.33407/itlt.v63i1.1907.

2.      Брик Р. С. Використання ІКТ в управлінській діяльності освітнього закладу. Новітні інформаційно-комунікаційні технології в навчальному процесі: актуальні проблеми : матеріали ІІ обласної науково-практичної Інтернет- конференції (30 листопада, 2017 р.). Тернопіль: ТОКІППО, 2017. C. 94-98. URL: https://cutt.ly/aR7sEcN (дата звернення: 05.11.2021).

3.      Гребеник І. С. Формування цифрової компетентності керівників навчальних закладів. Електронне наукове фахове видання "Відкрите освітнє е-середовище сучасного університету", 2019. (6), С. 17-25. https://doi.org/10.28925/2414-0325.2019.6.1725

4.      Закон України «Про освіту» № 2145-VIII від 05.09.2017 р. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2145-19 (дата звернення: 05.11.2021).

5.      Кірдан О. Л. Цифрові компетентності у змісті підготовки магістрів освітньо-професійної програми «Управління закладом освіти». Інформаційні технології в культурі, мистецтві, освіті, науці, економіці та бізнесі : матеріали Міжнародної науково-практичної конференції, 2019. Ч. 2. С. 280. URL: https://cutt.ly/lR7sZfo (дата звернення: 05.11.2021).

6.      Концепція Нової української школи (27.10.2016 р.). URL: https://cutt.ly/MR7u4Wm (дата звернення: 05.11.2021).

7.      Освітньо-професійна програма «Управління навчальним закладом». Офіційний сайт УДПУ. URL: https://udpu.edu.ua/navchannia/osvitni-prohramy/29895 (дата звернення: 05.11.2021).

8.      Рекомендації щодо впровадження змішаного навчання у закладах фахової передвищої та вищої освіти. URL: https://cutt.ly/eR7fda7 (дата звернення: 05.11.2021).

9.      Стеценко Н., Ткачук Г. Формування управлінських навичок майбутніх менеджерів освіти в умовах дистанційного навчання. Науковий часопис Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова. Серія 5. Педагогічні науки: реалії та перспективи. 2021. 79. Т. 2. С. 135-139. URL: https://cutt.ly/kR6ky1e

10.    Тимофєєва І. Б.,  Мітін А. О.  Цифрова компетентність майбутнього менеджера освіти: теоретичний аспект. Освітній менеджмент: теорія і практика. 2020. Вип.8. С.108-120. URL: https://cutt.ly/oR7sy2E (дата звернення: 05.11.2021).

11.     Carretero Gomez S., Vuorikari R. and Punie Y. DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use, EUR 28558 EN, Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2017. URL: https://cutt.ly/aR7iqMB (дата звернення: 05.11.2021).

ИННОВАЦИИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Использование цифровых технологий в процессе преподавания авиационной химии в летных заведениях высшего образования   
Черноглазова А. В.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. В статье рассмотрена проблема развития познавательного интереса курсантов летных учебных заведений в процессе преподавания учебной дисциплины «Авиационная химия» посредством использования в учебном процессе цифровых технологий. В процессе обучения курсантов, с учетом эпидемиологической ситуации возникает необходимость применять приемы, стимулирующие усиление внимания и заинтересованности на занятии, в частности в процессе дистанционного обучения. Такими приемами в статье определены цифровые технологии. Выяснено понятие «цифровые технологии», обоснованы их состав и принципы применения. Проведен мониторинг цифровых инструментов, используемых в процессе обучения студентов. Описаны инструменты для постановки учебной проблемы, обобщения изученного материала, подведения итогов, инструменты для проверки и закрепления знаний, формирование критического мышления, инструменты для организации групповой работы, рефлексии и организации самостоятельной работы курсантов. Также выделены критерии отбора цифровых технологий. Акцентировано внимание на использовании пакета облачных сервисов Google Workspace. В частности, в использовании в процессе преподавания учебной дисциплины «Авиационная химия» таких сервисов как Google Classroom, Google Meet, Google Forms, Google Chat, Google Drive. Кроме того, описано использование цифровых инструментов: Learningapps – инструмент, позволяющий создавать интерактивные упражнения; Answergarden – лаконичный инструмент для организации мгновенной оценки ответов; Mindmeister – инструмент создания ментальных карт.

Ключевые слова: цифровые технологии, курсанты, летные заведения высшего образования, облачные сервисы, профессиональная подготовка.

Библиографические ссылки

  1. Герасименко Г. В. Формування пізнавального інтересу в процесі вивчення загальнотехнічних дисциплін курсантами льотних навчальних закладів. Гуманітарний вісник ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький державний педагогічний університет імені Григорія Сковороди. 2017. Т. 37. Випуск 14. С. 167-174.
  2. Антонова О. Є. Проектування освітнього середовища ВНЗ як чинник у розвитку обдарованості студентів. Теорія і практика підготовки майбутніх учителів до педагогічної дії. 2011. С. 123-127.
  3. Фамілярська Л. Л. Модель навчального середовища у післядипломній педагогічній освіті. URL: http://www.confcontact.com/2016-specproekt/familyarskaya.htm (дата звернення 10.11.2021).
  4. Выготский Л. С. Психология развития человека. 2005. М.: Эксмо. 1136 с.
  5. Антонова О. Є., Фамілярська Л. Л. Використання цифрових технологій в освітньому середовищі закладу вищої освіти. Електронне наукове фахове видання «Відкрите освітнє е-середовище сучасного університету». 2019. С. 10-22. URL:https://doi.org/10.28925/2414-0325.2019s2 (дата звернення 05.11.2021).
  6. Recommendation CM/Rec. 7 of the Committee of Ministers to member States on Guidelines to respect, protect and fulfil the rights of the child in the digital environment. (2018).  URL: https://search.coe.int/cm/Pages/result_details.aspx?ObjectID=09000016808b79f7 (дата звернення 14.10.2021).
  7. Берназюк О. О. Проблема наукового визначення поняття цифрових технологій у праві. Науковий вісник Ужгородського національного університету. Серія Право. 2017. Випуск 47. Том 2. С.83-86.
  8. Журба М. А. Дигіталізація культури та медіаризики: метафізичний аспект. Вісник Дніпропетровського університету. Серія: Філософія. Соціологія. Політологія. 2013. Т. 21, вип. 23(2). С. 114-120.
  9. Про затвердження Положення про Національну освітню електронну платформу. Наказ Міністерства освіти і науки України № 523 від 22.05.2018 р. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z0702-18 (дата звернення 05.11.2021).
  10. Про авторське право і суміжні права. Закон України № 3792-XII від 04.11.2018 р. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/3792-12 (дата звернення 01.11.2021).
  11. A Digital Agenda for Europe: Communication from the commission to the  European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and  the Committee of the Regions, Brussels. 2010. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:52010DC0245R(01)&from=EN (дата звернення 01.11.2021).
  12. Digitization, digitalization and digital transformation: the differences. Journal of I-Scoop. 2016. URL: https://www.i-scoop.eu/digitization-digitalization-digital-transformation-disruption/ (дата звернення 28.10.2021).
  13. Dunleavy P. New Public Management is Dead –Long Live Digital-Era Governance. Journal of Public Administration Research and Theory. 2005. P.467-494.
  14. Buzzard C., Crittenden V.L., Crittenden W.F. &McCarty P. The Use of Digital Technologies in the Classroom: A Teaching and Learning Perspective. Journal of Marketing Education. 2011. No33(2). P.131-139. URL: https://doi.org/10.1177/0273475311410845 (дата звернення 30.10.2021).
  15. Crittenden W.F., I.K.Biel & W.A.Lovely, "Embracing Digitalization: Student Learning and New Technologies". Journal of Marketing  Education. 2018. URL: https://doi.org/10.1177/0273475318820895 (дата звернення 02.11.2021).
  16. Морзе Н.В., Барна О.В., Вембер В.П. Формувальне оцінювання: від теорії до практики. Інформатика та інформаційні технології в навчальних закладах. 2013. № 6. С. 45-57.
  17. Солодовник О.В. Формування готовності майбутніх молодших спеціалістів з медичною освітою до професійного самовдосконалення у процесі фахової підготовки:. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04; Житомирський державний університет імені Івана Франка. Житомир, 2017. 278 с.

 



Яндекс.Метрика