Logo
Russian (CIS)

Содержание

Инженерные и образовательные технологии. Кременчуг : КрНУ, 2019. Т. 7. № 1. 114 с.
Домашняя страница журнала: http://eetecs.kdu.edu.ua

Скачать выпуск

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗе: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Основные аспекты эффективности обучения иностранных студентов на подготовительном факультете  
Бешенцева О. А.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. В статье рассматриваются важнейшие вопросы организации, проведения и методического обеспечения обучения иностранных студентов подготовительных факультетов, которые приезжают на Украину с целью дальнейшего получения высшего образования на примере дисциплины «Химия». Установлено, что у современного студента, особенно иностранного студента подготовительного факультета, должны быть сформированы универсальные учебные действия, которые бы обеспечивали способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Рассмотрены основные правила моделирования современного занятия (на примере занятия по химии). Показано, что с точки зрения современной методики, существуют средства, которые повышают эффективность учебного занятия и которые применяются при обучении химии иностранных студентов подготовительного факультета Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. Установлено, что содержание занятия – это первая ступень к результату обучения, правильный подбор методов и приемов – вторая ступень, а качество знаний и умений, применение их иностранными студентами в жизни, в новых ситуациях, а также саморазвитие, самообразование иностранных студентов – это результат их обучения. По взаимосвязи цели, содержания и результата занятия с учетом особенностей иностранных студентов и их влияния на проведение и результат занятия можно судить об эффективности такого занятия. Определены критерии оценивания эффективности современного учебного занятия. Рассмотрены различные методы стимулирования и мотивации обучения, цели и значение самостоятельной работы иностранных студентов при изучении химии.

Выделены методы формирования познавательных интересов у иностранных студентов и методы, направленные на формирование чувства долга и ответственности в обучении. Доказано, что при использовании современных технологий, работая в технологии моделирования современного учебного занятия, у иностранных студентов можно добиться формирования умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, т.е. развития умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Ключевые слова: учебный процесс, подготовительные факультеты, иностранные студенты, эффективность обучения.

[1]      Demir, Rabia (2015). Preparatory school students metaphorical perceptions on preparatory education. International Journal of Languages' Education, 1, 2283-2302.

[2]      Goctu, Ramazan (2016). Action Research Of Portfolio Assessment In Writing In English As A Foreign Language While Teaching Preparatory School Students In Georgia. Journal of Education Black Sea Region, 2 (1), 107-115.

[3]      Smyth, Jennifer A. (2018). Australian Preparatory Students' Representation of their Knowledge of the Nature of Science. Dissertation published.

[4]      Алеева А.Я. (2002). Компоненты структуры готовности иностранных учащихся к обучению в вузе, Международное сотрудничество в образовании, СПб., 2002, Ч. 2, 123-125.

[5]      Носенко Е.Л. (2002). До проблеми зміни освітньої парадигми, Педагогічний процес: теорія і практика. К., Вип.2, 77-80.

[6]      Рахимов, Т.Р. (2010). Особенности организации обучения иностранных студентов в Российском вузе и направление его развития, Язык и культура, №4 (12), 123-136.

[7]      Герасименко О. Л. (2008). Некоторые аспекты социокультурной адаптации иностранных студентов, Теория и практика преподавания русского языка как иностранного: материалы II Междунар. науч.-метод. конф. Минск. 15-16 мая 2008 г, Минск: Изд. Центр БГУ, 180-182.

[8]      Дацишин П. Т., Николаенко О. А., Стельмащук П. О. (2016). Адаптация иностранных студентов к жизнедеятельности в вузе, X International Scientific and Practical Conference «International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education», 07-08.02.2016 г. Бостон. США.

[9]      Biçer, Dinçer (2014). The Effect of Students’ and Instructors’ Learning Styles on Achievement of Foreign Language Preparatory School Students. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 141, 382-386.

[10]    Lazda-Cazers, R., Thorson, H. (2008). Teaching Foreign Languages to Students with Disabilities: Initiatives to Educate Faculty. Worlds Apart, 107-129.

[11]    Katelina, L.S., Kornev V.A. (2018). The role of the psychological climate in the training of foreign students at the preparatory faculty in a Russian university. Language and Text, 5 (2), 70-74.

[12]    Carter, Barbara Jo (2006). Developing A College Preparatory Curriculum For High School Students Of International Missionary Families. Dissertation published, 361.

[13]    Hamdan, Orwah Mohammed (2018). The Practice of Human Relations of the Taibah University Preparatory Year Faculty Members from their Students Perspectives. International Journal of Research in Education and Psychology, 2 (1), 74-94.

[14]    Птицына, Е.В. (2014). Образовательные технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса, Современные технологии преподавания в творческом вузе: сборник статей Российской научно-практической конференции (3-4 декабря 2014 года), Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 38-46.

[15]    Лагун И.М, Кузьмина Е.Н. (2012). Пути повышения эффективности обучения иностранных студентов, Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан, М., Т. 1, 170-174.

[16]    Реан А.Л. (2001). Педагогічні особливості взаємодії педагога і студента, Питання психології, № 5, 76 с.

[17]    Дичківська І.М. (2004). Інноваційні педагогічні технології : навчальний посібник, К. : Академвидав, 352.

[18]    Alfahadi, Abdulrahman Mohammad (2015). The Effectiveness of Using Smart Board Technology in Teaching English as a Foreign Language to Preparatory Year Students at Tabuk University. Education Journal, 4 (6), 332-337.

[19]    Бешенцева О.А., Волосюк М.А. (2016). Розвиток пізнавальної діяльності студентів-іноземців на заняттях хімії в умовах індивідуалізації навчання, Материали за 12 междунар. научна практична конф. «Образованието и науката на ХХI век – 2016», 17-25 октомври, 2016, Том 3. Педагогически науки. София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 22-25.

[20]    Бешенцева О.А. (2017). Навчально-методичні комплекси для навчання іноземних студентів, Мат-ли Всеукраїнської науково-методичної інтернет-конференції «Проблеми інтеграції природничих, техніко-технологічних та гуманітарних дисциплін в підготовці фахівців у ВНЗ», 25-26 квітня 2017 р., Харків. ХНАДУ, 2017, 90-92.

Способы восприятия и обучение английской лексике у высшем учебном заведении  
Цыпанова Н. Я.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. В данной статье рассматривается использование наиболее современных методов обучения английской лексики в высшей школе. Показано, как преподаватель должен использовать вспомогательные средства обучения для достижения наилучшего результата. Мотивацией исследования является большое количество неологизмов, которые ежегодно пополняют словарь английского языка, а, следовательно, и необходимость ускоренного обучения студентов новой лексике. Ключевыми концепциями статьи являются способы восприятия и дополнительные средства обучения. Статья предназначена для преподавателей высшей школы, желающих улучшить учебный процесс и сделать его более разнообразным.  Целью исследования является выработка правильного подхода к обучению английской лексики с помощью вспомогательных средств обучения. В исследовании использовался метод сравнения эффективности обучения учащихся с использованием вспомогательных средств и без них. В качестве основы используется собственный опыт преподавания английского языка в высшей школе. В статье дается определение вспомогательных средств и объясняется, как их использовать в обучении английской лексике для расширения словарного запаса. Вспомогательные средства считаются мощным средством повышения эффективности традиционных средств обучения лексике. Автор сосредотачивается на различных видах восприятия и способах, которыми ученики воспринимают представленную информацию (визуальные, слуховые и кинестетические). Приведенные примеры того, как способы восприятия объединяются при обучении учащихся в ВУЗе, а также даются некоторые советы для преподавателей по использованию практик обучения лексики. Их можно ввести и широко использовать в высшем учебном заведении для студентов с любым уровнем владения английским языком. Это самая мощная сторона этих практик – они созданы для того чтобы быть максимально универсальными. Это значительно расширяет их область применения, преподаватели также могут модифицировать их так, как они считают нужным в своем конкретном случае. Объединение визуальных, аудиальных и кинестетических способов путём сочетание соответствующих вспомогательных средств обучения является одним из наиболее эффективных способов преподавания иностранного лексики. Сочетание различных каналов восприятия обеспечивает лучшие результаты при запоминании и одновременно развивает интеллект путем интенсификации работы мозга.

Ключевые слова: дополнительные средства, способы восприятия, сочетание способов восприятия.

[1]      Бігич О. Б. Методика формування іншомовної компетентності в аудіюванні / Іноземні мови. 2012. № 2. С. 19–30.

[2]      Кузнецова Т. М. Этапы работы над словом (Из опыта работы над лексикой) / ИЯШ. 5/91. С. 88–94.

[3]      Ніколаєва С. Ю. Методика навчання іноземних мов у середніх навчальних закладах. К.: Ленвіт, 1999. 320 с.

[4]      Curry L. One critique of the research on learning styles / Educational Leadership. Alexandria, VA, 1990. Vol. 48. №2. P. 50–56.

[5]      Grasha A. F. Teaching with Style: A practical guide to enhancing learning by understanding teaching and learning styles. Pittsburgh, PA: Alliance Publishers. 1996. 234 p.

[6]      Leite Walter L, Svinicki Marilla, Shi Yuying. Attempted Validation of the Scores of the VARK: Learning Styles Inventory With Multitrait – Multimethod Confirmatory Factor Analysis Models / Educational and Psychological Measurement. SAGE Publications. Thousand Oaks, CA, 2009. Vol. 70. №2. P. 323–339.

[7]      McCoy, Douglas. Visuals and Vocabulary: The Order of Presentation Matters / Learning vocabulary in another language. Cambridge: Cambridge University Press. 2007. Vol. 25. №1. P. 21–32.

[8]      Micán, Adriana Duque, Medina, Liliana Cuesta. Boosting vocabulary learning through self-assessment in an English language teaching context. Assessment & Evaluation in Higher Education, 2015, 42 (3), 398-414. doi: https://doi.org/10.1080/02602938.2015.1118433

[9]      Pike, Mark A. Ethical English. Teaching and learning in English as spiritual, moral and religious education. Bloomsbury, Academiс. 2015.  doi: https://doi.org/10.5040/9781472593412.ch-005

[10]    Rahman, Marita Lailia Self Management on Self Directed Learning in Learning English Vocabulary. Proceedings of the International Conference on English Language Teaching, 2018, 145, 156-158. doi: https://doi.org/10.2991/iconelt-17.2018.35

[11]    Robert E. HornVisual Language: Global Communication for the 21st Century, 1998. 270 p.

[12]    Schmitt, N. Current Perspectives on Vocabulary Teaching and Learning. International Handbook of English Language Teaching, Springer International Handbooks of Education, 2003. doi: https://doi.org/10.1007/978-0-387-46301-8_55

[13]    Seyyed Ali Ostovar-Namaghi, AkramMalekpur. Vocabulary Learning Strategies from the Bottom-Up: A Grounded Theory. 2015. Volume 15(2). P. 235–251.

[14]    Tight, Daniel G. (2010). Perceptual Learning Style Matching and L2 Vocabulary Acquisition. Language Learning, 60(4), 792-833. doi: https://doi.org/10.1111/j.1467-9922.2010.00572.x

[15]    Wai-man, Florence Yip. Online vocabulary games as a tool for teaching and learning English vocabulary 2003. doi: https://doi.org/10.5353/th_b2959751

[16]    Williams Pharrell. Synesthetes: People of the Future. URL: https://www.psychologytoday.com/ blog/ sensorium/ 201203/synesthetes-people-the-future (дата звернення 25.01.2019)

[17]    Xinhua Yuan. Exploring spoken English learner language using corpora: Learner talk / Language Learning & Technology. 2018. Volume 22(3). P.41–44.

[18]    Yip, Florence W. M. Kwan, Alvin C. M. Online vocabulary games as a tool for teaching and learning English vocabulary. Educational Media International, 2006, 43(3), 233-249. doi: https://doi.org/10.1080/09523980600641445

[19]    Zheng, Shigao. Studies and Suggestions on English Vocabulary Teaching and Learning. English Language Teaching, 5 (5), 2012, 129-137. doi: https://doi.org/10.5539/elt.v5n5p129

[20]    Zokaee, S., Zaferanieh, E., Naseri, M. On the Impacts of Perceptual Learning Style and Gender on Iranian Undergraduate EFL Learners’ Choice of Vocabulary Learning Strategies. English Language Teaching, 5(9), 2012, 138-143. doi: https://doi.org/10.5539/elt.v5n9p138

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методические условия развития педагогической компетенции специалистов машиностроительных специальностей в учреждениях высшего образования  
Дембицкая С. В.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. Обоснована необходимость педагогической составляющей в профессиональной подготовке инженеров-машиностроителей. Компетентностный подход активно влияет на профессиональную подготовку специалистов машиностроительных специальностей в учреждениях высшего образования и является ключевым в процессе современной модернизации высшего образования. Актуальность работы заключается в том, что, несмотря на весомые научные результаты внедрения компетентностного подхода в высшем образовании, вне поля зрения исследователей осталась проблема выявления и обоснования методических условий формирования педагогической компетенции студентов машиностроительных специальностей. Целью работы является определение и обоснование педагогических условий, которые  предоставят возможность эффективно построить педагогический процесс с целью целенаправленного развития педагогической компетенции студентов машиностроительных специальностей как предпосылки успешного профессионального становления. В соответствии с этим и на основании анализа понятия «педагогические условия» и особенностей их использования определены и обоснованы методические условия целенаправленного развития педагогической компетенции специалистов машиностроительных специальностей как составляющей их профессиональной компетентности. В частности, к ним мы относим формирование устойчивой мотивации к постоянной самообразовательной деятельности и приобретения педагогических знаний как составляющей профессиональной компетентности; соответствующую методическую подготовку преподавателей специальных дисциплин по формированию у будущих специалистов машиностроительных специальностей педагогической компетенции; создание учебно-методического инструментария по использованию в процессе профессиональной подготовки студентов машиностроительных специальностей активных форм, методов и инновационных средств обучения, а также целесообразное использование новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки. Перспективы дальнейших исследований мы видим в формировании критериев, показателей и уровней развития педагогической компетенции студентов машиностроительных специальностей, которые позволят контролировать процесс развития педагогической компетенции в течение всего педагогического эксперимента и корректировать полученные результаты.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, специалисты машиностроительных специальностей, педагогические условия, компетентностный подход в высшем образовании.

[1]      Dembitska S. V., Kobilyansky A. V. Conditions of development of pedagogical competence in the professional preparation of professional professionals of machine-building specialties / Proceedings of XХХХ Internationalscientific conference Science of 2018. Washington Dec 28, 2018 Outcomes‖. Morrisville, Lulu Press., 2018. P. 65–68.

[2]      Дембіцька С. В., Кобилянський О. В. Формування педагогічної культури студентів машинобудівних спеціальностей в процесі самостійної роботи / Сучасні інформаційні технології та інноваційні методики навчання у підготовці фахівців: методологія, теорія, досвід, проблеми. Зб. наук. пр. Випуск 52. Київ-Вінниця: ТОВ фірма «Планер», 2018. С. 286–290.

[3]      Дембіцька С. В., Кобилянська О. В. Формування педагогічної культури фахівців інженерних спеціальностей // Педагогіка безпеки. Міжнародний науковий журнал. 2018. Том 3. № 1. С. 51–56

[4]      Федорова О. Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения. М. : Высшая школа, 1970. 301 с.

[5]      Словник-довідник з професійної педагогіки ; ред. А. В. Семенова. Одеса : Пальміра, 2006. 364 с.

[6]      Малькова М. О. Формування професійної готовності майбутніх соціальних педагогів до взаємодії з девіантними підлітками : дис. … кандидата пед. наук :13.00.01. Луганськ, 2006. 252 с.

[7]      Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия "педагогические условия": сущность, классификация / General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8–14.

[8]      Камынина Т. П. Формирование учебно-проектной деятельности студента в образовательном процессе : дисс. … кандидата пед. наук :13.00.01. Оренбург, 2006. 200 с.

[9]      Седова И. В. Формирование основ информационно-аналитической культуры бакалавров экономики в вузе : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. Москва. 2012. 195 с.

[10]    Восторкнутов Е. В. Технология формирования профессионально-творческих компетенций студентов технического вуза в научно-исследовательской деятельности / Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2015, № 2 (220). С.167–176. DOI 10.5862/JHSS.220.20

[11]    Андрюхина Л. М., Фадеева Н. Ю. Креативные практики формирования межкультурной коммуникативной компетентности / Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 3. С. 320–330. DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.320-330

[12]    Intercultural Competences. Conceptual and Operational Framework. Paris : UNESCO, 2013. 44 р.

[13]    Шилина А. В. Готовность к социально-профессиональной адаптации в структуре профессиональной компетентности будущих бакалавров-инженеров / Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13997.

[14]    Rahman Mardia Hi. Profesional competence, pedagogical competence and the performance of junior high school of science teachers / Journal of Educational and Practice. 2014. 5 (9). С. 75-80.

[15]    Внукова О. Педагогічна складова професійних компетентностей майбутніх інженерів–педагогів / Наукові записки Кіровоградського державного педагогічного університету імені Володимира Винниченка. Серія : Проблеми методики фізико-математичної і технологічної освіти. 2016. Вип. 9(3). С. 33–36.

[16]    Білик В. В. Сутність і структура професійної компетентності майбутніх інженерів-педагогів / Сучасні інформаційні технології та інноваційні методики навчання в підготовці фахівців: методологія, теорія, досвід, проблеми. Київ-Вінниця: ДОВ «Вінниця», 2010. С. 219–225.

[17]    Лазарчук Г. В. Характеристика професійної компетентності інженера-педагога економічного профілю і її структури / Проблеми інженерно-педагогічної освіти. 2016. No 50-51. С. 72-80.

[18]    Давидюк Л. В. Формування професійної компетентності у майбутніх інженерів-педагогів / Комп’ютерна інтегровані технології: освіта, наука, виробництво : зб.наук. пр. Луцьк. 2011. Вип. 5. С. 74.

[19]    Коваленко Д. В. Теоретико-методичні основи системи неперервної професійно-правової підготовки інженерів-педагогів : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04. Харків, 2016. 486 с.

[20]    Ponomaryov A., Reznik S., Asieieva I. Pedagogical Conditions of Formation of General Scientific Competence of the Future Bachelors of Technical Specialties / Intellectual Archive. Vol. 5. No. 6. November /December 2016. P. 45–52.

[21]    Хомюк В. В. Стан сформованості математичної компетентності майбутніх інженерів-машинобудівників / Педагогіка безпеки. 2017. No 2. с. 35-44.

Использование эвристических технологий обучения для формирования теоретических понятий студентами-аграриями
Белоцерковец М. А., Бересток О. В.  (скачать)
[in English]

Аннотация. В статье рассматриваются сущность и особенности эвристических образовательных технологий, значимых для формирования теоретических знаний у студентов аграрных специальностей в их изучении гуманитарных дисциплин. Анализ современных научных работ выявляет эффективность процесса формирования студентами гуманитарных теоретических знаний с использованием ряда важных педагогических факторов, таких как: мотивация студентов путем установления связей между гуманитарными теоретическими понятиями и их будущей профессиональной деятельностью; создание и защита личностно значимых образовательных продуктов; обучение студентов применению эвристических образовательных технологий (методы определения теоретических понятий, методы и средства диалогового взаимодействия при решении сложных профессиональных задач, рефлексивные выводы, эвристические аналитические и сравнительные виды учебной деятельности, прогнозирование возможных результатов учебной деятельности и ее визуализация и т. д.). Экспериментальное исследование было направлено на определение этапов формирования теоретического гуманитарного понятия на основе эвристических технологий обучения. Первый мотивационный этап обеспечивает понимание студентами необходимости гуманитарного теоретического понятия, которое формируется для их будущей профессиональной деятельности. Следующий, поисково-творческий этап осуществляется с использованием различных методов и механизмов эвристических технологий обучения, освоенных студентами в условиях самостоятельного создания образовательных продуктов. На этапе рефлексии преподаватель и студенты используют механизмы педагогической диагностики для оценки уровня формирования теоретического понятия, уровня освоения базовых теоретических и практических аспектов темы, а также развития критического и творческого мышления и профессиональных компетентностей будущих специалистов по сельскому хозяйству, их способностей самостоятельно формировать необходимые знания. Таким образом, эвристическая учебная деятельность позволяет студентам сегментировать и изучать конкретные области своей будущей профессиональной деятельности с гуманитарной точки зрения и устанавливать личностые мотивы для изучения гуманитарных дисциплин.

Ключевые слова: эвристические технологии обучения, теоретические знания, гуманитарные дисциплины.

[1]      Лазарєв М. О. Основи педагогічної творчості: Суми : Мрія, 2016.  212 с.

[2]      Лазарєв М. О. Евристичне навчання – інноваційний феномен креативної освіти / Педагогічна Сумщина. 2008, Вип.  № 4, С. 19–20.

[3]      Bago, B., & De Neys, W. Fast logic? Examining the time course assumption of dual process theory/ Cognition, 2017.  Iss. 158, P. 90–109.

[4]      Beaty, R. E., Silvia, P. J., Nusbaum, E. C., Jauk, E., & Benedek, M. The roles of associative and executive processes in creative cognition /Memory & Cognition, 2014, (MAY). P. 1186–1197. doi:10.3758/s13421-014-0428-8

[5]      Benedek, M., Jauk, E., Sommer, M., Arendasy, M., & Neubauer, A. C. Intelligence, creativity, and cognitive control: The common and differential involvement of executive functions in intelligence and creativity/ Intelligence, 2014. Iss. 46, P. 73–83. doi:10.1016/j.intell.2014.05.007.

[6]      Ben-Horin, H., Pion, C. & Kali, Y. Designing technology to foster socioscientific reasoning by promoting internal values of learning/ Paper presented at the 12th Chais Conference for the Study of Innovation and Learning Technologies: Learning in the Technological Era, The Open University of Israel, 2016. www.openu.ac.il/innovation/chais2017/f1_2.pdf

[7]      Gigerenzer, G., & Gaissmaier, W. Heuristic decision making / Annual Review of Psychology, 2011. 62, P. 451–482.

[8]      Godwin-Jones, R. Augmented reality and language learning: from annotated vocabulary to place-based mobile games/ Language Learning & Technology, 2016. Iss. 20(3), P. 9-19. http://llt.msu.edu/issues/october2016/emerging.pdf.

[9]      Greener, S. Why do research into interactive learning environments? / Interactive learning Environments, Vol. 25, 2017. Issue 4, P. 429-430.

[10]    Kahneman, D. Thinking fast and slow. London: Penguin Books. 2012, 240 p.

[11]    Katsikopoulos, K. V. Psychological heuristics for making inferences: Definition, performance, and the emerging theory and practice / Decision Analysis, 2011. Iss. 8, P. 10–29.

[12]    Kenett, Y. N., Anaki, D., & Faust, M. Investigating the structure of semantic networks in low and high creative persons / Frontiers in Human Neuroscience, 8(June), 2014. 407 p. doi:10.3389/fnhum.2014.00407.

[13]    Klein, G. A naturalistic decision making perspective on studying intuitive decision making / Journal of Applied Research in Memory and Cognition, 2015. 4, P. 164–168.

[14]    Klopfer, E., Osterweil S. & Salen, K. Moving learning games forward: Obstacles, opportunities and openness. The Education Arcade, 2009. 320 p.

[15]    Kurzban, R., Duckworth, A., Kable, J. W., & Myers, J. An opportunity cost model of subjective effort and task performance / Behavior and Brain Sciences, 2013. 36, P. 661–679.

[16]    Mayer, R. E., & Alexander, P. A. Handbook of research on learning and instruction. Routledge, London, 2011. 257 p.

[17]    Melchert, N. The Great Conversation: A Historical Introduction to Philosophy. New York: McGraw Hill, 2002. 459 p. ISBN 0-19-517510-7.

[18]    Ormrod, J. E. Our minds, our memories: Enhancing thinking and learning at all ages. London: Pearson, 2011. 403 p.

[19]    Petty, G. Evidence-based teaching: A practical approach. Cheltenham: Nelson Thornes, 2009. 380 p.

[20]    Rasmussen, J. Skill, rules and knowledge: Signals, signs and symbols, and other distinctions in human performance models / IEEE Transactions on Systems, Man and Cybernetics, 1983. SMC-13, P. 257–266.

[21]    Sale, D. The challenge of reframing engineering education. New York: Springer, 2014. 386 p.

[22]    The Free Dictionary, 2014. URL:  www.thefreedictionary.co (дата звернення 28.02.2019).

[23]    Tempelaar, D. T., Rienties, B. & Nguyen, Q. Towards actionable learning analytics using dispositions / IEEE Transactions on Learning Technologies, 2017. 1 (Jan-March 2017), P. 6-16. http://ieeexplore.ieee.org/document/7839177/.

[24]    Willingham, D. T. Why don’t students like school: A cognitive scientist answers questions about how the mind works and what it means for the classroom. San Francisco: Jossey-Bass, 2009. 450 p.

Состояние и перспективы дистанционного обучения иностранному языку в процессе подготовки будущих экономистов Национального университета пищевых технологий  
Гаркуша Е. А.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению текущего состояния и перспектив развития системы дистанционного обучения в Украине вообще, и в Национальном университете пищевых технологий, как одного из мощных учебно-научных комплексов государства, которое известно и за его пределами, в частности. Перечисляются ведущие государственные и иностранные ученые и педагоги, которые занимались изучением различных аспектов дистанционного обучения и внесли значительный вклад в развитие педагогической науки. Описываются результаты зарубежных встреч, наводятся аргументы по внедрению и развитию дистанционного образования в мире. Подробно характеризуются преимущества и недостатки онлайн образования, перечисляются особенности данного вида обучения. С целью лучшего понимания понятия система дистанционного образования, одним из ключевых моментов статьи, по нашему мнению, является характеристика различий дистанционной формы образования и заочной. В статье рассматривается понятие дистанционного обучения как такое по окончании которого студент получает диплом государственного образца о высшем образовании. Исследование было сужено к отдельной категории студентов, которые проходят учебно-профессиональную подготовку по специальностям экономического профиля на дистанционной основе. Одним из обязательных дисциплин в НУПТ является иностранный язык, изучение которой приобретает особое значение для будущего развития и конкурентоспособности как отдельного студента, так и государства в целом. Целями изучения дисциплины иностранный язык студентов-экономистов является развитие навыков оперирования узкоспециализированной лексикой и терминами, ведения деловой беседы и переписки с иностранными партнерами. Для достижения поставленной цели на уровне дистанционного образования, необходима разработка специальных теоретических и практических курсов которые бы давали возможность изучать дисциплину в полном объеме, овладеть и развить навыки устной и письменной деловой речи. В статье рассматривается поэтапный переход и внедрение системы дистанционного образования в НУПТ. Указываются предпосылки становления дистанционного образования и пути дальнейшего развития. Отмечается, что основным средством дистанционного образования в НУПТ является система Moodle. В статье описываются преимущества и недостатки использования данной системы, отмечаются пути ее совершенствования и модернизации. В секции «Обсуждение» для сравнения полученных результатов исследования подаются на рассмотрение отдельные достижения других высших учебных заведений Украины.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные технологии, английский язык, профессиональная подготовка, экономисты, высшее образование.

[1]      Busse, Vera (2014). International perspectives on motivation: Language learning and professional challenges (International perspectives on English language teaching). System, 45, 259-260. doi: https://doi.org/10.1016/j.system.2014.07.002

[2]      Cherniavskyi, Bohdan (2019). Formation of foreign language competence of future economists by means of distance learning system "Moodle". Young Scientist, 1 (65), 95-97.

[3]      Gnedkova, О. (2016). Distance learning technologies in formation of professional training of future English teachers. Information Technologies in Education, 29, 100-115. doi: https://doi.org/10.14308/ite000614

[4]      Kruse K. The Benefits and Drawbacks of e-Learning. URL: http://www.corebiztechnology.com/ software_article_ elearning_d.htm (дата звернення 05.03.2019).

[5]      Mahruf, M., Shohel C. (2012). Open and Distance Learning for Teachers' Professional Development: The English in Action (EIA) Model for the Global South. International Perspectives of Distance Learning in Higher Education, 93-108. doi: https://doi.org/10.5772/33117

[6]      Schmitt, Norbert (2007).Current Perspectives on Vocabulary Teaching and Learning. International Handbook of English Language Teaching, 827-841. doi: https://doi.org/10.1007/978-0-387-46301-8_55

[7]      Simpson O. Supporting Students for Success in Online and Distance Education. New York and London: Routledge, 2012. 296 p.

[8]      Robinson K. Bring on the learning revolution! TED2010. URL: http://www.ted.com/talks/sir_ken_robinson_bring_on_the_ revolution?language=ru (дата звернення 01.03.2019)

[9]      Torsani, Simone (2014). The role of tool and environment design in distance language learning. Future Learning, 2 (1), 29-40. doi: https://doi.org/10.7564/13-fule14

[10]    Василевич Ю. В., Каліцева О. В. Дистанційна освіта студентів-юристів: сучасний стан, проблеми, перспективи / Спецпроект: анализ научных исследований: V Міжнар. наук.-практ. Інтернет-конф., 17–18 червня 2010 р.: тези доповідей. URL: http://www.confcontact.com/2010spec_tezi/pe_vasilev.php (дата звернення 01.03.2019)

[11]    Вишневская Г. В. Внедрение дистанционных технологий в процесс обучения ино¬странному языку студентов-заочников неязыковых вузов / Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 589–592.

[12]    Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов-н/Д.: Мысль, 1999. 368 с.

[13]    Дацюк В. Б. Перспективи дистанційної освіти та віртуальних університетів в Україні. URL: http://scholar.google.com/ scholar?cluster =14888492797008898119&hl= en&oi=scholarr http://mediacenter.uz.ua/data/daciuk.pdf  (дата звернення 01.03.2019)

[14]    Державна національна програма «Освіта: Україна ХХІ століття». Київ, 1994 / Законодавчі акти та нормативні документи (на допомогу керівникам закладів та установ освіти). Збірник. К., 1999. 401 с.

[15]    Новомлинець О. О., Дрозд О. П. Дистанційні курси. Методичні рекомендації щодо підготовки веб-ресурсу дисциплін при організації навчального процесу за дистанційною формою. Чернігів: ЧНТУ, 2013. 32 с.

[16]    Дишлева Ю. В. Роль та місце сучасних методик у вивченні англійської мови в курсі дистанційного навчання / Викладання мов у вищих навчальних закладах освіти на сучасному етапі. Міжпредметні зв’язки. Наукові дослідження. Досвід. Пошуки. 2008. Вип. 13. С. 35–41.

[17]    Закон України «Про освіту» від 05.09.2017 № 2145-VIII.

[18]    Олійник О. В. Інноваційні технології дистанційного навчання іноземної мови для студентів немовних ВНЗ / Лінгвістичні дослідження: зб. наук. праць ХНПУ імені Г.С. Сковороди. 2014. Вип. 38. С. 238–246.

[19]    Сухомлінова І. Є., Тихоновська М. А., Тихоновський О. В., Кірсанова О. В., Єрьоміна А. К., Чугін С. В.  Електроний посібник, як новітній засіб навчання / Запорізький державний медичний університет. URL:  http://dspace.zsmu.edu.ua/ bitstream/123456789/4463/1/ %D0%A2%D0%94%D0%9C%D0%A3_% D1%82%D0%BE%D0%BC1_285-286.pdf (дата звернення 01.03.2019)

[20]    Хоменкo Л. О., Балалаєва О. Ю. Досвід розробки методів дистанційного навчання іноземних мов у НАУ /  “Наукові доповіді НАУ” 2005–1(1). URL:  http://www.nbuv.gov.ua/e-Journals/nd/2005-1/05klomin.pdf (дата звернення 01.03.2019)

[21]    Штихно Л. В. Дистанційне навчання як перспективний напрям розвитку сучасної освіти / «Молодий вчений». 2016. № 6(33). URL:  http://molodyvcheny.in.ua/files/journal/2016/6/121.pdf (дата звернення 01.03.2019)

[22]    Шуневич Б. І. Розвиток дистанційного навчання у вищій школі країн Європи та Північної Америки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: спец. 13.00.01 «Загальна педагогіка та історія педагогіки». К., 2008. 36 с.

Формирование поликультурной компетентности будущих экономистов
Поясок Т. Б., Беспарточная Е. И.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. Доказана актуальность внедрения основ поликультурности в системе высшего экономического образования, выявлено что, поликультурная компетентность будущих экономистов предусматривает знакомство с  самобытными этническими национальными чертами в культуре разных народов; привлечение студентов к мировой культуре; раскрытие процесса глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях; определение равных прав и обязанностей представите лей других народов и религий; формирование поликультурных компетенций у рамках их профессиональной компетенции; определено содержание и направления формирования поликультурной компетентности; доказано что поликультурное образование должно грунтоваться на принципах взаимного признания, сотрудничества, критического плюрализма, что способствует формированию поликультурной компетенции, которая позволит выпускникам учебных заведений высшего образования экономического направления интегрироваться в пространство межкультурного диалога с представителями разных наций. Создание поликультурной образовательной среды должно происходить на основании личностно-ориентированной парадигмы; когнитивной, аффективной, валеологической и креативных образовательных практик; усиление этнокультурного аспекта в содержании образования, его профессионального направления; реализация принципов гуманизации, поликультурности, последовательности, индивидуализации и деятельносного развития. Выделены такие её компоненты как поликультурная толерантность и социокультурная идентичность, которые рассматриваются в когнитивном, эмоционально-ценностном и поведенческо-деятельном аспектах; определена последовательность педагогических действий при формировании поликультурной компетентности; сформулированы педагогические условия эффективности формирования поликультурной компетентности: предоставление студентам знаний относительно контактных субкультур и особенностей собственной культуры; создание условий для эмоционального восприятия поликультурных ситуаций; формирование адекватного поведения на основе поликультурной толерантности; будущих экономистов (создание развивающей поликультурной образовательной среды; использование интерактивных методов поликультурного образования; активизация креативности и исследовательской деятельности) и представлены пути их реализации; определены этапы формирования поликультурной компетентности студентов экономического профиля: мотивационный, познавательный, итоговый.

Ключевые слова: поликультурная компетентность, будущие экономисты, межкультурное взаимодействие, поликультурная среда, поликультурная педагогика.

[1]      Борисенков В. П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи современной науки / Педагогика. 2004. № 1. С. 3-10.

[2]      Гриньова В. М. Аксіологічний підхід до проблеми педагогічної культури майбутнього вчителя / Шлях освіти. 2002. № 2. С. 2-6.

[3]      Давидов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Академия, 2004. 240 с.

[4]      Джуринский А. Н. Педагогика в многонациональном мире. М. : ВЛАДОС, 2010. 240 с.

[5]      Кузьменко В. В., Гончаренко А. А. Формування полікультурної компетентності вчителів загальноосвітньої школи : навч. посіб. Херсон: РІПО, 2006. 92 с.

[6]      Лукьянова М. И., Шустова Л. П. Моделирование процесса формирования поликультурной компетентности обучающихся в образовательной организации / Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4.URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21295 (дата звернення 01.03.2019).

[7]      Набока О. Г. Професійно-орієнтовані технології навчання у фаховій підготовці майбутніх економістів: теорія та методика застосування: монографія. Слов’янськ: Підприємець Маторін Б. Г., 2012. 303 с.

[8]      Новикова Л. А. Моделирование поликультурного образования учащихся. Профессиональное образование,2006. № 12, С. 17-19.

[9]      Паламарчук Л. Б. Формування полікультурної компетентності в процесі підготовки майбутнього педагога / Акмеологія в Україні: теорія і практика: зб. наук. пр. К., 2013. № 24. С. 49-54

[10]    Поясок Т. Б. Полікультурність у вищій економічній освіті / Проблема полікультурності у неперервній професійній освіті. Маріуполь: Маріупольський держ. ун-т, 2011. С. 66-70.

[11]    Поясок Т. Б. Система застосування інформаційних технологій у професійній підготовці майбутніх економістів: монографія. Кременчук: ПП Щербатих, 2009. 348 с.

[12]    Різник В. Сучасна професійна підготовка студентів економічних спеціальностей у вищій школі як педагогічна проблема / Гуманітарний вісник: зб. наук. пр. Переяслав-Хмельницький держ. пед. ун-т імені Григорія Сковороди. 2009. № 17. С. 87-89

[13]    Соколова І. В. Феномен полікультурності в неперервній професійній освіті: соціокультурний і педагогічний контексти / Проблема полікультурності у неперервній професійній освіті. Маріуполь: Маріупольський держ. ун-т, 2011. С. 28-38

[14]    Ткаленко Н. В., Федорченко В. В. Проблема підготовки сучасних економістів у системі вищої освіти України / Науковий вісник  ЧДІЕУ. 2011. № 3(11). С. 31-35.

[15]    Bachmann S., Yerhold S., Wessling Y. Aufgaben und Ubungstypologie zuminter kulturellen Lernen / Zielsprache Deutsh 27. Soestlandesinstitut fur Schule. 1996. P. 77-91

[16]    Samovar L. A.,Poter R. E., McDaniel E. R. Communication betweencultures. Wadsworth Cengage Learning, 2010. 411 p.

ИННОВАЦИИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Виртуальный тур как эффективный способ продвижения предприятия
Потапюк Л. Н., Масовец Е. А.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. В статье исследуется виртуальная реальность как эффективный путь подачи информации в наше время и эффективный способ продвижения предприятия. Проанализирована история создания виртуальных туров. Отмечено, что первый виртуальный тур разработал инженер Коленей Джонсон (в 1994 г., Великобритания). Его новаторская презентация состояла из системы управления (на компьютере) и панорам (на диске). Специально для этой новаторской презентации была разработана уникальная программа навигации. История виртуальных туров началась именно с музеев, которые продолжили эту традицию. Большинство виртуальных туров создано с помощью GoogleArtProject. Подчёркнуто, что в период бурного развития информационных технологий именно 3D-туры стали популярными в различных областях человеческой деятельности: от сферы услуг к научным исследованиям. Современный человек чаще работает, осуществляет бизнес-операции, учится, путешествует, общается, проводит досуг и даже отдыхает в виртуальном формате. Выделены основные преимущества сферических панорам и 3D-туров как для покупателей, так и для продавцов. Для покупателей преимуществом сферических панорам 3d-туров является значительная экономия времени (ознакомиться с объектом можно в любой удобный для них момент); возможность предыдущего, подробного осмотра всех имеющихся у продавца потенциально интересных объектов. Для продавцов основными преимуществами сферических панорам и 3d-туров является повышение интереса к компании, а следовательно, привлечение новых клиентов (виртуальные туры вызывают значительный интерес у большинства посетителей, увеличивают число возможных клиентов и повышают доходы компании); оригинальность и привлекательность (презентация и реклама отличающимся от большинства конкурентов способом, который вызывает больше интереса, чем обычные фотографии или текст); сокращение времени между созданием виртуального тура и знакомством покупателя с ним. Выявлено, что виртуальные панорамы способствуют повышению имиджа компании, её высокотехнологичной, инновационно-инвестиционной привлекательности. Определена роль компании Google в создании GoogleMaps и GoogleBusinessView. Подчеркнуто значение команды Google по внедрению виртуальных туров в расширении современного бизнеса. Доказано, что виртуальные туры на предприятиях становятся эффективным маркетинговым инструментом, который позволит увеличить количество потенциальных и реальных заказчиков и наладить сотрудничество с инвесторами и партнерами. А следовательно, на сегодня имеем все возможности модернизировать имеющуюся технологическую среду через создание на предприятиях виртуальных туров.

Ключевые слова: информационные технологии, виртуальная реальность, 3D-туры, предприятия, имидж компании.

[1]      Актуальность виртуальных туров в современном мире, их польза и перспективы URL: http://blog.flexyheat.ru/aktualnost-virtualnyx-turov-v-sovremennom-mire-ix-polza-i-perspektivy (дата звернення 10.12.2018).

[2]      Ветрова А. А., Макаренко А. Ю. Создание конструктора для разработки виртуальных 2D и 3D экскурсий / Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2008. № (2). URL: http://hi-tech.asu.edu.ru/files/2(2)/91-95.pdf (дата звернення 10.12.2018).

[3]      История возникновения и развитие виртуальных туров. URL: http://blog.flexyheat.ru/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitie-virtualnyx-turov (дата звернення 10.12.2018).

[4]      Буй В. М. Інформаційні системи в економіці / Матеріали Всеукраїнської наукової конференції аспірантів та молодих вчених «Гармонізація суспільства – новітній напрямок розвитку держави». Одеса: ОНЕУ, 2014. С. 109-116.

[5]      Масовець О. А. Історія створення віртуальних турів / Матеріали ІІІ Всеукраїнської науково-практичної інтернет-конференції «Управління ресурсним забезпеченням господарської діяльності підприємств реального сектору економіки». Полтава: РВВ ПДАА, 2018. С. 131-133.

[6]      Навіщо використовувати віртуальні тури. Віртуальні Карпати. URL: https://xn--3-7sbar0a5ags5f.com/uk/primenenie.html. (дата звернення 10.12.2018).

[7]      Оновлений 3D-тур фармацевтичним виробництвом URL: http://www.arterium.ua/post/onovlenii_3d_tur_po_ farmatsevtichnomu_virobnitstvu (дата звернення 10.12.2018).

[8]      Орлик О. В. Інформаційні системи в сфері управління організацією / Вісник соціальноекономічних досліджень. Одеса. 2002. Вип. 12. С. 188–191.

[9]      Орлик О. В. Інформаційні системи як стратегічній засіб розвитку фірми / Вісник соціально-економічних досліджень. Одеса. 2001. Вип. 10. С. 386–390.

[10]    Орлик О. В. Сучасні інформаційні технології в системі управління підприємством / Вісник соціально-економічних досліджень. Одеса. 2002. Вип. 11. С. 293–296.

[11]    Перехрест О. Google створив віртуальний тур по «Запоріжсталі». URL: https: //zaxid.net/ google_ stvoriv_ virtualniy_ tur_ po_zaporizhstali_n1433225 (дата звернення 10.12.2018).

[12]    Пиріг В. Google запустив туристичний сайт про Івано-Франківську область. URL: https://zaxid.net/ google_ zapustiv_turistichniy_sayt_pro_ivanofrankivsku_oblast_n1411035 (дата звернення 10.12.2018).

[13]    Потапюк Л. М., Масовець О. А. Застосування технологій віртуальної реальності в освіті / Сучасна наука та освіта Волині : зб. матеріалів науково-практ. конф., 22 листоп. 2018 р., м. Володимир-Волинський ; упоряд. голов. ред. Б. Є. Жулковський. Луцьк: Волинь поліграф, 2018. С. 338-343.

[14]    Сущенко О. А., Кравченко В.В. Становлення віртуального туризму як напряму розвитку інформатизації діяльності туристичного підприємства / Комунальне господарство міст. Харків. 2018. Вип. 140. С. 19–24.

[15]    Bailly, F., McClendon, B. (2011). Virtual tour of user-defined paths in a geographic information system. US Patent 7,933,395, 2011.

[16]    Bouta, H., Retalis, S., Paraskeva, F. (2012). Utilising a collaborative macro-script to enhance student engagement: A mixed method study in a 3D virtual environment. Computers & Education, 58 (1), 501-517.

[17]    Cunha, M. M., Putnik G. D. (2006). BM_Virtual Enterprise as an Agile/Virtual Enterprise Model. Agile Virtual Enterprises, 80-97. https://doi.org/10.4018/978-1-59904-010-3.ch003 (дата звернення 07.01.2019).

[18]    Google Business View: «новый» инструмент наконец-то стал доступен для украинского бизнеса URL: https://blog.uamaster.com/google-business-view (дата звернення 10.12.2018).

[19]    Sussmann, S. & Vanhegan, H. (2000). Virtual reality and the tourism product: substitution or complement? Retrieved from: http://www.indjst.org/index.php/indjst/article/view/3051

[20]    Sushchenko, O. A. (2016). Design of a tourism enterprise based on its competitive advantages. Vybrané ekonomické problémy region střední a východní Evropy. České Budějovice: Vysoká škola evropských a regionálních studií. 59-71.

[21]    Toyota VR. 360° FactoryTour. URL: https://viemr.com/portfolio/toyota (дата звернення 10.12.2018).

[22]    Williams, A.P. (1995). Virtual reality and tourism: fact or fantasy? Tourism Management, 16 (6), 423-427.

«Виртуально-реальное судно» как информационная педагогическая инфраструктура Херсонской государственной морской академии  
Попова Г. В.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. В современных условиях повышение эффективности использования  информационных  технологий  есть  одним из главных  приоритетов развития высшего профессионального образования. Развитие технологий, информатизация общества требует изменений в профессиональной подготовке будущих морских специалистов при формировании их профессиональных компетентностей. Стратегической задачей развития высших учебных заведений является постоянное совершенствование информационной инфраструктуры, следствием чего является развитие высшего учебного заведения. Статья посвящена вопросам формированию педагогической информационной инфраструктуры высшего морского учебного заведения. Проанализированы подходы к определению «информационной инфраструктуры» высшего учебного заведения, компоненты и составляющие, особенности формирования  и  функционирования структуры.  Определена цель создания информационной педагогической инфраструктуры - доступность к информационным ресурсам и сервисам через повышение качества учебной информации. В контексте определенной проблематики в статье раскрыты процессы создания педагогической информационной инфраструктуры в системе высшего морского образования. Представлен опыт использования педагогической информационной инфраструктуры в Херсонской государственной морской академии на примере «Виртуально-реального судна». В статье описаны задачи, основные компоненты педагогической информационной инфраструктуры. На примере использования электронной среды LMS Moodle показана возможность   разработки, создания и  внедрения единой системы, которая соединяет электронные курсы и тренажеры, содержит механизм получения знаний и оценку. Показано, что создание педагогической информационной инфраструктуры с целью формирования профессиональных компетентностей будущих морских специалистов является мощным и перспективным механизмом в высшем морском образовании. В статье делается вывод, что проблема создания информационной педагогической инфраструктуры высшего морского учебного заведения является весьма актуальной, и требует комплексного подхода и первоочередного решения на пути развития цифровизации общества.

Ключевые слова: информационная инфраструктура высшего учебного заведения, морские специалисты, симуляционные технологии.

[1]      Крюков В. В., Шахгельдян К. И. Информационные технологии в университете: стратегии, тенденции, опыт. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/26115/1/unup-2012-04-16.pdf (дата звернення 21.01.2019)

[2]      Крюков Д. Н., Васильєва И. Л. Информационная инфраструктура вуза / Высшее образование в России. 2012. Вып. 6. С. 117–120.

[3]      Kay, R. (2018). Exploring best pedagogical practices for virtual classrooms. INTED2018 Proceedings, 5-7 March, 2018, Valencia, Spain, 311-317. doi: https://doi.org/10.21125/inted.2018.0105

[4]      Otto, D. (2018). The challenge of virtual mobility: pedagogical models and good practices. INTED2018 Proceedings, 5-7 March, 2018, Valencia, Spain, 3368-3376. doi: https://doi.org/10.21125/inted.2018.0651

[5]      Мамыкова Ж.Д., Мутанов Г.М. ИТ-инфраструктура вуза как платформа для развития информационных технологий./ Вестник НГУЭУ. 2013, №4. С.276-287

[6]      Алисултанова Э.Д.,Моисеенко Н.А.,Бисултанова А.А.Дадашова А.С. К вопросу о формировании инфраструктуры электронного обучения в техническом вузе.  URL https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26030 (дата звернення 21.01.2019)

[7]      Соколова О.И. Особенности  управления  развитием информационной инфраструктуры вуза. / Известия вузов. Северо-Кавказский регион. 2006.Спецвыпуск. С.65-67

[8]      Каракозов С.Д.  Информационная инфраструктура Барнаульского государственного педагогического университета: состояние и  перспективы развития.  URL https://www.altspu.ru/ Resources/Journal/ vestbspu/2001/estestv/ PDF/karakozov.pdf (дата звернення 21.01.2019)

[9]      Волкова В.Н., Голуб Ю.А. Оценка компонентов информационной инфраструктуры вуза. URL http://www.rusnauka.com/9_KPSN_2011/Matemathics/4_84443.doc.htm (дата звернення 21.01.2019)

[10]    Смагулов Д.З,.Алибиев Д.Б. Роль информатизации учебного процесса в современном вузе/ Вестник КарГУ, 2010. URL  https://articlekz.com/article/5662 (дата звернення 21.01.2019)

[11]    Иванов О.В. Информационная инфраструктура университета как средство обеспечения нового качества образования. URL https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-infrastruktura-universiteta-kak-sredstvo-obespecheniya-novogo-kachestva-obrazovaniya (дата звернення 21.01.2019)

[12]    Tiiu Tenno,Pedagogical infrastuctures in e-learning enviroments as invisible bridges between navigation elements URL https://www.ulapland.fi/loader.aspx?id=c8c856b7-cef0-4761-9d6e-f50fc0f45379 (дата звернення 21.01.2019)

[13]    Carol A. Twigg. The Need For A National Learning Infrastructure. URL https://www.educause.edu/ir/library/html/nli0001.html (дата звернення 21.01.2019)

[14]    Johnson, W. L. (2002). Natural Interaction With Pedagogical Agents in Virtual Environments. doi: https://doi.org/10.21236/ ada409186

[15]    Jamshid Beheshti   Eichenberg, C. (Ed.) (2012). Virtual Reality in Psychological, Medical and Pedagogical Applications. IntechOpen. doi: https://doi.org/10.5772/2607

[16]    Міжнародна конвенція про підготовку і дипломування моряків та несення вахти 1978 року (консолідований текст з манільськими поправками). К. : Україна, 2012.

[17]    Корень А.В. Использование электронной образовательной среды Moodle в создании  интерактивных учебных курсов нового поколения / Інтернет-журнал Науковедение.2013.№1. URL https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razrabotki-uchebnyh-kursov-s-ispolzovaniem-elektronnoy-obrazovatelnoy-sredy-moodle (дата звернення 21.01.2019)

[18]    Шерман М.І., Волошинов С.А., Попова Г.В. Організація змішаного навчання в електронному середовищі LMS Moodle з використанням функціоналу управління компетентностями. URL: http://2018.moodlemoot.in.ua/course/view.php?id=39 (дата звернення 10.12.2018)

[19]    Кухаренко В. М.,. Березенська С. М, Бугайчук  К. Л. Теорія та практика змішаного навчання : монографія / В. М. Кухаренко. — Харків: Міськдрук. 2016. – 284 с.

[20]    Yurzhenko A., Sherman M., Popova H. Interactive course «Maritime English» in the professional training of future» in Development trends in pedagogical and psychological sciences: the experience of countries of Eastern Europe and prospects of Ukraine, LV-1058, Riga, Latvia: Baltija Publishing, 2018, pp. 603-620.

Внутренний портал учителя как средство оптимизации учебного процесса общеобразовательной школы
Осадчий В. В., Круглик В. С., Прокофьев Е. Г., Сердюк И. Н., Купчак Е. А., Бурцева Е. А.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. В статье проанализировано и отражено теоретическое обоснование целесообразности использования внутреннего портала учителя для оптимизации учебного процесса общеобразовательной школы. Авторами был проведен анализ современного состояния научных исследований разработки и использования онлайн-порталов в сфере оптимизации учебного процесса и образовательного процесса в целом. На основе проведенного анализа отечественных и зарубежных исследователей, авторами были определены основные задачи и особенности онлайн-порталов, их состав, типы и проблемы, которые интернет-порталы решают. Был проведен анализ существующих онлайн-порталов, которые используются в решении задач повышения качества образовательного процесса, налаживания взаимосвязи между структурными подразделениями образовательного учреждения и создание общего педагогического пространства для всех участников образовательного процесса. В рамках исследования авторами был разработан внутренний интернет-портал учителя и на основе полученного опыта, разработаны и отражены методические рекомендации по использованию внутреннего портала учителя. Авторы утверждают, что проведенный анализ позволил выяснить, что в отечественном сегменте Интернет-сети имеются информационные ресурсы, которые общеобразовательные школы могут применять для оптимизации учебного процесса, такие порталы были классифицированы как сервисные, однако эти сервисы не имеют в своем функционале такого блока, как возможность осуществлять управление персоналом школы. Авторы отмечают, что проведенный внутренний анализ существующих инструментов для разработки интернет-порталов показал, что при разработке образовательных интернет-порталов для оптимизации учебного процесса общеобразовательной школы целесообразно использовать облачный сервис «Битрикс24», как средство для разработки внутреннего портала учителя для оптимизации учебного процесса общеобразовательной школы. Результаты разработки внутреннего портала представляют собой отражение основных блоков готового внутреннего портала и методические рекомендации по использованию внутреннего портала учителя, как средства оптимизации учебного процесса общеобразовательной школы.

Ключевые слова: портальная технология, web-портал, образовательный портал, качество образования, учебный процесс.

[1]      Вембер В.П. Інформатизація освіти та проблеми впровадження педагогічних програмних засобів в навчальний процес / Інформаційні технології і засоби навчання, 2007. Том 3. №2 URL: https://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/262 (дата звернення: 20.01.2019).

[2]      Гончарова О.М. Інформатизація освіти як пріоритетний напрямок модернізації освіти в умовах інформаційного суспільства / Проблеми сучасної педагогічної освіти. Ялта: РВВ КДГІ, 2005. Вип.7. Ч.1. С. 59-64.

[3]      Кремень В.Г. Інформатизація освіти – провідний напрям підвищення результативності навчального процесу / Комп′ ютер у школі та сім′ ї, 2011. Вип. 1. С. 3-6.

[4]      Осадчий В.В. Педагогічні засади професійного консультування молоді засобами Інтернет [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04; Інститут педагогіки і психології професійної освіти АПН України. К., 2005. 213 с.

[5]      Рамський Ю.С. Інформаційне суспільство. Інформатизація освіти / Комп’ютерно-орієнтовані системи навчання: зб. наук. праць. К.: НПУ ім. МП Драгоманова, 2003. Вип. 7. C. 16-28.

[6]      Биков В.Ю. Хмарна комп'ютерно-технологічна платформа відкритої освіти та відповідний розвиток організаційно-технологічної будови ІТ-підрозділів навчальних закладів / Теорія і практика управління соціальними системами: філософія, психологія, педагогіка, соціологія. Харків: НТУ "ХПІ", 2013. № 1. С. 81-98.

[7]      Ільїна Ю.Н. Інформатизація освіти: дистанційне розвиваюче середовище. Суб’єкт - суб’єктна взаємодія / Матеріали ІХ Міжнародної наукової конференції «Традиція і культура. Феномен діалогу: традиція і сучасність». К., 2010. Ч. 4. С. 33-34.

[8]      Козяр М.М. Модернізація навчально-виховного процесу на основі використання єдиного інформаційного освітнього середовища / Теорія і практика управління соціальними системами: філософія, психологія, педагогіка, соціологія. Харків: НТУ "ХПІ", 2011. № 1. С. 3-8.

[9]      Забродська Л.М. Інформатизація управління навчально-виховним процесом у загальноосвітньому навчальному закладі [Текст]: дис. … канд. пед. наук.: 13.00.01 Ін-т педагогіки АПН України. К., 2002. 210 с.

[10]    Вакалюк Т.А., Шевельова М.К. Використання інформаційно-комунікаційних технологій в загальноосвітніх школах для підвищення якості освіти / Інформаційно-комунікаційні технології як засіб підвищення якості освіти: збірник наук. та науково-метод. праць. Хмельницький: Видавництво ХОІППО, 2015. С. 40-45.

[11]    Вербовський І. Інформатизація управління навчальним закладом як один зі шляхів підвищення ефективності освітньої діяльності / Науковий вісник Мелітопольського державного педагогічного університету. Серія: Педагогіка, 2015. № 1. С. 317-321.

[12]    Коврижкін О.Г. Проблема інформатизації адміністративних процесів в навчальних закладах / Комп’ютерно-орієнтовані системи навчання. К: НПУ ім. М.П. Драгоманова, 2001. Вип. 4. С. 139-143.

[13]    Козлакова Г.О. Комп'ютеризовані технології обробки ділової інформації: навч. посіб. Київ-Рівне: РДТУ, 2001. 233 с.

[14]    Гевал П.А. Управлінська діяльність комплексу в умовах інформатизації навчально-виховного процесу / Комп’ютерно-орієнтовані системи навчання. К.: НПУ ім. М.П. Драгоманова, 2001. Вип. 4. С. 205-209.7

[15]    Коваль О.М. Соціально-педагогічні можливості нових інформаційних технологій / Матеріали Всеукр. науково-практичної конф. «Сучасні педагогічні інновації у підготовці і післядипломній освіті педагогічних працівників». Черкаси: ТОВ "ОКО-ПЛЮС", 2000. С. 85-88.

[16]    Сисоєва С.О., Осадчий В.В. Професійне консультування молоді засобами Інтернет-порталу Професійна освіта: педагогіка і психологія / Польсько-Український та Українсько-польський щорічник. Ченстохова-Київ: Академія ім. Яна Длугоша, 2006 Вип.VІІІ. С.185-193.

[17]    Бабинский А.З., Букатов А.А., Шапиро В.А., Шаройко О.В. Определение базовых сервисов, разработка методики наполнения и методов реализации образовательных порталов. URL: http://ict.edu.ru/ft/001676//Bukatov.pdf (дата звернення: 31.01.2019).

[18]    Триус Ю.В., Бесєдков С.В., Пустовіт В.А. Освітньо-науковий портал як прототип цифрового університету / Вісник Харківського національного університету. Серія: Математичне моделювання. Інформаційні технології. Автоматизовані системи управління. 2004. Вип. 3. С. 100-114.

[19]    Оринштейн Д. Корпоративные порталы / ComputerWORLD, 1999. № 41. С. 34.

[20]    Соловйов В.М., Сердюк О.А., Триус Ю.В. Організаційні особливості створення регіонального освітнього порталу / Теорія та методика навчання фундаментальних дисциплін у вищій технічній школі. Кривий Ріг: Видавничий відділ НМетАУ, 2003. С. 225-234.

[21]    Береговой В.И., Иванников А.Д., Тихонов А.Н. Стратегия создания и развития сети образовательных порталов. URL: http://edu.ru/files/books/portals-2003/Ivannikov.pdf (дата звернення: 22.01.2019).

[22]    Англо-український тлумачний словник з обчислювальної техніки, Інтернету і програмування. Вид. 2. К.: Видавничий дім «СофтПрес», 2006. 824 с.

[23]    Солдаткин В.И. Образовательный портал: понятие и проблема регулирования / Телематика-2001: Тр. междунар. научн.-методич. конф. СПб.: СПбГИТМО, 2001. С. 205-206.

[24]    Дрючатый Г.Ф., Заварихин А.Е., Красильникова В.А. Один из подходов к созданию образовательного портала / Сборник материалов международной конференции «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития». Томск, 2002. URL: https://ido.tsu.ru/other_res/pdf/4(8)Dryuchatyi_Zavarihin_Krasilnikova_(OrGU).pdf (дата звернення: 27.01.2019)

[25]    Andreeva A.V., Mazhar E.N., Maximova N.A. Some Aspects of Implementation of Information Technologies in the Teaching Process / Middle-East Journal of Scientifi c Research, 2014. № 19 (1). pp. 19-23.

[26]    Комаревцев Е.М. Образовательные порталы как средство систематизации и структурирования информации [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. 207 с.

[27]    Напалкова И.Г. Использование образовательных порталов при подготовке студентов в вузе / Вестник Мордовского университета, 2009. №2. С. 344-349.

[28]    Educational Era. URL: https://www.ed-era.com (дата звернення: 04.02.2019).

[29]    Кремень В.Г., Биков В.Ю. Інноваційні завдання сучасного етапу інформатизації освіти / Сучасні інформаційні технології та інноваційні методики у підготовці фахівців: методологія, теорія, досвід, проблеми: зб. наук. праць. Київ-Вінниця: ТОВ фірма "Планер", 2014. Вип. 37. С. 3-15.

 

 



Яндекс.Метрика