Содержание

Інженерні та освітні технології. Щоквартальний науково-практичний журнал [Електронний журнал]
– Кременчук : КрНУ, 2016. – Вип. 2 (14). – 52 с.
– Режим доступу: http://eetecs.kdu.edu.ua

Скачать справочно-вспомогательные данные

Разработка и внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЭНЕРГОСИСТЕМ  
Рудевич Н. В. (скачать)
[in Ukrainian]

Залогом успешного формирования эксплуатационной компетентности у будущих инженеров по автоматизации энергосистем является использование во время профессиональной подготовки методики обучения на базе причинно-следственной модели знаний. В статье конкретизировано применение метода обучения для формирования эксплуатационной компетентности у будущих инженеров по автоматизации энергосистем относительно приборного модуля релейной защиты и автоматики  основных защит и автоматики синхронного генератора. Рассуждения проведены согласно основным этапам метода обучения: ознакомление с системой управления; формирование знаний, умений, навыков по проверке системы управления; формирование знаний, умений, навыков по выявлению и устранению причин некорректной работы системы управления. Обозначена общая методика формирования эксплуатационной компетентности у будущих инженеров по автоматизации энергосистем на базе причинно-следственной модели знаний.

Ключевые слова: методика формирования эксплуатационной компетентности, причинно-следственная модель знаний, система управления.

1. Дьяченко М. Д. Цифровая защита (аппаратное и алгоритмическое обеспечение) : Учебное пособие / М. Д. Дьяченко, С. К. Поднебенная. – Мариуполь : ГВУЗ «ПГТУ», 2014. –204 с.

2. Шнеерсон Э. М. Цифровая релейная защита / Э. М. Шнеерсон. – М. : Энергоатомиздат, 2007. – 549 с.

3. Рудевіч Н. В. Визначення методології навчання майбутніх інженерів з автоматизації енергосистем / Н. В. Рудевіч // Теорія і практика управління соціальними системами. – 2015 – № 2. – С. 96 – 105.

4. Рудевіч Н. В. Метод навчання для формування експлуатаційної компетентності майбутніх інженерів з автоматизації енергосистем / Н. В. Рудевіч // Проблеми інженерно-педагогічної освіти: зб. наук. пр. / Укр. інж.-пед. акад. – Харків, 2015. – Вип. 46. – С. 137 – 145.

5. Приборный модуль релейной защиты и автоматики. Основные защиты и автоматика генераторов. Руководство по эксплуатации. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://hartron-inkor.com/osnovnye-zashchity-i-avtomatika-generatorov-modifikaciya-g010

6. Технічне обслуговування мікропроцесорних пристроїв релейного захисту, протиаварійної автоматики, електроавтоматики, дистанційного керування та сигналізації електростанцій і підстанцій від 0,4 кВ до 750 кВ. Правила СОУ – НЕЕ35.514:2007

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА УКРАИНЕ  
Василишина Н. М. (скачать)
[in Ukrainian]

В проведенном научно-педагогическом исследовании продемонстрирована одна из проблем высшего образования на Украине на современном этапе, которая стоит на острие актуальности. В частности, актуальность научного поиска состоит в том, что преподаватель ВУЗа выступает катализатором новых идей, взглядов, убеждений и движущей силой в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях глобализации и интеграции. Соответственно, целью исследования были выделение, идентификация и толкования составляющих структурно-функциональной модели преподавателя высшей школы на Украине. Как следствие, задачей научно-педагогического рассмотрения был детальный анализ мотивационного, эмоционального, личностного и профессионально-деятельностного компонентов.

Исследование подтверждено заключением о том, что несмотря на усиленное внимание ученых к проблеме кристаллизации личности преподавателя высшей школы и сделанного нами педагогического исследования, очерченный вопрос требует более глубокого анализа и рассмотрения. Обосновано привлечение вектора зарубежного опыта с целью проведения сравнительного исследовании структурно-функциональных моделей преподавателей-иностранцев.

Ключевые слова: преподаватель высшей школы, структурно-функциональная модель, мотивационный компонент, эмоциональный компонент, личностный компонент, профессионально-деятельностный компонент, зарубежный опыт.

1. Бех І. Д. Психологічні джерела виховної майстерності : навч. посіб. / І. Д. Бех. – К. : Академвидав, 2009. – 248 с.

2. Биков В. Ю. Навчання, що змінює розум і мораль / В. Ю. Биков, О. В. Бабак, Р. М. Шамолашвілі // Рідна школа. – 1994. – № 10. – С. 68 – 69.

3. Закон Україну «Про вищу освіту» [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/1556-1

4. Зязюн І. А. Педагогіка добра: ідеали і реалії : наук.-метод. посіб./ І. А. Зязюн. – К. : МАУП, 2000. – 309 с.

5. Мальцева В. М. О духовно-нравственном развитии личности / В. М. Мальцева, В. В. Зеньковский // Педагогика. –1994. – № 4. – С. 96 – 98.

6. Ортинський В. Л. Педагогіка вищої школи : навч.посіб./ В. Л. Ортинський. – К. : Центр учбової літератури, 2009. – 472 с.

7. Пехота Е. Н. Индивидуализация профессионально-педагогической подготовки учителя: [монография] / Е. Н. Пехота. – К. : Вища школа, 1997. – 146 с.

8. Мешко Г. М. Курс «Вступ до педагогічної професії» в системі підготовки майбутніх учителів до здоров’язбережувальної діяльності [Електронний ресурс] / Г. М. Мешко // Педагогічний альманах. – 2014. – Вип. 21. – С. 80-85. – Режим доступу: http://nbuv.gov.ua /UJRN/pedalm_2014_21_14.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ  
Змиевская И. В., Обоянская Л. А.  (скачать)
[in Ukrainian]

В статье проведен анализ понятия «информационная культура» в контексте формирования информационной культуры специалиста в условиях дистанционного обучения. Установлены особенности формирования информационной культуры будущего специалиста – способность использовать в различных проявлениях своей будущей профессии современные информационные технологии и показатели – определенные знания, умения и навыки, необходимые для сбора информации и оперирования ею, а также умение применять средства компьютерной техники и информационно-коммуникационные технологии. Показано, что возможности интерактивного дистанционного учебного курса позволяют формировать информационную культуру путем активного информационного взаимодействия всех участников учебного процесса.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информатизация, интерактивный дистанционный учебный курс, информационная культура, информационное общество, информационно-коммуникационные технологии.

1. Bell D. The Social Framework of the Information Society. Oxford, 1980. Цит. по: Белл Д. Социальные рамки информационного общества ; сокращ. перев. Ю. В. Никуличева // Новая технократическая волна на Западе ; под. ред. П.С. Гуревича. – М., 1988. – 330 с.

2. Oliinyk N. Yu. Theoretical principles of building a model of blended learning for technical disciplines / N. Yu. Oliinyk, S. M. Berezenska // International scientific-practical congress of pedagogues, psychologists and medics «New Trends of Global scientific ideas. 2016.», the 10th of March, 2016, Geneva (Switzerland). – Geneva : Publishing Center of the European Association of pedagogues and psychologists «Science», 2016. – pр. 167 – 175.

3. Rice W. Moodle E-Learning Course Development: A complete guide to successful learningusing Moodle [Electronic resource] / W. Rice. – Packt Publishing. – 256 p. – ISBN 978-1-849515-26-9. – URL: http://moodle.eibfs.ae/pluginfile.php/42/mod_resource/content/2/
Moodle%202.0%20e-Learning%20Course%20Development.pdf
– Title screen (16.05.2016).

4. Андреев А. В. Практика электронного обучения с использованием Moodle / А. В. Андреев, С. В. Андреева, И. Б. Доценко. – Таганрог : Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008. – 146 с.

5. Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle : учебное пособие / А. М. Анисимов. – Харьков, ХНАГХ, 2009. – 292 с.

6. Биков В. Ю. Технологія створення дистанційного курсу : навчальний посібник / В. Ю. Биков, В. М. Кухаренко, Н. Г. Сиротенко, О. В. Рибалко и др. ; за ред. В. Ю. Бикова та В. М. Кухаренка – К. : Міленіум, 2008. – 324 с. – ISBN 966-8063

7. Блюменау Д. И. Информация и информационный сервис / Д. И. Блюменау . – Л. : ИздательствоНаука, Серия: Наука и технический прогресс, 1989. – 188 с. – ISBN: 5-02-026598-5

8. Виноградов В. А. Создание информационной культуры для Европы / В. А. Виноградов, Л. В. Скворцов // Доклад на VI конференции ЕКССИД, 23-25 марта 1991 г. Кантербери, Великобритания // Теория и практика обществ.-научн. информатики. – 1991. – № 2 – С. 5 – 29.

9. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. – М. : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. – 512 с.

10. Гильмутдинов А. Х. Электронное образование на платформе Moodle / А. Х. Гильмутдинов, Р. А. Ибрагимов, И. В. Цивильский. – Казань : Изд-во Казан. гос. ун-та, 2009. – 186 с.

11. Жалдак М. І. Проблеми інформатизації навчального процесу в середніх і вищих навчальних закладах / М. І. Жалдак  // Комп’ютер в школі та сім’ї. – 2013.– № 3 – С. 8 – 15.

12. Закон України. Про Національну програму інформатизації (Верховна Рада України. Закон від 04.02.1998 № 74/98-ВР) [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/74/98-вр.

13. Коляда М. Г. Модель інформаційної культури майбутнього економіста / М. Г. Коляда // Гуманітарні науки. Науково-практичний журнал. Філософія освіти, менеджмент освіти, педагогіка, теорія та практика, проекти, програми, аналіз управління. – 2005. – № 1. – С. 58 – 64.

14. Олійник Н. Ю. Комп’ютерний практикум : навч. пос. / Н. Ю. Олійник, І. В. Зміївська. – Х.: ФОП Бровін О. В., 2013. – 212 с. – ISBN 978-966-2445-74-9.

15. Санникова И. Г. Формирование информационной культуры студента в условиях дистанционного обучения / И. Г. Санникова, М. В. Корнилова // Вестник ТГПУ. – 2007. – Выпуск 7 (70). Серия: ПЕДАГОГИКA. – С. 73 – 76.

16. Семенюк Э. П. Информатизация общества, культура, личность / Э. П. Семенюк // НТИ. – 1993. – Сер. 1. – № 1. – С. 1 – 8.

17. Система дистанційного навчання ХТЕІ КНТЕУ [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://edu.htei.org.ua.

18. Тихомирова Н. В. Управление современным университетом, интегрированным в информационное пространство: концепция, инструменты, методы : научное издание / Н. В. Тихомирова. – М. : Финансы и статистика, 2009. – 264 с.

19. Фомина А. С. Смешанное обучение в электронном распределенном университете / А. С. Фомина  // Ученые записки. – 2011. – Вып. 34. – С. 82 – 88.

20. Шиман О. І. Формування основ інформаційної культури майбутніх учителів початкової школи : дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Шиман Олександра Іванівна. – Національний педагогічний університет ім. М. П. Драгоманова. – К., 2005. – 257 с.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  
Березенская С. М.  (скачать)
[in Ukrainian]

Сегодня уже не стоит вопрос ни относительно возможностей использования виртуального лабораторного практикума при подготовке специалистов в отрасли высшего технического (технологического) образования Украины, ни относительно наличия технологий отдаленного доступа к лабораторному оборудованию для организации такого практикума. На первый план выходит проблема формирования такой методической системы использования виртуальных лабораторных практикумов, которая, основываясь на использовании современных информационных технологий, позволила бы оптимально соединить реальный и виртуальный эксперименты.

В статье представлена методика проведения лабораторной работы по электротехнике, построенная на основе теории циклического программируемого обучения. Особенностью этой методики является применение технологий электронной учебы (e-learning) для дистанционного представления учебной информации определенными дозами, каждая из которых является логично завершенной, удобной и доступной для целостного восприятия.

Проведение лабораторной работы с использованием предложенной методики позволяет осуществлять моделирование каждого из ее этапов в зависимости от уровня подготовки студентов, наличия лабораторного оборудования, количества аудиторных занятий и т.п. Выделяя на свое усмотрение те компоненты работы, которые должны выполняться виртуально, преподаватель сможет максимально высвобождать аудиторное время для проведения реального эксперимента.

Ключевые слова: дистанционные технологии, лабораторная работа, электротехника, виртуальный тренажер, e-learning.

1. Болюбаш Н. М. Роль та місце дистанційних технологій в університетській освіті / Н. М. Болюбаш // Наукові праці: Науково-методичний журнал [Електронний ресурс]. – Т. 86. – Випуск 73. Педагогічні науки. – Миколаїв : Вид-во ЧДУ ім. П. Могили, 2008. – С. 24-31. – Режим доступу : http://lib.chdu.edu.ua/pdf/naukpraci/pedagogika/2008/86-73-4.pdf

2. Головко М. В. Моделювання віртуального фізичного експерименту для систем дистанційного навчання в загальноосвітній і вищій педагогічній школах / М. В. Головко, С. Ю. Крижановський, В. М. Мацюк // Інформаційні технології і засоби навчання. – 2015. – Т. 47. –  Вип. 3. – С. 36 – 48.

3. Калашник О. В. Особливості забезпечення віртуальних лабораторних робіт з курсу «Матеріалознавство та основи технологій виробництва товарів» / О. В. Калашник, Л. В. Поліщук, О. В. Кириченко // Якість вищої освіти: методологічні та методичні підходи щодо впровадження дистанційних технологій навчання : матеріали XXXVIIІ міжнар. наук.-метод. конф. (м. Полтава, 23–24 січня 2013 р.) : в 2-х ч. – Полтава : ПУЕТ, 2013. – Ч. 2. – С. 5 – 7.

4. Мазур М. П. Особливості розробки віртуальних практичних інтерактивних засобів навчальних дисциплін для дистанційного навчання / М. П. Мазур, С. С. Петровський, М. Л. Яновський // Інформаційні технології в освіті. – 2010. – №. 7. – С. 40 – 46.

5. Мазур М. П. Віртуальні інтерактивні навчальні засоби – майбутнє дистанційного навчання для інженерних напрямів / М. П. Мазур, М. Л. Яновський  // Дистанційне навчання в університеті: досягнення і перспективи : зб. наук.-метод. пр.. – 2012. – С. 57 – 63.

6. Олексюк В. П. Досвід організації віртуальних лабораторій на основі технологій хмарних обчислень [Електронний ресурс] / В. П. Олексюк // Інформаційні технології в освіті. – 2014. – Вип. 20. – С. 128 – 138. – Режим доступу: http://ite.kspu.edu/issue-20/p-128-138.

7. Панишева Е. В. Возможности LMS MOODLE для инновационного обучения студентов в ВУЗе [Електронний ресурс] / Е. В. Панишева // Тенденции и инновации системы образования в XXI веке: теория, методика и основы практического применения в учебном процессе, социология и культура : Сборник научных материалов Открытой дистанционной (заочной) школы-конференции (г. Москва, 8–19 февраля 2012 г.) – Режим доступа: http://konf.ychitel.com/

8. Степаньян В. В. Проблема виртуальности в инженерном образовании и пути ее решения для повышения качества обучения [Електронний ресурс] / В. В. Степаньян, В. П. Алексеев // Концепт. – 2015. – № 6. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-virtualnosti-v-inzhenernom-obrazovanii-i-puti-ee-resheniya-dlya-povysheniya-kachestva-obucheniya

9. Троицкий Д. И. Виртуальные лабораторные работы в инженерном образовании [Електронний ресурс] / Д. И. Троицкий // Качество. Инновации. Образование. –  2008. – № 2. – Режим доступа: http://www.quality-journal.ru/data/article/375/files/Binder13.pdf.

10. Фіцула М. М. Педагогіка вищої школи : навч. посіб. / М. М. Фіцула. – К. : Академвидав, 2010. – 456 c.

11. Франчук В. М. Використання Open Source Physics у LCMS Moodle : [Електронний ресурс] / В. М. Франчук, П. В. Микитенко // Інформаційні технології і засоби навчання. – 2015. – № 1 (45). – С. 156 – 168. – Режим доступа: http://journal.iitta. gov.ua/index.php/itlt/article/view/ 1187/899#.