Logo
Russian (CIS)

Содержание

Инженерные и образовательные технологии. Кременчуг : КрНУ, 2021. Т. 9. № 2. 67 с.
Домашняя страница журнала:
http://eetecs.kdu.edu.ua

Скачать выпуск

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗе: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Экспериментально-педагогические исследования как средство проверки действенности применения  междисциплинарного подхода   
Калинюк Н. М.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. Обоснована целесообразность проведения опытно-экспериментальной работы на этапе выявления возможностей совершенствования учебного процесса в ходе профессиональной подготовки будущих специалистов медицинской отрасли на основе междисциплинарной интеграции. Статья посвящена роли экспериментального педагогического исследования как средства проверки действенности междисциплинарной интеграции при подготовке будущих специалистов медицинской отрасли. Обзор, что проблематика профессиональной подготовки будущих специалистов медицинской отрасли педагогической литературе рассматривается как составляющая профессионального самоопределения и профессионального развития в контексте изучения профессионального самосознания. Доказано, что междисциплинарная интеграция в профессиональной подготовке студентов-медиков является интегрированной компонентом, сочетающий индивидуально-личностные (осознанность выбора профессии, полнота и прочность знаний по избранной профессии, формирование профессионально значимых и эмпатийных качеств) и социально ориентированные (навыки профессионального общения и построения отношений и позиционирования себя в коллективе, способность самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность) характеристики личности; предполагает наличие устойчивых убеждений в ценностях профессии медицинского работника для проектирования собственной субъектной деонтологической позиции в работе по специальности. Обоснованно то, что профессиональная подготовка будущих специалистов медицинской отрасли на основе междисциплинарной интеграции предусматривает создание условий для отождествления личного и социального опыта студентов с профессией и профессиональным сообществом, является процессом освоения студентами нормативных профессиональных требований, которые позволяют им адекватно воспринимать медицинскую реальность, ориентироваться в ней , производить профессионально-целесообразные стратегии и тактики, задачи и планы профессиональной деятельности, сознательно регулировать собственное поведение в пределах установленных профессионально-нормативных императивов. Выяснено, что профессиональная подготовка будущих специалистов медицинской отрасли на основе междисциплинарной интеграции характеризуется наличием у будущих специалистов совокупности знаний, отражающих содержательную сущность интеллектуальных, мировоззренческих и нравственных ценностей; способностью прогнозировать и конструировать процесс профессиональной деятельности с учетом ее специфики во взаимодействии с коллегами и пациентами и обусловлено содержанием норм профессиональной медицинской этики и деонтологии, нравственно-моральными императивами и профессионально-этическими идеалами и ценностями медицинской деятельности. Исследованы особенности формирования профессиональной подготовки будущих специалистов медицинской отрасли на основе междисциплинарной интеграции, каковы рассмотрение профессиональной подготовки как особой формы социального регулирования и сопровождения профессионализации личности; опора на индивидуально-личностные студентов и социально-принятые морально-этические и деонтологические требования и нормы в овладении профессией; направления образовательного процесса на личностно-профессиональное развитие студентов на основе морально-профессиональных ценностей; ориентация студентов на реализацию совокупности деонтологических отношений и ценностей в профессиональной деятельности; формирования деонтологической направленности личности студентов-медиков и др.

Ключевые слова: междисциплинарная интеграция, высшее медицинское образование, права человека, качество образования, экспериментальные исследования.

Библиографические ссылки

  1. Калинюк Н. М. До питання підготовки майбутніх медичних фахівців на засадах міждисциплінарної інтеграції / Інженерні та освітні технології. 2020. Т. 8. № 2. С. 44–52. doi: https://doi.org/10.30929/2307-9770.2020.08.02.04
  2. Калинюк Н. М., Рогальський І. Концептуальні засади інтеграції правової та професійно-практичної підготовки майбутніх фахівців медичної галузі / Медична освіта. № 3. 2020.
  3. Калинюк Н. М. Щодо розуміння захворювання медичного працівника на COVID-19 як професійного: проблемні моменти / Київські правові читання «Приватне право в сфері охорони здоров’я: виклики і перспективи»  (17 вересня 2020 р., м. Київ).
  4. Мельничук І. М., Федірчик Т. Д., Калинюк Н. М. Сутність освіти як соціальної цінності. Вісник Національної академії Державної прикордонної служби України. Серія : Педагогіка. 2019. Вип. 1.
  5. Рогальський І. О., Калинюк Н. М. Особливості викладання медичного права для студентів-медиків. Медична освіта. № 1. 2018. С. 46–49.
  6. Шульгай А. Г., Федонюк Л. Я., Мудра А. Є., Олещук О. М. Міждисциплінарна інтеграція як складова проблемноорієнтованого навчання у медичному університеті / Медична освіта. 2018. № 4 (80). C. 113–116.
  7. Barba, M., Krasniqi, E., Ciliberto, G. et al. Cancer patients and coronavirus disease 2019: evidence in context. J Transl Med 18, 315 (2020). https://doi.org/10.1186/s12967-020-02483-w
  8. Dubé M., Kaba A., Cronin T. et al. COVID-19 pandemic preparation: using simulation for systems-based learning to prepare the largest healthcare workforce and system in Canada. Adv Simul 5, 22 (2020). https://doi.org/10.1186/s41077-020-00138-w
  9. Jaguga F., Kwobah E. Mental health response to the COVID-19 pandemic in Kenya: a review. Int J Ment Health Syst 14, 68 (2020). https://doi.org/10.1186/s13033-020-00400-8

10.  Jönsson B., Hampson G., Michaels J., Towse A., Schulenburg J-M., Wong O. (2019) Advanced therapy medicinal products and health technology assessment principles and practices for value-based and sustainable healthcare. The European Journal of Health Economics 20:3, pages 427-438.

11.  Kalyniuk N., Maika N., Rogalskyy I., Kadobnyi T., Lototska O. Certain aspects of training future medical specialists on the basis of interdisciplinary integration. International Journal of Management (IJM). September 2020: Vol. 11. Issue 9. P. 939-946. DOI: 10.34218/IJM.11.9.2020.086

12.  Liliya L., Dmytro K., Olena S., Ihor B., Tamara K. Development of methodology for identification of captopril in medicines / Asian Journal of Pharmaceutics, 2016, 10 (3), pp. 168-171.

13.  Logoyda L., Korobko D., Ivanusa I., Serhii K. Development of the methodology of the chromatographic determination of nifedipine in medicines / Asian Journal of Pharmaceutical and Clinical Research, 2017, 10 (3), pp. 149-152.

14.  Marcus T.S., Heese J., Scheibe A. et al. Harm reduction in an emergency response to homelessness during South Africa’s COVID-19 lockdown. Harm Reduct J 17, 60 (2020). https://doi.org/10.1186/s12954-020-00404-0

15.  Melnychuk I., Fedchyshyn N., Pylypyshyn O., Vykhrushch A. Philosophical and Cultural Aspects of Medical Profession: Philosophical and Conceptual Peculiarities. Cultura. International Journal of Philosophy of Culture and Axiology. 2019. №16 (1). P. 165-174.

16.  Maika N., Kalyniuk N., Sloma V., Sheremeta L., Kravchuk L., Stefanyshyn K., Kravchuk L. Basic of medicinal products reimbursement: a comparative-legal analysis. Georgian Medical News. Vol. 309 # 3. March 2021

17.  Shukla V., Seoane-Vazquez E., Fawaz S., Brown L., Rodriguez-Monguio R. The Landscape of Cellular and Gene Therapy Products: Authorization, Discontinuations, and Cost. Human Gene Therapy Clinical Development 30:3, 2019, pp. 102-113.

18.  Villar J., Añón J.M., Ferrando C. et al. Efficacy of dexamethasone treatment for patients with the acute respiratory distress syndrome caused by COVID-19: study protocol for a randomized controlled superiority trial. Trials 21, 717, 2020.. https://doi.org/10.1186/s13063-020-04643-1

19.  Wang Z., Fu S., Xu L. et al. Impact of Shenfu injection on a composite of organ dysfunction development in critically ill patients with coronavirus disease 2019 (COVID-19): A structured summary of a study protocol for a randomized controlled trial. Trials 21, 738, 2020. https://doi.org/10.1186/s13063-020-04677-5

20.  Xu T., Ao M., Zhou X. et al. China’s practice to prevent and control COVID-19 in the context of large population movement. Infect Dis Poverty 9, 115 (2020). https://doi.org/10.1186/s40249-020-00716-0

Использование межпредметных связей на занятиях по иностранному языку   
Иванова О. В.  (скачать)
[in English]

Аннотация. В статье рассматривается вопрос взаимодействия различных учебных дисциплин в ходе обучения и потенциальные возможности междисциплинарных связей в образовательном процессе с целью подготовки компетентного и конкурентоспособного специалиста. Особое внимание уделяется необходимости поиска путей наиболее эффективного использования междисциплинарных связей, выявления максимальных преимуществ продуктивного сочетания учебного материала из различных отраслей знаний, поскольку методы перекрестных взаимосвязей и взаимодействий различных дисциплин становятся все более актуальными и рассматриваются как распространенное средство реализации комплексного обучения. Методически правильное и грамотное внедрение междисциплинарности в учебный процесс обладает множеством возможностей для расширения общих и профильных знаний студентов, развития их умений и навыков, особенно если это касается обучения иностранному языку, в частности английскому. В статье фокусируется внимание на применении междисциплинарного подхода в преподавании общего курса английского и курса английского языка для специальных целей, а межпредметные связи исследуются как эффективный инструмент качественного развития общей и профессиональной компетентности будущих специалистов. Демонстрируется использование междисциплинарных связей иностранного языка и других учебных дисциплин (украинского языка и литературы, истории, географии, риторики) на примере авторской разработки интерактивного занятия-викторины по английскому языку по случаю 150-летия выдающейся украинской поэтессы Леси Украинки. В работе представлен ряд примеров заданий и упражнений, которые наглядно иллюстрируют широкие возможности междисциплинарных связей для подготовки качественного учебного материала, повышения уровня английского языка студентов, а также их общего уровня профессиональной компетентности.

Ключевые слова: межпредметные связи, иностранный язык, междисциплинарный подход, коммуникативные навыки, профессиональная компетентность.

Библиографические ссылки

  1. Volkova, N. P. (2007). Pedagogy: textbook.  Akademvidav, Kuiv, 616. [in Ukrainian]
  2. Shershnyova, V. A. (2008). Interdisciplinary integration and competency-based approach [Mezhdistsiplinarnaya integratsiya i kompetentnostnyiy podhod]. Almanac of modern science and education [Almanah sovremennoy nauki i obrazovaniya] Gramota, Tambov, № 10 Part 1, 201-202. URL: https://www.gramota.net/materials/1/2008/10-1/80.html (accessed: 05.06.2021). [in Russian]
  3. Dudley-Evans, T., St John, M.J. (1998). Developments in English for Specific Purposes: A multi-disciplinary approach. / T. Dudley-Evans, M.J. St John. Cambridge: Cambridge University Press, 301.
  4. The Law of Ukraine ''On Higher Education'' dated 07/01/2014 № 1556-VII. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1556-18 (accessed: 05.03.2021). [in Ukrainian]
  5. Heathfield, D. (2014). Storytelling with Our Students. Delta Publishing, Peaslake, 243.
  6. Cañado, María Luisa Pérez (2010). Globalisation in Foreign Language Teaching: Establishing Transatlantic Links in Higher Education. Higher Education Quarterly, 64(4), 392-412. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1468-2273.2010.00451.x
  7. Komina, Natalia (2018). Interactive Teaching Foreign Language Communication In Multi-Level Classroom In Non-Linguistic University. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.02.91
  8. Cajkler, W., Addelman, R. (2013). The Practice of Foreign Language. Teaching Book Chapter: Stages in foreign language teaching, 43-58. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315068312-10
  9. Field, K. (Ed.) (2000). Issues in Modern Foreign Languages Teaching. Book Chapter: Towards independence in language use and language learning, 224-240. DOI:  https://doi.org/10.4324/9780203005682-27
  10. Schrier, Leslie L. (2011). Teaching a Foreign Language Is Unforgivingly Complex. Foreign Language Annals, 44(1), 2-3. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1944-9720.2010.01114.x
  11. Rhodes, Nancy C. (2014). Elementary School Foreign Language Teaching: Lessons Learned Over Three Decades (1980-2010). Foreign Language Annals, 47(1), 115-133. DOI: https://doi.org/10.1111/flan.12073
  12. Mahbub, Rohana (2016). Exploring the use of “i-learn” platform for multi-disciplinary teaching of built environment programmes. EDULEARN16 Proceedings, 4630-4636. DOI: https://doi.org/10.21125/edulearn.2016.2116
  13. Castro, P., Sercu, L. (2005). Foreign Language Teachers and Intercultural Competence. Chapter 2: Objectives of Foreign Language Teaching and Culture Teaching Time, 19-38. DOI: https://doi.org/10.21832/9781853598456-004
  14. Seker, Meral (2016). The use of self-regulation strategies by foreign language learners and its role in language achievement. Language Teaching Research, 20(5), 600-618. DOI: https://doi.org/10.1177/1362168815578550
  15. Gazizova, L., Dunyasheva, L. (2016). The importance of the use of media discourse in foreign language teaching. ICERI2016 Proceedings, 5775-5783. DOI: https://doi.org/10.21125/iceri.2016.0300
  16. Axrarova, Fotima (2021). Features of the use of pedagogical technologies in teaching a foreign language. Modern philological paradigms: interactions of traditions and innovative approaches, 519-532. DOI: https://doi.org/10.47100/conferences.v1i1.1125
  17. Sekerova, А. (2021). Use of information and communication technologies in teaching a foreign language. Modern philological paradigms: interactions of traditions and innovative approaches, 606-610. DOI: https://doi.org/10.47100/conferences.v1i1.1141
  18. Resnik, P., Schallmoser, Ch. (2019). Enjoyment as a key to success? Links between e-tandem language learning and tertiary students’ foreign language enjoyment. Second Language Learning and Teaching, 9(3), 541-564. DOI: https://doi.org/10.14746/ssllt.2019.9.3.6
  19. Hu, Guangwei, Choo, Lilin (2016). The impact of disciplinary background and teaching experience on the use of evaluative language in teacher feedback. Teachers and Teaching, 22(3), 329-349. DOI: https://doi.org/10.1080/13540602.2015.1058591
  20. Ostovar-Namaghi, Seyyed Ali, Norouzi, Shabnam (2015). First Language Use in Teaching a Foreign Language: Theoretical Perspectives and Empirical Findings. US-China Foreign Language, 13(9), 615-622. DOI: https://doi.org/10.17265/1539-8080/2015.09.001
  21. Tuna, Ayse (2018). A survey on the use of humanoid robots with multilingual interaction ability in foreign language teaching. Proceedings of the 5th Teaching & Education Conference, 51-57. DOI: https://doi.org/10.20472/tec.2018.005.006

Маркетинговое исследование мотивационного профиля потенциальных абитуриентов Кременчуга  
Черненко В. П., Махиня Т. А.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. Современное высшее образование характеризуется большим выбором и высокой конкуренцией предоставляемых образовательных услуг со стороны как государственных, так и частных высших учебных заведений. Во многих регионах существует достаточно большое количество высших учебных заведений, которые выдают дипломы государственного образца по одинаковым специальностям. В статье освещены результаты маркетингового исследования мотивационного профиля 75 потенциальных абитуриентов на основе онлайн опроса выпускников трех заведений общего среднего образования г. Кременчуг Полтавской области: Кременчугского лицея № 30 «Олимп» им. Н. М. Шевченко, Кременчугского лицея № 17 «Выбор» им. Н. Г. Неленя, Кременчугского лицея № 6 «Правобережный». По результатам исследования установлено, что среди 10 высших учебных заведений Полтавщины Кременчугский национальный университет имени Михаила Остроградского (КрНУ) занимает уверенное второе место по пяти параметрам – количеству студентов, материально-технической базе, профессиональной квалификации преподавателей, конкурсу при поступлении, трудоустройству выпускников. Несмотря на то, что КрНУ как один из крупнейших высших учебных заведений Полтавской области не уступает другим учреждениям высшего образования по востребованности специальностей, профессионализму преподавателей и трудоустройству своих выпускников, кризис в системе образования обусловливает необходимость ведения напряженной работы по привлечению потенциальных абитуриентов и повышения конкурентоспособности вуза. Проведенный опрос потенциальных абитуриентов, обучающихся в учреждениях общего среднего образования г. Кременчуг, по качеству образовательных услуг в Полтавской области позволило выявить характер и основные каналы информированности абитуриентов о вузах и высшего образования. Установлено, что большинство сегодняшних абитуриентов при выборе КрНУ преимущественно ориентируются на мнение тех, кто там учится при минимальном воздействии рекламы (газеты, журналы, телевидение). Таким образом, при внедрении маркетинговых мероприятий в сфере образовательных услуг необходимо учитывать, что целевая аудитория делится на потребителей и лиц, принимающих решения, традиционная реклама учреждения высшего образования в газетах и журналах, на радио и телевидении является неэффективной, а спрос на образовательную услугу со стороны абитуриента , который отвечает требованиям вуза, может быть не удовлетворен. По результатам опроса подготовлены методические рекомендации по усилению маркетинговой политики КрНУ, которые могут быть положены в основу формирования программы развития внешних коммуникаций для повышения информированности потенциальных абитуриентов о конкурентных преимуществах учреждения высшего образования на этапе выбора профессии.

Ключевые слова: маркетинг, учреждение высшего образования, рынок образовательных услуг, маркетинговое исследование, абитуриент, опрос.

Библиографические ссылки

  1. Маркетингова політика закладу вищої освіти : колективна монографія / за заг. ред. Н. Л. Савицької. Харків : ХДУХТ. 2018. 163 с.
  2. Оболенська Т. Є. Маркетинг у сфері освітніх послуг : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня д-ра екон. наук : 08.06.02. Харків. 2002. 33 с.
  3. Teletov A. S., Teletova S.G. Marketing of education at the Ukrainian higher educational institutions. Marketing and Management of Innovations. № 4. P. 47–56.
  4. Білоусова С. В. Маркетинг освітніх послуг : стан, тенденції та перспективи. Бізнес-навігатор. 2015. № 1 (36). С. 39–43.
  5. Біленко Д. В. Особливості впровадження маркетингових заходів в сфері освітніх послуг. Економiка i органiзацiя управлiння. 2018. № 3 (31). С. 57–64. DOI 10.31558/2307-2318.2018.3.6.
  6. Лялюк А. Особливості використання стратегічного маркетингу вищими навчальними закладами. Економічний часопис Східноєвропейського національного університету імені Лесі Українки. Розділ ІІІ. Економіка та управління підприємствами. 2018. № 4. С. 70–78. DOI 10.29038/2411-4014-2018-04-70-78.
  7. Saginova O.,  Belyansky V. Facilitating innovations in higher education in transition economies. International Journal of Educational Managemen.  2008. Vol. 22. Р. 341–351.
  8. Дмитрів А. Я. Функціональний підхід до застосування маркетингу для розвитку діяльності закладів вищої освіти. Маркетинг і менеджмент інновацій. 2011. № 3. Т. 1. С. 123–129.
  9. Семенюк С. Б. Маркетинг інновацій на ринку освітніх послуг / Маркетинг і менеджмент інновацій, 2012. № 2. С. 39–44.

10.  Чайка І. П. Холістичний маркетинг і його значення у функціонуванні вищого навчального закладу. Маркетинг і менеджмент інновацій. 2013. №3. С. 53–60.

11.  Лилик С. В. Задоволеність споживачів освітніх послуг як мета і критерій ефективності навчальних закладів. Маркетинг в Україні. 2011. № 05-06 (69). С. 57–58.

12.  Опитування за допомогою гугл-форми «Мотиваційний профіль абітурієнта». Режим доступу: https://forms.gle/uZBP3UNM2ivC7GwW6 (дата звернення 30.05.2021).

13.  Тєлєтов О.С. Рекламна діяльність вищого навчального закладу. Маркетинг і менеджмент інновацій. 2011. № 2. С. 53–64.

14.  Drapińska A. Zarządzanie relacjami na rynku usług edukacyjnych szkół wyższych / Wydawnictwo Naukowe PWN, Warszawa. 2011. 263 str.

15.  Жарська І. О. Методичні основи дослідження поведінки споживачів у сфері освітніх послуг. Маркетинг і менеджмент інновацій. 2014. № 2. С. 81–94.

16.  Luminiţa Nicolescu. Applying marketing to Higher education: scope and limits. Management & Marketing. 2009. Vol. 4 (2).          Р. 35–44.

17.  Карпіщенко М. Ю., Мілютіна В. В. Складання програми просування освітніх послуг вищих навчальних закладів на основі дослідження абітурієнтів Сумської області. Вісник Ужгородського університету. Серія економіки. 2010. № 2. С. 112–121.

18.  Добрянська В. В., Кодак О. А., Верпета Я. В. Розвиток маркетингу закладів вищої освіти на основі дослідження поведінки споживачів освітніх послуг. Ефективна економіка. 2020. № 7. DOI: 10.32702/2307-2105-2020.7.66.

19.  Сагайдак М. П. Дослідження чинників впливу на поведінку споживачів освітніх послуг / Стратегія підприємства: зміна парадигми управління та інноваційні рішення для бізнесу : зб. матеріалів Міжнар. наук.-практ. конф. 2013. С. 404–406.

20.  Шульпіна Н. В. Маркетинговий аналіз особливостей поведінки споживачів освітніх послуг. Молодий вчений. 2015. № 11 (26). С. 119–123.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обеспечение приобретения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ходе практической подготовки профессиональных младших бакалавров физической культуры и спорта   
Дмитриева Н. С.  (скачать)
[in English]

Аннотация. Целью работы является освещение методики обеспечения приобретения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ходе практической подготовки профессиональных младших бакалавров физической культуры и спорта. Практика студентов предполагает непрерывность и последовательность ее проведения при получении нужного достаточного объема практических знаний и умений в соответствии с различными и квалификационных уровней. С целью обеспечения приобретения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ходе практической подготовки профессиональных младших бакалавров физической культуры и спорта, создание единой методической и организационной направленности всех видов практики студентов специальности «Физическая культура и спорт». Практика занимает действующее место, поскольку формирование компетентностей специалиста по физической культуре и спорту осуществляется комплексно и системно на протяжении всего периода обучения в заведении высшего педагогического образования. Целью практической подготовки является создание условий для ускорения процесса первичной профессиональной адаптации, личностного самоопределения и самореализации специалиста по физической культуре и спорту. Основным задачами педагогической подготовки является углубление психолого-педагогических и методических знаний, развитие способности объективно осознавать необходимость принятия решения в соответствии учебной (воспитательной) ситуации; закрепление спортивно-педагогических умений и навыков; формирование устойчивой положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности. Основными задачами практической подготовки являются: углубление спортивно-педагогических, психолого-педагогических знаний, ознакомление с видами и способами деятельности учителей современных общеобразовательных учебных заведений и тренеров по видам спорта; закрепление умений приобретенных на практических занятиях по спортивно-педагогических дисциплин, педагогики, психологии, анатомии, физиологии; конкретных методик, предшествовавших проведению практики; формирование устойчивой положительной мотивации дальнейшего овладения профессионально-педагогическими умениями и навыками. После окончания срока проведения каждого вида производственной практики студенты отчитываются о выполнении программы практики и индивидуального задания. Общая и характерная форма отчетности студента за практику - представление письменного отчета, подписанного и оцененного непосредственно руководителем определенного вида практики в комиссию для его защиты.

Ключевые слова: практическая подготовка, профессиональный младший бакалавр, физическая культура и спорт, опыт профессиональной деятельности, практическая подготовка студентов.

Библиографические ссылки

  1. Belikova, N.A. (2014). Based on the experience of using interactive teaching methods in the training of future specialists in physical education and sports. Modern information technologies and innovative teaching methods in training specialists: methodology, theory, experience, problems. Vol. 37.P. 348-353.
  2. Bondareva, L.I. (2006). Educational training as a means of professional training for future managers of organizations in economic universities. (Author. Cand. Ped. Science). Kiev. 21
  3. Danilko, M. (2011). The introduction of pedagogical technologies of physical culture and sports according to the methodological foundations of the readiness of the future teacher of physical culture. Physical education, sport and health culture in modern society. No. 2 (14). S. 26-31.
  4. Danylevych, M., Matviyas, O., Romanchuk, A., Kemin, V. (2019). Monitoring the Effectiveness of Professional Training System Designed for Students in Physical Education and Sports. Slavonic Pedagogical Studies Journal. Vol. 8, Is. 1. P. 51-81. doi: 10.18355 / PG.2019.8.1.5.
  5. Danylevych, M. (2018). Professional training of future specialists in physical education and sports for recreational and health activities: theoretical and methodological aspect [Profesiina pidhotovka maibutnikh fakhivtsiv z fizychnoho vykhovannia ta sportu do rekreatsiino-ozdorovchoi diialnosti: teoretyko-metodychnyi aspekt]: monograph. LA «Piramida», Lviv, 460. [in Ukrainian]
  6. Dmitriieva, N. (2021). Psychological training of future specialists in physical culture and sports for the activities of a sports coach in higher education institutions. Engineering and Educational Technologies, 9 (1), 90–101. doi: https://doi.org/10.30929/2307-9770.2021.09.01.08
  7. Downey, M. (2008). Effective coaching. Lessons coach. Moscow:A Good Book, 288 p.
  8. Kademia, M.Yu. (2013). Using interactive learning technologies. Theory and practice of managing social systems. No. 3.P.125-129.
  9. Keyner, S., Lindy, L., Toldy, K., Fisk, S., Berger, D. (2014). Facilitator's Guide. How to lead a group to a joint decision. Moscow:Dmitry Lazarev Publishing House, 344p.
  10. Kolyada, M.G. (2014). The choice of optimal forms, methods and means of organizing the educational process according to an individually oriented educational system. Pedagogy and psychology of vocational education. No. 2.P. 30-40.
  11. Kozlovskyi, Yu.M. (2018). Integration processes in vocational education: methodology, theory, methods [monograph]. Lviv: Publishing house of the Lviv Polytechnic, 420 p.
  12. Kryshtanovych S.U. (2019). Innovative teaching methods as the basis for the formation of cognitive activity of future managers of physical culture and sports. Innovative pedagogy. Vip. 11. T.2, S. 87-93.
  13. Kryshtanovych, S., Prystupa,Y., Slobozhaninov, P. (2019). The integration of the content of training future managers of physical culture and sport in formation of professional competence. The scientific heritage. No 39.P.2, 43-46.
  14. Lapichak, I., Musica, F. (2014). Aspects of the integration of professional knowledge and skills in the preparation of physical culture specialists in higher educational institutions. Physical culture, sport and health of the nation, collection of scientific papers. Vinnitsa LLC Glider,Issue. 18. S.163-170.
  15. Leshchenko, O. (2016). Profile training in physical education as a pedagogical problem. The origins of pedagogical excellence.Vol. 17.P. 102-108.
  16. Nichkalo, N.G. (2014). The development of vocational education in the context of globalization and integration processes: [monograph]. Kiev: Publishing House of NPU named after M.P. Drahomanova, 125 p.
  17. Pashchenko, A.V. (2016). Definition of learning outcomes as the main factor in the formation of professional competence of a specialist. Kiev, 44 p.
  18. Protsenko, U., Pantiuk, T., Romanchuk, O., Danylevych, M. (2016). Improvement features of the Ukrainian physical education system. Journal of physical culture and sport (JPES), Vol. 16 (1), Art 19. P. 113 - 117. doi: 10.7752 / jpes.2016.01019.
  19. Prystupa, Y., Kryshtanovych, S., Danylevych, M., Lapychak, I., Kryshtanovych, M., Sikorskyi, P., Podolyak, Z., Basarab, V. (2020). Features of formation the professional competence of future managers of physical culture and sports. Journal of Physical Education and Sport, Vol. 20, suppl. is. 1. P. 441 – 446.
  20. Rothman, T., Henderson, M. (2011). Do school-based tutoring programs significantly improve student performance on standardized tests?,Vol. 34. №6.P.1-10.
  21. Shaposhnykova I.V. (2015). Guidelines for the organization of the educational process in higher education (types of studies): [textbook. allowance]. Kherson: Helvetica, 63 p.
  22. Stepanchenko N.I. (2016). The system of vocational training of teachers of physical culture in higher educational institutions [monograph]. Lviv:Pyramid, 2016.S. 546-617.
  23. Yavorska J. (2005). Business games and their role in the training of modern specialists. Bulletin of the Lviv University.No. 19. P. 315-320.

ИННОВАЦИИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Визуальная грамотность как составная мультиграмотности личности: пути развития
Зминчак Н. М.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. Современное информационное общество ставит перед личностью серьезные вызовы, требующие выработки новых компетенций. В приведенном исследовании внимание сосредоточено на понятии визуальной грамотности, его толковании и определении функционирования в контексте мультиграмотной личности. Формирование компетенции визуальной грамотности непосредственно связано с реалиями информационного общества, которое требует владения новыми технологиями поиска и обработки информации, критической и творческой обработки сообщений, которые исходят из средств массовой информации, соцсетей, сети интернет и т.п. Значительный процент всей информации, поступающей к человеку из таких источников, составляют визуальные объекты. Поэтому перед обществом стоит задача выработать навыки грамотного толкования такой информации, целью которого может быть как глубокое понимание смысла изображенного, так и избежание манипулятивных интенций средств массовой информации. Именно поэтому визуальная грамотность видится не только как компетенция профессионального направления, но и как составляющая общего культурного развития личности. Интенсивное развитие сети интернет, распространение свободного доступа к информации приводит к растерянности личности по причине невозможности обработать значительный ее объем. Предотвратить поверхностное прочтение, толкование и применение визуальных образов можно благодаря утверждению селективного поиска имеющихся в сети изображений или созданию собственных, интерпретации изображений в различных контекстах, развития визуального мышления. Подчеркнуто влияние визуального поворота на образование и отмечена необходимость выработки компетенций визуальной грамотности педагогическими работниками, которые на современном этапе являются активными продуцентами визуального учебного контента. В статье проанализированы отечественные и зарубежные исследования в области визуальной грамотности и медиаграмотности, выявлены основные параметры визуальной грамотности, намечены принципы работы с визуальными образами и определены инструменты, с помощью которых они создаются.

Ключевые слова: медиаграмотность, визуальное мышление, познание.

Библиографические ссылки

  1. Ільїна Г. Візуальна грамотність у контексті когнітивних та освітніх процесів. Вісник Київського національного торговельно-економічного університету. 2018. № 1. С. 156-168.
  2. Грей Д., Браун С., Макануфо Дж. Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес. Санкт-Петербург, 2012. 288 с.
  3. Єрко Г., Жалко Т. Медіаграмотність як складова циклу дисциплін гуманітарної та соціально-економічної підготовки у закладах вищої освіти: методичні аспекти. Збірник статей Восьмої міжнародної науково-методичної конференції «Критичне мислення в епоху токсичного контенту». Київ: Центр Вільної Преси, Академія україн-ської преси, 2020. 286-291 c.
  4. Концепція впровадження медіаосвіти в Україні. Схвалено постановою Президії НАПН України 20.05.2010, протокол № 1-7/6-150/. URL: http://osvita.mediasapiens.ua (дата звернення 10.05.2021).
  5. Кремень В., Ільїн В. Презентація візуальної грамотності в освітньому процесі та її експлікація у культурі мислення. Інформаційні технології і засоби навчання , 2020, № 1, с. 1-12.
  6. Макарова К. Формирование визуальной грамотности зрительской аудитории современного искусства : магистерская дис. Екатеринбург, 2017. 90 с.
  7. Масімова Л. Г. Візуальна грамотність в системі медіаосвіти. URL : http://sn-philolsocom.crimea.edu/arhiv/2013/uch_26_3filol/029_masi.pdf (дата звернення 10.05.2021).
  8. Медіаграмотність на уроках суспільних дисциплін: посібник для вчителя. За ред. В. Іванова, О. Волошенюк, О. Мокрогуза. Київ: Центр вільної преси, Академія української преси, 2016. 201 с.
  9. Медіаосвіта та медіаграмотність: підручник для роботи педагогічних коледжів. Ред.-упор. В. Ф. Іванов, О. В. Волошенюк; За наук.ред. В. В. Різуна. Київ: Центр Вільної Преси, 2014. 431 с.

10.  Роэм Д. Визуальное мышление. Как “продавать” свои идеи при помощи визуальных образов. Москва: Манн, Иванов, Фербер, Эскмо, 2013. 300 с.

11.  Тоффлер Э. Шок будущего. Москва: Издательство ACT, 2004. 557 с.

12.  Череповська Н. Візуальна медіакультура: розвиток критичного мислення і творчого сприймання. Київ: Міленіум, 2014. 116 с.

13.  Association of College and Research Libraries, “ACRL Visual Literacy Competency Standards for Higher Education,” American Library Association (October 2011), http://www.ala.org/acrl/standards/visualliteracy (accessed 30 April 2012).

14.  Barnes B. Susan. An Introduction  to Visual Communication: From Cave to Second Life. N. Y. : Peter Lang Publishing Inc., 2011, 273 p.

15.  Debes J. L. Some Foundations for Visual Literacy. Audiovisual Instruction. 13, 1968, pp. 961–964.

16.  Dondis A. Dondis. A Primer to Visual Literacy. Cambridge & London : The MIT press, 1998, 194 p.

17.  Hattwig D., Bassert K., Medaille A., Burgess J. Visual Literacy Standards in Higher Education: an Opportunities for Libraries and Student Learning. Libraries and the Academy. Vol. 13. № 1, 2013, pp. 61–89.

18.  Jewitt C. Multimodality, «Reading», and «Writing» for the XXI Century. Discourse: Studies in the Cultural Politics and Education. Vol. 26, No 3, September, 2005, pp. 315–331.

19.  Levie W. H., Lentz R. Effects of Text Illustrations: A Review of Research. Educational Communications and Technology Journal.  Vol. 30, № 4, 1982, pp. 195-232.

20.  Lowe, R. Visual Literacy In Science and Technology Education. UNESCO International science, technology & environmental education newsletter, Vol. XXV, No. 2, 2000, p. 2.

21.  Matusiak К. Visual Literacy in Practice: Use of Images in Students’ Academic Work. College & Research Libraries. Vol. 80. № 1, 2019, pp. 123-139.

22.  Mirzoeff N. How to See the World. An Introduction to Images, from SelfPortraits to Selfies, Maps to Movies, and More. L. : Routledge, 2015, 352 p.

23.  Purgar K. Visual studies and the pictorial turn: Twenty years later. IMAGES. Journal for visual studies. 2014. URL: https://www.visual-studies.com/images/no2/purgar.html (дата звернення 10.05.2021).

 



Яндекс.Метрика