Содержание

Інженерні та освітні технології. Щоквартальний науково-практичний журнал [Електронний журнал]
– Кременчук : КрНУ, 2017. – Вип. 1 (17). – 66 с.
– Режим доступу: http://eetecs.kdu.edu.ua

Скачать справочно-вспомогательные данные

Разработка и внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО МОНИТОРИНГА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ  
Самокиш И. И.  (скачать)
[in Ukrainian]

На основе анализа научно-методической литературы было установлено, что в учебно-воспитательном процессе физического воспитания в высших учебных заведениях в качестве мониторинга функциональных возможностей студентов в основном используются тестирование по физической подготовленности. Также имеет место применение в оценке функциональных возможностей функциональных проб и тестирований с помощью дозированных физических нагрузок с целью определения физической работоспособности. В свете опубликованных данных является заметной спорность мнений в определении функциональных возможностей с помощью педагогических (физическая подготовленность) и биологических (функциональные пробы) тестирований через определенные неточности в получении результатов. На наш взгляд, при использовании методики определения функциональных возможностей с помощью физической нагрузки с изменением мощности по замкнутому циклу и определенных тестов по физической подготовленности, можно дать комплексную, более точную и разностороннюю оценку уровня функциональных возможностей студентов.

Ключевые слова: физическая подготовленность, физическая работоспособность, функциональные возможности, дозированные физические нагрузки, функциональная проба.

1. Абросимова Л. И. Определение физической работоспособности детей и подростков / Л. И. Абросимова, В. Е. Карасик // Медицинские проблемы физической культуры. – Киев, 1978. – Вып. 6. – С.38 – 41.

2. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития (основы негэнтропийной теории онтогенеза) / И. А. Аршавский. – М. : Наука, 1982. – 270 с.

3. Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И. В. Аулик. – М. : Медицина, 1990. – 430 с.

4. Белоцерковский З. Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов / З. Б. Белоцерковский. – М. : Советский спорт, 2005. – 308 с.

5. Борилкевич А. Е. К вопросу о понятии феномена «физическая работоспособность» / А. Е. Борилкевич // Теория и практика физической культуры. – 1993. – № 9–10. – С. 18 – 19.

6. Босенко А. И. Функциональный контроль гребцов нагрузкой с реверсом в годичном цикле тренировки / А. И. Босенко, И. И. Самокиш, А. Н. Дубинин // Физическая культура и спорт в 21 веке: матер. Международной науч. конф. – Волжский, 2008. – С. 236 – 243.

7. Вашляев Б. Ф. Тренировка квалифицированных конькобежцев: теоретические основы / Б. Ф. Вашляев. – Екатеринбург, 2007. – 186 с.

8. Волков Л. В. Физические способности детей и подростков / В. М. Волков. – К. : Здоровье, 1981. – 135 с.

9. Давиденко Д. Н. Методика оценки функциональных резервов организма при использовании нагрузочной пробы по замкнутому циклу изменения мощности / Д. Н. Давиденко, В. П. Андрианов, Г. М. Яковлев, Н. К. Лесной // Пути мобилизации функциональных резервов спортсмена: Сб. науч. тр. – Л. : ГДОИФК, 1984. – С. 35 – 41.

10. Дембо А. Г. Врачебный контроль в спорте / А. Г. Дембо. – М. : Медицина, 1988. – 283 с.

11. Загрядский В. П. К понятию «работоспособность» человека / В. П. Загрядский, А. С. Егоров // Гигиена труда и профзаболевания. – 1971. – № 4. – С. 21 – 24.

12. Карпман В. Л. Исследование физической работоспособности у спортсменов / В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. – М. : Физкультура и спорт, 1974. – 95 с.

13. Круцевич Т. Ю. Контроль в физическом воспитании детей, подростков и юношей / Т. Ю. Круцевич, М. И. Воробьев. – К. : Полиграф-Експресс, 2005. – 195 с.

14. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б. Х. Ланда – М. , 2004. – С. 34 – 82.

15. Мищенко В. С. Функциональные возможности спортсменов / В. С. Мищенко. – Киев : Здоровье, 1990. – 200 с.

16. Мозжухин А. С. Роль системы физиологических резервов спортсмена в его адаптации к физическим нагрузкам / А. С. Мозжухин, Д. Н. Давиденко // Физиологические проблемы адаптации. – Тарту, 1984. – С. 84 – 87.

17. Романенко В. А. Диагностика двигательных способностей / В. А. Романенко. – Донецк : ДонНу, 2005. – 290 с.

18. Руненко С. Д. Исследование и оценка функционального состояния спортсменов / С. Д. Руненко, Е. А. Таламбум, Е. Е. Ачкасов. – М. : Профиль, 2010. – 72 с.

19. Самокиш І. І. Нові підходи до виявлення рівня фізичної працездатності дівчаток молодшого шкільного віку / І. І. Самокиш // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. – Харків : ХДАДМ, Вип. № 3. – 2005. – С. 41 – 46.

20. Самокиш І. І. Методика оцінювання навчальних досягнень дівчаток молодшого шкільного віку в процесі занять фізичною культурою: автореф. дис. на здобуття канд. пед. наук.: спец. 13.00.02 – Теорія та методика навчання (фізична культура, основи здоров’я) / І. І. Самокиш. – Київ, 2011. – 20 с.

21. Самокиш И. И. Гистерезисный метод выявления функциональных возможностей как критерий оценивания успеваемости по физическому воспитанию в высших учебных заведениях / И. И. Самокиш // Физическое воспитание студентов. – Харьков, 2011. – № 4. – С. 71 – 75.

22. Самокиш И. И. Физическая работоспособность как основа функциональных возможностей студенческой молодежи / И. И. Самокиш // Физическое воспитание студентов. – Харьков, 2016. – № 6. – С. 40 – 48.

23. Самокиш І. І. Моніторинг фізичної підготовленості студентів перших-других курсів щодо стану регуляторних механізмів серцевого ритму / І. І. Самокиш // Науковий вісник Південноукраїнського національного педагогічного університету імені К. Д. Ушинського. – Серія: Педагогіка. – Одеса : ПНПУ, 2016. – Вип. 2 (109). – С. 74 – 78.

24. Самокиш І. І. Оптимізація навчального процесу фізичного виховання у вищих закладах освіти на основі моніторингу функціональних можливостей студентів / І. І. Самокиш, А. І. Босенко, Г. О. Дишель // Науково-практичний журнал ПНЦ НАПН України «Наука і освіта». –  Одеса : ПНПУ, 2016. – Вип. №8. – С. 151 – 157.

25. Сапов И. А. Некоторые возможности оценки работоспособности корабельных операторов / И. А. Сапов, А. С. Солодков, В. С. Щеголев, В. И. Кулешов // Космическая биология и авиакосмическая медицина. – 1976. – № 2. – С. 50 – 54.

26. Сергієнко Л. П. Тестування рухових здібностей школярів : навчальний посібник / Л. П. Сергієнко. – К. : Олімпійська література, 2001. – 440 с.

27. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. – М. : Медицина, 1991. – 272 с.

28. Тихвинский С. Б. Детская спортивная медицина: руководство для врачей / С. Б. Тихвинский, С. В. Хрущев. – М. : Медицина, 1991. – 560 с.

29. Фарбер Д. А. Физиология школьника / Д. А. Фарбер, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин. – М. : Педагогика, 1990. – 62 с.

30. Astrand P. Textbook of work Physiology / P. Astrand, R. Rodahe. – New York : MC Graw Hill, 1970. – 614 p.

31. Sjostrand Т. Changes in the Respiratory organs of workmen at one oresmelding work / T. Sjostrand // Acta Med. Scand. – 1947. – Suppl. 196. – PP. 687 – 699.

СИСТЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА  
Бабарика М. П.  (скачать)
[in Ukrainian]

В статье осуществлен анализ экспериментальной части исследования по проверке эффективности разработанной педагогической системы формирования профессиональной компетентности в системе взаимоотношений преподавателей и студентов как фактора становления будущих специалистов. Раскрыт ход педагогического эксперимента на констатирующем, формирующем и контрольном этапах. Эксперимент осуществлен по целостной системе с такими структурными компонентами: субъект и объект педагогического воздействия, предмет их общей деятельности, цели обучения и средства педагогической коммуникации. Уровень эффективности учебной деятельности будущих электриков определен основными положениями личностно-ориентированной педагогики относительно целей сущности, принципов и технологии образовательного процесса, представления о психологической структуре деятельности и факторах эффективного обучения студентов.

В статье раскрыты показатели и уровни (очень низкий, низкий, средний, высокий и очень высокий) профессионально-личностных качеств будущих специалистов. Описаны методы и представлены результаты исследования профессионально-личностных качеств будущих специалистов.

Ключевые слова: взаимодействие, система, субъект и объект педагогического воздействия, личностные и профессиональные качества, педагогическая коммуникация.

1. Гаврилов Е. В. Модель взаємодії компонентів системи "Викладач – студент" у замкненому стані / Е. В. Гаврилов, М. М. Гудзинський, А. М. Горбунова // Проблеми вищої школи. – 1994. – Вип. 80. – С. 16 – 25.

2. Занюк С. С. Психологія мотивації : навч. посіб. / С. С. Занюк. – К. : Либідь, 2002. – 304 с.

3. Кобильченко В. В. Формування особистості як психолого-педагогічна проблема / В. В. Кобильченко // Нові технології навчання. – 2001. – Вип. 31. – С. 3 – 12.

4. Лузік Е. Креативність як критерій якості в системі підготовки фахівців профільних ВНЗ України / Е. Лузік // Вища освіта України. – 2006. – №3. – С. 76 – 82.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ  
Рыкова О. Н.  (скачать)
[in Ukrainian]

Раскрыты критерии (когнитивно-содержательный, мотивационно-деятельностный и коммуникативно-личностный), показатели и уровни (низкий, средний и высокий) профессионально-этических качеств будущих инженеров. Описаны методы и представлены результаты исследования профессионально-этических качеств будущих специалистов. Анализ результатов исследования показал преобладание у студентов среднего уровня сформированности профессионально-этических качеств по всем критериям. Результаты исследования свидетельствуют о более низком уровне развития мотивационно-деятельностного критерия профессионально-этических качеств будущего инженера, чем уровень критерия когнитивно-содержательного. Самые высокие показатели обнаружены по развитию коммуникативно-личностного критерия профессионально-этических качеств будущего инженера.

Ключевые слова: профессионально-этические качества, когнитивно-содержательный критерий, мотивационно-деятельностный критерий, коммуникативно-личностный критерий.

1. Лапузіна О. М. Формування професійної етики у майбутніх інженерів на основі ситуаційного навчання: автореф. дис. на здобуття ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.04 – Теорія і методика професійної освіти / О. М. Лапузіна. – Вінниця, 2006. – 23 с.

2. Міхненко ГЕ. Формування інтелектуальної мобільності майбутніх інженерів в умовах освітнього середовища технічного університету [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук, Старобільськ, 2016. – 24 с.

3. Федорцова О. Г. Формування культурологічної компетентності майбутніх інженерів-енергетиків у процесі вивчення гуманітарних дисциплін : автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04 – Теорія та методика професійної освіти / О. Г. Федорцова. – Житомир: Житомирський державний університет імені Івана Франка, 2016. – 23 с.

МОРАЛЬНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  
Потапюк Л. Н., Потапюк И. П.  (скачать)
[in Ukrainian]

В статье анализируются теоретические аспекты проблемы нравственных императивов по совершенствованию высшего образования. Отмечается особое назначение высших учебных заведений. Выделяются основные задачи академического сообщества (содействие развитию этических и нравственных ценностей в обществе, распространение академической честности и борьба за её внедрение в повседневную жизнь вуза). Подчеркивается важность главных ценностей «здоровой» академической среды, от которых зависит эффективность образования и качество научно-исследовательской работы. Указывается на необходимость разработки и внедрения в вузах национальных кодексов этических норм и правил, развитой инфраструктуры международных и национальных организаций, доступа к ведущим мировым цифровым библиотекам в сфере этики, уважения к аргументированным мыслям, солидарности за честное обращение с международными партнерами, открытого распространения информации.

Ключевые слова: академическая добродетель, высшее образование, академическое сообщество, моральный императив, моральные ценности.

1. Бухарестская декларация по этическим ценностям и принципам высшего образования в Европейском регионе [Електронний ресурс] // CEPES, Бухарест. – 2004. – Режим доступу до ресурсу: http://www.sde.ru/files/t/pdf/2.pdf.

2. Академічна чесність як основа сталого розвитку університету [моногр.] / Міжнарод. благод. Фонд «Міжнарод. фонд. дослідж. освіт. політики»; за заг. ред. Т. В. Фінікова, А. Є. Артюхова. – К. : Таксон, 2016. – 234 с.

3. Аналітична довідка за результатами дослідження практик академічної доброчесності у вищих навчальних закладах України // Міністерство освіти і науки України й Iнститут освітньої аналітики. – Київ, 2016. – С. 42.

4. Глобальна цифрова бібліотека з питань етики [Електронний ресурс] – Режим доступу: http://www.globethics.net/

5. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. – М. : Хранитель, 2006. – 873 с.

6. Цокур О. С. «Кодекс честі» в системі вищої освіти США / О. С. Цокур // Вісник Черкаського національного університету імені Богдана Хмельницького. − Педагогічні науки. − 2009. − Вип. 150. − С. 57 – 62.

7. Fishman T. «We know it when we see it» is not good enough: toward a standard definition of plagiarism that transcends theft, fraud, and copyright // 4th Asia Pacific Conference on Educational Integrity (4APCEI) 28-30 September 2009, University of Wollongong NSW Australia, – 2010. – РР.1 – 4.

8. Journal of Academic and Business Ethics [Електронний ресурс] – Режим доступу: http://www.aabri.com/jabe.html.

9. International Center for Academic Integrity [Електронний ресурс] – Режим доступу: http://www.academicintegrity.org/icai/home.php.

10. Merton R. К. The Sociology of Science / R. К. Merton. – N.Y., 1973. – Р. 267 – 278.

11. Altbach Ph. G. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution A Report Prepared for the UNESCO 2009 World Conference on Higher Education / Philip G. Altbach, Liz Reisberg, Laura E. Rumble // United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. – France, 2009. – PP. 3 – 4.

12. Spinner H. Das «wissenschaftliche Ethos» als Sonderethik des Wissens / Н. Spinner. – Tubingen, 1985. –167 p.

13. The center for academic integrity. The fundamental values of academic integrity [Електронний ресурс] // The Center for Academic Integrity by the Office of College Relations at Oakton Community College, Des Plaines, Illinois. October, 1999. – Режим доступу: http://www.academicintegrity.org.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА: ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ  
Карпенко Е. Н.  (скачать)
[in Ukrainian]

В статье рассматриваются принципы формирования информационно-аналитических умений будущих учителей иностранных языков начального звена в процессе их профессиональной подготовки, соответствующие инновационным образовательным тенденциям. В основу реформирования системы подготовки будущих учителей целесообразно положить изменение целевых приоритетов: с ориентации на усвоение готовых знаний на процесс самостоятельного поиска информации и включение ее в собственную систему профессиональных знаний и умений. Поэтому умение эффективной работы с информацией, ее поиск, обработка и использование в учебной и профессионально-направленной деятельности особенно актуальны. Автор анализирует понятие информационно-аналитических умений будущих учителей иностранных языков начального звена в процессе профессиональной подготовки и предлагает принципы их формирования.

Ключевые слова: информационно-аналитические умения, принципы формирования.

1. Національна доктрина розвитку України у XXI столітті // Освіта – 2002, 24 квітня – 1 травня.

2. Американська бібліотечна асоціація. Стандарт інформаційної грамотності. – [Електронний ресурс]. – Режим доступу:  www.ala.org.

3. Карякин Ю. В. Высшее образование: ХХІ век. Учебный процесс как предмет науки / Ю. В. Карякин ; под. ред. Д. Ф. Ильясова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : Межвузовский сборник научных трудов. – Вып. 8. – Челябинск : «Образование», 2005. – С. 191 – 209.

4. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологи : монография. – Волгоград : Перемена, 1994. – 150 с.

Инженерные информационные технологии и системы

ПРИМЕНЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ГАШЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ КОНСТРУКЦИИ И СООРУЖЕНИЙ
Лепихов О. В., Хрипко С. Л.  (скачать)
[in Ukrainian]

Проблема обеспечения устойчивости конструкций и сооружений является одной из актуальных проблем современной техники. Действительно, эксплуатация транспортных, подъемных сооружения, а также других объектов диктует необходимость совершенствования конструкций подъемных сооружений, которые были бы устойчивы к ударным нагрузкам.

Эта статья посвящена подходу к оценке динамической устойчивости многих сооружений: кранов, ферм, эстакад, транспортных средств, что дает возможность проанализировать результаты практических расчетов и измерений.

Под положительными результатами оценки устойчивости здесь будем понимать исключение аварии машин, сооружений и их частей, исключение возникновения пластических деформаций в несущих (расчетных) элементах конструкции, которые могут привести ее в неработоспособное состояние.

Поэтому возникает необходимость применения математического моделирования для графического представления динамики поведение сооружения как системы тел. Математическое моделирование движения тел системы позволяет определить их рациональные с точки зрения устойчивости, надежности и безопасности важные элементы конструкции.

В данной работе разработана программа для моделирования амортизации трением динамических колебаний двухмассовых систем. Для разработки был выбран пакет MATLAB Simulink. Обладающий широкими возможен для программирования, MATLAB Simulink в то же время имеет предпочтение в скорости при моделировании динамических процессов в строительстве и машиностроении, что, несомненно, делает ее одной из лучших для разработки программ моделирования сооружений и механизмов. Созданная программа позволяет отобразить и выбрать оптимальные данные о перемещении, изменении скорости и ускорения масс при применении сил внутреннего трения для амортизация негативных колебания в конструкции.

Ключевые слова: математическое моделирование, динамика сооружений, амортизация колебания, MATLAB Simulink.

1. Абрамович И. И. Грузоподъемные краны промышленных предприятий / И. И. Абрамович. – М. : Машиностроение, 1989 – 360 с.

2. Чернишенко О. В. Ударные нагрузки при движении мостового крана по рельсовому пути / О. В. Чернишенко, Т. Б. Краснокутская, Г. І. Фесенко // Сборник научных трудов: Нові рішення в сучасних технологіях. Вестник НТУ "ХПИ. – 2011. – № 54 – С. 30 – 40.

3. Рабей В. В. Анализ повреждаемости буферов мостовых кранов / В. В. Рабей // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии,. – 2012. – № 2(18 ) – С. 60 – 66.

4. Орловский И. А Уточненные математическая и имитационная модели электропривода перемещения мостового крана: / И. А. Орловский, Ю. С. Бут // Електротехніка та електроенергетика. Науковий журнал. – 2007. – № 2 – С. 39 – 51.

5. Липатов А. С. Об оценке сейсмостойкости мостовых кранов / А. С. Липатов, Г. А. Емельянова // Механизация строительства. – 2013. – № 6(828) – С. 8 – 12.

6. Човнюк Б. В. Оптимизация режимов пуска вибрационных систем уравновешивания грузоподъемных кранов, использующих динамическое гасители колебаний, при переходе через резонанс / Б. В. Човнюк, К. И. Почка. М. Г. Диктерук // Весник ХНАДУ. – 2012. – № 57 – С. 274 – 280.

7. Лобов Н. А. Динамика передвижения кранов по рельсовому пути / Н. А Лобов. – М. : Изд-во МГТУ им. Баумана, 2003. – 232 с.

8. Кудрявцев Н. Н. Влияние коротких неровностей колес и рельсов на динамические силы и ускорения ходовых частей вагонов / Н. Н. Кудрявцев, В. Н. Белоусов, В. М. Сасковец // Сб. науч. тр. ВНИИЖТ. – 1981. – Вып. 610: Влияние неровностей поверхностей катания колес на работу ходовых частей пассажирских вагонов. – С. 4 – 23.

9. Лепіхов В. О. Застосування динамічного моделювання для оптимізації даних перехідних процесів мостових кранів / О. В. Лепіхов, С. Л. Хрипко // Інженерні та освітні технології. Щоквартальний науково-практичний журнал. – 2016. – № 3(15) – С. 40 – 48.

10. Бенькович Е. С. Практическое моделирование динамических систем / Е. С. Бенькович, Ю. Б. Колесов, Ю. Б. Сениченков. – СПб. : БХВ-Петербург, 2002. – 464 с.