Содержание

Інженерні та освітні технології. Щоквартальний науково-практичний журнал [Електронний журнал]
– Кременчук : КрНУ, 2014. – Вип. 4 (12). – 69 с.
– Режим доступу: http://eetecs.kdu.edu.ua

Скачать справочно-вспомогательные данные

Разработка и внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику

АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
С. А. Сергиенко, А. И. Гладырь, М. Г. Дернова (скачать)
[in Ukrainian]

В работе проведен анализ современного состояния последипломного профессионального образования, предложены пути его реформирования с учетом андрагогических принципов. Рассмотрены и проанализированы последние исследования в области образования взрослых. Предложены структурное представление и классификация разновидностей последипломного образования. Определены главные направления совершенствования системы профессионального образования. Предложен интегрированный подход к реализации современной системы предоставления образовательных услуг по принципу «образование в течение всей жизни». Определены принципы взаимодействия местных органов власти, территориальных органов Государственной службы занятости, работодателей и сети учебных заведений, предоставляющих образовательные услуги по профессиональной подготовке граждан. Предложено внедрение прикладной информационной системы, предназначенной для оценки качества последипломного образования и содействие профессиональной адаптации трудоспособного населения. Представлены индивидуальные и групповые критерии оценки эффективности системы профессионального образования на базе непрерывного мониторинга профессиональной карьеры выпускников.

Ключевые слова: последипломное образование, непрерывное образование, андрагогика, критерии оценки.

 

1. Лісогор Л. С. Працевлаштування випускників в умовах економічної кризи / Л. С. Лісогор // Демографія та соціальна економіка. – 2009. – № 2. – С. 58–67.

2. Гладир А. І. Підвищення якості професійної підготовки інженерів-електромеханіків в умовах інтернаціоналізації ринку праці / А. І. Гладир, М. Г. Гордієнко, Д. А. Абдураманов // Вісник Кременчуцького державного університету імені Михайла Остроградського. – Кременчук : КДУ, 2010. – Вип. 4/2010 (63), Ч. 3. – С. 193–197.

3. Лук’янова Л. Б. Методичні аспекти освіти дорослих / Л. Б. Лук’янова // Інформаційно-телекомунікаційні технології в сучасній освіті: досвід, проблеми, перспективи : збірник наукових праць ; за ред. М. М. Козяра, Н. Г. Ничкало. – Л. : ЛДУ БЖД, 2009. – Ч. 2. – С. 15–18.

4. Knowles M. S. The Adult Learner. A neglected species / M. S. Knowles. – Houston : Gulf Publishing, 1990. – 292 р.

5. Психология : [ учеб. пособие для пед. ин-тов ] ; под ред. А. Г. Ковалева, А. А. Степанова, С. Н. Шабалина. – М. : Просвещение, 1966. – 451 с.

6. Гордієнко М. Г. Особливості навчання дорослих у вищих закладах освіти / М. Г. Гордієнко // Освіта дорослих як фактор розвитку дорослої людини в умовах сучасних соціальних змін: мат. Міжнародної наук.-практ. конф. – Черкаси, 21–23 березня 2012 р. – C. 50–53.

7. Проект Положення про післядипломну освіту у сфері вищої освіти України [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://old.mon.gov.ua/ua/pr-viddil/1312/ 1421144886/ 1428566485/.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  
Е. С. Грицюк  (скачать)
[in Ukrainian]

В статье рассматривается специфика организации самостоятельной работы студентов инженерно-технических специальностей. Профессиональная деятельность высококвалифицированного специалиста в инженерной области требует самостоятельности мышления, проведения всестороннего анализа явлений действительности, выделения в них важного и принятия на базе такого анализа эффективных инженерно-технических решений. Самостоятельная работа студентов в процессе изучения математики является важным видом учебной деятельности студентов. Организация самостоятельной работы студентов в процессе математической подготовки на основе профессиональной направленности с применением современных информационных технологий повышает уровень развития умственных операций, интеллектуальных умений, усвоения математических знаний, интегральных познавательных способностей. В целом это оказывает содействие активизации учебной деятельности и формированию математической культуры студентов. Самостоятельная работа в процессе обучения математике предоставляет широкие возможности для развития у будущих инженеров технического и логического мышления, умения разрешать сложные инженерные вопросы. Многогранность проблемы модернизации математической подготовки будущих инженеров предопределяет актуальность комплексного подхода к организации внеаудиторной работы. Целостность, систематичность, единая направленность является сквозной концепцией самостоятельного составного математического образования студентов инженерных специальностей.

Ключевые слова: самостоятельная работа, студенты инженерно-технических специальностей, дисциплины математического цикла.

 

1. Гусак Л. П. Професійна спрямованість навчання вищої математики студентів економічних спеціальностей: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти» / Л. П. Гусак ; Вінниц. держ. пед. ун-т ім. М. Коцюбинського. – Вінниця, 2007. – 20 с.

2. Кравчук О. М. Психолого-педагогічні аспекти організації самостійної роботи студентів математичного факультету / О. М. Кравчук // Наукові роботи Східноєвропейського національного університету імені Лесі Українки. – 2014. – Режим доступу: http://esnuir.eenu.edu.ua/bitstream/123456789/4214/1/afspektu.doc.

3. Падалко Н. Й. Формування професійних знань в майбутніх програмістів у процесі вивчення математичних дисциплін: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти» / Н. Й. Падалко ; Житомир. держ. ун-т ім. І. Франка. – Житомир, 2008. – 20 с.

4. Поясок Т. Б. Система застосування інформаційних технологій у професійній підготовці майбутніх економістів : монографія / Т. Б. Поясок. – Кременчук : ПП Щербатих О.В., 2009. – 348 с.

5. Королюк О. М. Модель диференціації самостійної роботи студентів у процесі вивчення математики в коледжах технічного профілю / О. М. Королюк // Вісник Житомирського держ. університету імені Івана Франка. – 2013. – Вип. 3 (69). – С. 108–112.

6. Стебльова К. К. Організація самостійної роботи студентів ВНЗ за допомогою засобів інформаційних технологій // К. К. Стебльова // Сборники научных работ НТУ «ХПИ» : Проблеми та перспективи формування національної гуманітарно-технічної еліти – Вестник НТУ «ХПИ», 2012. – № 30. – Харків : ХНУ, 2012 – С. 317–325.

 

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВВ.  
Т. В. Лутаева (скачать)
[in Ukrainian]

В статье на основе изучения историко-педагогических источников проанализированы особенности интеграции науки и образования в высшей медико-фармацевтической школе на примере Харьковского университета в XIX – начале ХХ вв. Акцентировано внимание на том, что интеграция науки и образования в Харьковском университете обусловлена идеей европейского классического университета, в которой отражались такие принципы организации как единство обучения наукам с научными исследованиями. Доказано, что интеграции науки и образования на медицинском и физико-математическом факультетах Харьковского университета способствовали: развитие организационно-правовой базы университетской жизни; привлечение к преподавательскому составу иностранных ученых и отечественных специалистов, которые прошли научную подготовку на Западе; создание и совершенствование учебно-вспомогательных учреждений; участие преподавателей в популяризации научных исследований; инициатива и деятельность преподавателей по организации научно-исследовательской работы студентов и ужесточение требований к контролю их научно-исследовательской работы; создание четкой системы стимулирования студентов к научным исследованиям; оживление деятельности научных обществ.

Ключевые слова: интеграция науки и образования, университет, ученый, научное общество, высшее медицинское и фармацевтическое образование.

 

1. Багалей Д. И. История г. Харькова за 250 лет существования (1655-1905). Ист. монография. В 2 т. – Т. 2 (ХІХ и нач. ХХ вв.) / Д. И. Багалей, Д. П. Миллер. – Х. : Тип.-лит. М. Зильберберга, 1912. – 973 с.

2. Бузескул В. П. Профессор М. М. Лунин, «Харьковский Грановский». К столетию Харьковского университета / В. П. Бузескул // Журнал Министерства народного просвещения. – 1905. – № 2. – С. 323–346.

3. Высочайше утвержденный «Общий устав императорских российских университетов от 18 июня 1863 г.» // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе. – Том 38 (1863). Отделение первое. – СПб. : Тип. 2-го отделения собственной Е. И. В. канцелярии, 1866. – 1073 с.

4. ДАХО. Ф. Р-5810 Матеріали приватного архіву В. Я. Данилевського. Оп 1, спр. 141.

5. Додонова Г. Наукова діяльність українських університетів / Г. Додонова // Мандрівець. – 2011. – № 4. – С. 25–29.

6. Извлечение из отчета о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1865 г. – Х. : Б.и, 1866. – 44 с.

7. Історія Національного фармацевтичного університету : люди, події, факти ; за заг. ред. В. П. Черниха. – Х. : Вид-во НФаУ : Золоті сторінки, 2005. – 624 с.

8. Каліман П. А. Розвиток біохімії на біологічному факультеті Харківського державного університету. Становлення нового напрямку – вікова фізіологія і біохімія / П. А. Каліман, А. А. Чернишенко // Український біохімічний журнал. – 2000. – Т. 2. – № 3 . – С. 152–158.

9. Карнаух Н. В. Профессорский институт в истории профессиональной педагогики России первой половины ХІХ века / Н. В. Карнаух // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 4. – C. 87-91 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : library.by/portalus/modules/pedagogics/readme.

10. Куліш С. М. Традиції та новації у процесі підготовки науково-педагогічних кадрів Харківського університету у ХІХ – на поч. ХХ ст. / С. М. Куліш. – Х. : ХНУ ім. В. Н. Каразіна, 2013. – 552 с.

11. Медицинский факультет Харьковского университета за первые 100 лет его существования (1805-1905) / Под. ред. проф. И. П. Скворцова и Д. И. Багалея. – Х. : Изд-во университета, 1905-1906. – 471 с.

12. Об избрании студентов из Университетов Московского, С.-Петербургского, Казанского и Харьковского для приготовления в профессоры // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. – Т. 2 : 1825-1855. – Ч. 1. – СПб., 1875. – Стб. 110.

13. Университетский устав (5 ноября 1804) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://letopis.msu.ru/documents/327

14. Фесько Ю. О. Історико-науковий аналіз науково-освітньої діяльності німецьких вчених Харківського університету у дореформенний період : автореф. дис. канд. іст. наук : 07.00.07 / Ю. О. Фесько ; Центр досліджень науково-технічного потенціалу та історії науки ім. Г. М. Добровап. – К. , 2008. – 20 с.

15. Физико-математический факультет Харьковского университета за первые сто лет его существования (1805-1905) ; под ред. И. П. Осипова, Д. И. Багалея. – Х. : Тип. фирмы «Адольф Дорре», 1908. – 625 с.

16. Чернишенко Г. О. Харківський національний університет як центр зародження та розвитку біохімічної науки в Україні : автореф. дис. канд. біол. наук : 03.00.23 / Г. О. Чернишенко. – К. , 2004. – 20 с.

17. Южный край. – 1899. – 11 апреля.

18. Яновський Л. Харківський університет на початку свого існування (1805-1820)/ Л. Яновський. – Х. : Майдан, 2004. – 508 с.

 

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ «ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ, ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ В ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ, УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТРОЙСТВ УЧЕТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ»  
Д. И. Родькин, А. П. Черный, С. С. Романенко  (скачать)
[in Ukrainian]

Рассмотрены результаты, достигнутые научным коллективом кафедры систем автоматического управления и электропривода Кременчугского национального университета имени Михаила Остроградского за последние 15 лет в области электромеханики, энергоресурсосбережения. Показаны этапы развития, и значительный рост кадрового и научного потенциала, который отражен в количестве публикаций в специализированных изданиях, проведенных конференциях, семинарах, выставках, защитах диссертаций и тому подобное. Это безусловно свидетельствует о верности выбранного направления работы, и является подтверждением устойчивого развития научной школы «Энергоресурсосбережение, диагностика и мониторинг в электромеханических системах, усовершенствование приборов учета электроэнергии».

Ключевые слова: научная школа, научный коллектив, показатели научной деятельности.

 

1. Зеленська Л. Д. Наукова школа: сутність та етапи становлення [Електронний ресурс]. – Режим доступу: www.rusnauka.com /10_NPE_2008/ Pedagogica/27756.doc.htm.

2. Родькін Д. Й. Історія створення та досвід роботи Кременчуцької школи електроприводчиків / Д. Й. Родькін, О. П. Чорний // Вісник Національного технічного університету «Харківський політехнічний  інститут». — Харків : НТУ «ХПІ», 2015. – Вип. 12 (1121). – С. 22–28.

 

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО И РЕАЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА  
И. В. Сальник  (скачать)
[in Ukrainian]

Одной из нерешённых проблем, связанной с реализацией требований стандартов физического образования к естественнонаучной грамотности выпускников, является проблема взаимосвязей эмпирического и теоретического методов исследования в процессе познавательной деятельности. Решение этой проблемы связано с усовершенствованием методов обучения, в частности, усвоение методов познания, развитие умений познавательной деятельности. Важная роль в этом процессе принадлежит учебному физическому эксперименту, современной тенденцией развития которого является использование ИКТ. Значительный методический, практический и мировоззренческий потенциал для решения проблемы взаимосвязи виртуального и реального эксперимента в обучении физике имеет раздел волновой оптики. С целью проверки разработанной нами модели системы учебного эксперимента было создано методическое и материально-техническое обеспечение её реализации. В статье рассматривается процесс формирования целостной системы физических знаний через реализацию новой модели системы учебного физического эксперимента старшей школы в процессе изучения волновой оптики.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, виртуальное и реальное, теоретическое знание, эмпирическое знание, учебный физический эксперимент, волновая оптика.

 

1. Величко С. П. Оптична міні-лава та інтегрований навчальний експеримент. Посібник для студентів фіз.-мат. фак-тів пед. вищих навч. закладів. Частина 1. /С. П. Величко, І. М. Гладкий, Д. О. Денисов, В. В. Неліпович, І. В. Сальник, Е. П. Сірик ; ред. С. П. Величка. – Кіровоград : РВВ КДПУ ім. В. Винниченка, 2008. – 148 с.

2. Ляшенко О. І. Взаємозв'язок теоретичного та емпіричного у навчанні фізики : дис. д-ра пед. наук: 13.00.04 ; 13.00.02 / О.І. Ляшенко – Академія педагогічних наук України. — К., 1996. – 442 с.

3. Майер Р. В. Проблема формирования системы эмпирических знаний по физике: автореф. дисс. доктора. пед. наук: спец. 13.00.02. – Санкт-Петербург, 1999. – 42 с.

4. Сальник І. В. Віртуальне та реальне у навчальному фізичному експерименті старшої школи: теоретичні основи: монографія. – Кіровоград, 2015 – 324 с.