Logo
Russian (CIS)

Содержание

Инженерные и образовательные технологии. Кременчуг : КрНУ, 2021. Т. 9. № 3. 73 с.
Домашняя страница журнала:
http://eetecs.kdu.edu.ua

Скачать выпуск

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗе: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Модель реализации персонализированного обучения студентов учреждения высшего образования  
Ткачук Г. В.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. В статье рассматривается вопрос организации персонализированного обучения студентов учреждения высшего образования с помощью проектирования педагогической модели обучения. Выяснено, что персонализированное обучение позволяет усовершенствовать образовательный процесс, построить образовательную траекторию обучения студента в соответствии с его индивидуальными образовательными потребностями, интересами, склонностями и способностями. В предлагаемой нами педагогической модели раскрывается структура и содержание персонализированного обучения высших учебных заведений, центральной фигурой которой является студент, его образовательные потребности, интересы и способности. Нами определены цель реализации персонализированного обучения, принципы и основные этапы, отражающие динамику его функционирования, а также педагогические условия эффективной реализации предлагаемой модели. Среди основных принципов, определяющих логику персонализированного обучения определен принцип сознания и активности студента, доступности и понятности содержания образования, гибкости и адекватности образовательного процесса, принцип последовательности и дозированности образовательного контента, социального участия участников образовательного процесса, контроля и самоконтроля. Реализацию модели целесообразно осуществлять поэтапно, которая включает процессы инициирования, диагностики и проектирования, интеграции. При этом последний этап происходит постоянно. В работе также определены педагогические условия, которые являются главным условием эффективности персонализированного обучения. В процессе реализации персонализированного обучения целесообразно придерживаться нормативно-содержательных, социально-психологических и организационно-педагогических условий обеспечения образовательного процесса. Разработка модели позволила выявить определенные характеристики персонализированного обучения. В частности, оно позволяет значительно повысить мотивацию к обучению, построить индивидуальную образовательную траекторию, адаптировать учебный процесс посредством взаимодействий студента и с помощью механизмов систем электронной среды.

Ключевые слова: персонализированное обучение, адаптивное обучение, модель обучения, педагогические условия, информационно-образовательная среда, учреждение высшего образования.

Библиографические ссылки

  1. Баранова О. В., Артюх В.О. Персоналізація навчання та новітні технології як відповідь на глобальні виклики сучасності. Научные труды SWorld. 2016. Вып. 45. Т. 5. С. 28-33.
  2. Дем’яненко В.М. Освітні сервіси персоналізованого навчання. Комп’ютер у школі та сім’ї. №5. 2017. С.19-22. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/144470807.pdf.
  3. Кухаренко В. М. Тьютор дистанційного та змішаного навчання : навч. посібник. Харків : Міленіум, 2019. 307 с. URL: http://repository.kpi.kharkov.ua/bitstream/KhPI-Press/42981/3/Book_2019_Kukharenko_Tiutor.pdf.
  4. Медведєва М. О. Дослідження передумов впровадження особистісно орієнтованого навчання теоретичних основ інформатики. Вісник Луганського національного університету імені Тараса Шевченка, 2010. № 1 (188). С. 173-185.
  5. Осадча К., Осадчий В., Спірін О., Круглик В. Реалізація індивідуалізації та персоналізації навчання засобами Moodle. Молодь і ринок. №1 (187). 2021. С.38-43. http://mir.dspu.edu.ua/article/view/228274/227419.
  6. Якубов С. Персоналізоване навчання в загальноосвітній школі: основні визначення та шлях до впровадження. Директор школи. 9 (117). 2016. С.59-72.
  7. Aeiad E., Meziane F. An adaptable and personalised E-learning system applied to computer science Programmes design. Education and Information Technologies. 24, 2019. 1485–1509. https://doi.org/10.1007/s10639-018-9836-x.
  8. Alamri H., Lowell V., Watson W., Watson S.L. Using personalized learning as an instructional approach to motivate learners in online higher education: Learner self-determination and intrinsic motivation. Journal of Research on Technology in Education, 52 (3), 2020. 322-352, DOI: 10.1080/15391523.2020.1728449.
  9. Atif Y., Benlamri R., Berri, J. Learning Objects Based Framework for Self-Adaptive Learning. Education and Information Technologies. 8, 2003. 345–368. https://doi.org/10.1023/B:EAIT.0000008676.64018.af.
  10. Benhamdi S., Babouri A., Chiky R. Personalized recommender system for e-Learning environment. Education and Information Technologies, 22, 2017. 1455–1477. https://doi.org/10.1007/s10639-016-9504-y.
  11. Bernacki, M. L., Walkington, C. The role of situational interest in personalized learning. Journal of Educational Psychology, 110(6). 2018. 864–881. https://doi.org/10.1037/edu0000250
  12. Bray B., McClaskey K. Make Learning Personal. The What, Who, WOW, Where, and Why. Corwin, 2015. 288 р.
  13. Campo M., Amandi A., Biset J.C. A software architecture perspective about Moodle flexibility for supporting empirical research of teaching theories. Education and Information Technologies. 26, 2021. 817–842. https://doi.org/10.1007/s10639-020-10291-4.
  14. DeMink-Carthew J., Netcoh S., Farber K. Exploring the Potential for Students to Develop Self-Awareness through Personalized Learning. The Journal of Educational Research. 113 (3), 2020. 165-176, DOI: 10.1080/00220671.2020.1764467.
  15. DeMink-Carthew J., Olofson M.W., LeGeros L., Netcoh S., Hennessey S. An Analysis of Approaches to Goal Setting in Middle Grades Personalized Learning Environments. Research in Middle Level Education Online. 40 (10), 2017. 1-11, DOI: 10.1080/19404476.2017.1392689.
  16. Drexler W.  The networked student model for construction of personal learning environments: Balancing teacher control and student autonomy. Australasian Journal of Educational Technology, 26(3). 2010. https://doi.org/10.14742/ajet.1081.
  17. Ellis G. Grand challenges for engineering. IEEE Engineering Management Review, 37(1), 2009. 3-3.
  18. Mintii I. Using Learning Content Management System Moodle in Kryvyi Rih State Pedagogical University educational process. CEUR Workshop Proceedings. 2020. 293-305. http://ceur-ws.org/Vol-2643/paper17.pdf.
  19. Murray M.C., Pérez J. Informing and Performing: A Study Comparing Adaptive Learning to Traditional Learning. Informing Science: The International Journal of an Emerging Transdiscipline. Volume 18. 2015. pp. 111-125. DOI: https://doi.org/10.28945/2165.
  20. Osadchyi V., Krasheninnik I., Spirin O., Koniukhov S., Diuzhykova T. Personalized and Adaptive ICT-Enhanced Learning: A Brief Review of Research from 2010 to 2019. CEUR Workshop Proceedings. 2020. 547-558. URL: http://ceur-ws.org/Vol-2732/20200559.pdf
  21. Puliaieva A., Kravtsova L., Zaytseva T. Formation of Personalized Learning Path for Foreign Students Based on the MOODLE E-Learning Platform Using SCORM-Package. CEUR Workshop Proceedings. 2020. 839-853. http://ceur-ws.org/Vol-2732/20201129.pdf
  22. Troussas C., Chrysafiadi K., Virvou M. Personalized tutoring through a stereotype student model incorporating a hybrid learning style instrument. Education and Information Technologies, 26. 2021. 2295–2307. https://doi.org/10.1007/s10639-020-10366-2.
  23. Walkington C., Bernacki M.L. Appraising research on personalized learning: Definitions, theoretical alignment, advancements, and future directions. Journal of Research on Technology in Education, 52 (3), 2020. 235-252. DOI: 10.1080/15391523.2020.1747757.

Академическая мобильность в Словакии: входные и выходные потоки миграции студентов  
Ключкович Т. В.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. В статье проанализирована современная ситуация с академической мобильностью студентов в Словацкой Республике в условиях образовательной интернационализации. Выяснены основные условия и инструменты реализации академической мобильности в Словакии. Академическая мобильность для всех участников образовательного процесса в современных условиях является важной составляющей интернационализации высшего образования. Определено, что реализация стратегии развития международной мобильности является одной из приоритетных задач национальной политики в Словацкой Республике. Академическая мобильность находит системную поддержку на уровне государственной политики Словакии. Для реализации академической мобильности созданы соответствующие условия на институциональном, национальном и общеевропейском уровнях. Наряду с преимуществами, интернационализация и мобильность формируют новые вызовы перед словацким обществом. В этой статье рассматриваются три аспекта потоков студенческой мобильности: выходная мобильность, входная мобильность и баланс мобильности. В Словакии существует проблема дисбаланса между входящей и исходящей формами мобильности. Эмпирически установлено, что Словакия относится к странам с сильными потоками выходной ступенчатой мобильности. В контексте европейской интеграции Словакии произошел рост количества студентов, участвующих в программах академической мобильности. Факторами, которые стимулируют выходную академическую мобильность словацких студентов, являются привлекательный имидж зарубежных университетов, качество обучения и образовательных услуг, лучшие возможности трудоустройства, различные стипендиальные программы, более низкий уровень расходов на обучение, социальная поддержка студентов и др. Такие факторы как язык, исторические связи, географическое расстояние, двусторонние отношения и политические рамки являются определяющими для студентов при выборе страны для обучения. Несмотря на очевидные преимущества международной мобильности, исследователи все чаще акцентируют внимание на проблеме «утечки мозгов» и потере интеллектуального потенциала. Проблема Словакии заключается в том, что студенты не возвращаются в родную страну после завершения обучения за рубежом. Академическая мобильность в Словакии стала одним из каналов миграции. В долгосрочной перспективе ослабляется потенциал образованного и высококвалифицированного населения, что может негативно сказаться на развитии общества в экономическом, культурном, научном и социальном аспектах. На основе анализа актуального состояния мобильности в Словакии сделан вывод, что система высшего образования страны характеризуется значительной степенью интернационализации.

Ключевые слова: Словакия, высшее образование, иностранные студенты, образовательная миграция, входная мобильность, выходная мобильность.

Библиографические ссылки

1.   Закон України «Про вищу освіту» від 01.07.2014 р. Відомості Верховної Ради. 2014. № 37-38. С. 2004. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1556-18#Text (дата звернення 02.08.2021).

2.   Інтернаціоналізація вищої освіти в Україні: методичні рекомендації / За ред. І. Степаненко. К.: ІВО НАПН України, 2016. 158 с.

3.   Ключкович Т. В. Інтеграція системи вищої педагогічної освіти Словацької Республіки у європейський освітній простір: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01; Дрогобиц. держ. пед. ун-т ім. Івана Франка. Дрогобич, 2017. 267 с.

4.   Bahna M. Slovenskí absolventi vysokoškolského štúdia v zahraničí: Únik mozgov, alebo otvárajúce sa mobilitné kanály na Slovensku? [Slovak graduates: Brain drain or opening mobility channels in Slovakia]. Working Papers in Sociology. 2015/1. S. 1–13. URL: http://www.sociologia.sav.sk/cms/uploaded/2179_attach_bahna_brain_drain_PT12015b.pdf (дата звернення 02.08.2021).

5.   Communiqué of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Leuven and Louvain-la-Neuve. 28-29 April 2009. URL: http://www.ehea.info/Upload/document/ministerial_declarations/ Leuven_Louvain_la_Neuve_ Communique_April_2009_595061.pdf (дата звернення 02.08.2021).

6.   Dlhodobý zámer vo vzdelávacej, výskumnej, vývojovej a ďalšej tvorivej činnosti pre oblasť vysokých škôl na roky 2016–2021. Ministerstvo školstva, vedy, výskumu a športu Slovenskej republiky. Číslo uznesenia: 507/2016. URL: https://rokovania.gov.sk/RVL/Resolution/16097/2 (дата звернення 02.08.2021).

7.   Hall R., Dráľ P., Fridrichová P., Lukáč S. Analýza zistení o stave školstva na Slovensku: To dá rozum. Bratislava: MESA10, 2019. 1127 s.

8.   Lipovská H., Fischer J. Brain Drain – Brain Gain: Slovak Students at Czech Universities. Journal in Efficiency and Responsibility in Education and Science. 2015. Vol. 8. No. 3. P. 54–59. https://doi.org/10.7160/eriesj.2015.080301 (дата звернення 02.08.2021).

9.   Mobility for better learning. Mobility strategy 2020 for the European Higher Education Area (EHEA). Bucharest, 2012. URL: http://www.ehea.info/media.ehea.info/file/2012_Bucharest/39/2/2012_EHEA_Mobility_Strategy_606392.pdf (дата звернення 02.08.2021).

10.  Nagyová А. Mobility vysokoškolských študentov v kontexte skvalitňovania vzdelávacieho systému vysokého školstva. Národný projekt „Vysoké školy ako motory rozvoja vedomostnej spoločnosti“. 13 s. URL: https://vysokoskolacidopraxe.cvtisr.sk/files/nagyova_mobility.pdf (дата звернення 02.08.2021).

11.  OECD. Education at a Glance 2020: OECD Indicators. Paris: OECD Publishing. 473 р.

12.  Programové vyhlásenie vlády Slovenskej republiky na obdobie rokov 2020–2024. URL: https://rokovania.gov.sk/RVL/Material/24756/1 (дата звернення 02.08.2021).

13.  Rome Ministerial Communue. 19 November 2020. URL: http://www.ehea.info/Upload/Rome_Ministerial_Communique.pdf (дата звернення 02.08.2021).

14.  Silles M., Abbott A. Determinants of International Student Migration. The World Economy. 2016. Vol. 39. Issue 5. P. 621–635. http://dx.doi.org/10.1111/twec.12319

15.  Centrum vedecko-technických informácií SR. URL: https://www.cvtisr.sk/ (дата звернення 02.08.2021).

16.  Teichler U. Academic Mobility and Migration: What We Know and What We Do Not Know. European Review. 2015. Vol. 23. No. S1. P. 6–37. https://doi.org/10.1017/S1062798714000787

17.  Teichler U. Internationalisation of Higher Education: European Experiences. Asia Pacific Education Review. 2009. Vol. 10 (1). P. 93–106. https://doi.org/10.1007/s12564-009-9002-7

18.  The European Higher Education Area in 2020: Bologna Process Implementation Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020. 201 р.

19.  The Migrant Integration Policy Index. URL: https://www.mipex.eu/slovakia (дата звернення 02.08.2021).

 

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные закономерности и принципы иноязычного образования будущих специалистов по международным отношениям в процессе профессиональной подготовки  
Василишина Н. М.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. Актуальность данного исследования заключается в том, что в Украине иноязычная образование приобретает особый статус, который аргументируется тем, что через язык создается эффективная основа для международного и межкультурного взаимопонимания. Впрочем проблема реализации межкультурной иноязычного образования в учреждениях высшего образования требует дальнейшего всестороннего анализа и решения. Об этом свидетельствует анализ межкультурной иноязычного образования в трудах отечественных и зарубежных ученых, который продемонстрировал многочисленные взгляды и научные достижения по успешной реализации иноязычного образования в Украине. Изучение иностранных языков в учреждениях высшего образования Украины является несомненным положительным признаком учебных планов и программ, исходя из признания, что изучение языков наряду со значительным практическим, образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом является необходимым условием образования современного специалиста по международным отношениям. С другой стороны, сегодня это является насущной необходимостью и с точки зрения избранное социально-экономического вектора развития нашего государства, поскольку реализация концепции «изучение языков в течение жизни» невозможна без тщательного изучения языков будущими специалистами международных отношений. Проведенное исследование позволяет определить ведущие закономерности и принципы иноязычного образования в европейском пространстве высшего образования. В ходе исследования было выяснено, что иноязычная образование специалистов международных отношений строится на закономерностях и общедидактических принципах, отражающих основные подходы к организации обучения, а именно: развивающего и воспитательного характера обучения; научности; систематичности и последовательности; доступности; связи теории с практикой; индивидуализации. В рамках исследования был сделан вывод, что открытый европейское пространство образования освещает значительные перспективы, одновременно требуя приложения усилий по устранению барьеров и обновление систем преподавания и обучения иностранным языкам в учреждениях высшего образования. Формирования единого европейского культурно-экономического пространства актуализирует создание параметров «европейскости» современной украинской науки, культуры и образования..

Ключевые слова: иноязычная образование, закономерности, принципы, профессиональная подготовка, специалисты международных отношений.

Библиографические ссылки

1. Антонюк Н. М. Вивчення іноземних мов в контексті гуманістичної освіти. Вісник Академії адвокатури України. 2009. №1.  С. 228–233.

2. Безкоровайна О. В. Актуальні аспекти комунікативної компетенції студентів ВНЗ. Наукові записки [Національного університету "Острозька академія"]. Сер.: Філологічна.  2012.  №25. С. 142–145.

3. Ігнатюк О. А. Особливості підготовки сучасних фахівців у системі вищої професійної освіти США. Теорія і практика управління соціальними системами. 2011. №1. С. 55–64.

4. Іщенко О. Вивчення англійської мови в умовах вступу України у європейський освітній простір. Вісник Львівського університету. 2009.  №25. С. 353–357.

5. Ніколаєва Ж. В. Навчання іноземних мов у ВНЗ у контексті Загальноєвропейських Рекомендацій з мовної освіти. Наукові праці. Педагогічні науки. 2004.  №29.  С. 127–130.

6. Полікарпова Ю. О. Традиції та інновації у викладанні іноземних мов в умовах інтеграції України до світової спільноти. 2004. URL: http://www.academia.edu/2079153/ (дата звернення 10.08.2021).

7. Рудницька Т. Г. Інноваційні методи навчання іноземних мов у вищій школі в контексті гуманістичної спрямованості навчального процесу. Гуманізм та освіта. 2008. URL: http://conf.vntu.edu.ua/humed/2008/txt/Rudnizka.php (дата звернення 10.08.2021).

8. Common European framework of reference for languages: learning, teaching, assessment. Language Policy Unit, Strasbourg. URL: https://www.coe.int/t/dg4/linguistic/Source/Framework_EN.pdf (дата звернення 10.08.2021).

9. Moodie G. Identifying Vocational Education and Training. Journal of Vocational Education and Training. 2002. Vol. 54. № 2. P. 266 – 289.

10. Common European framework of reference for languages: learning, teaching, assessment [Електронний ресурс]. Language Policy Unit, Strasbourg. Режим доступу: https://www.coe.int/t/dg4/linguistic/Source/Framework_EN.pdf .

11. Douglas H. Teaching Principles, An Interactive Approach to Language Pedagogy, Third Edition. 2007. P.569. [in English]

12. Harasim L., Hiltz S., Tells L., Turoff M. Learning Networks: a Field Guide to Teaching and Learning on line. Cambridge MA: MIT Press. 1995. 145 p. [in English]

13. Humboldt  W. Language and cultural philosophy. M: Progress.  1985. 450 p. [in English]

14. Henning J. The Art of Discussion-Based Teaching: Opening Up Conversation in the Classroom. New York: Routledge. 2008. P. 56 – 78  [in English]

15. Hughes R. Teaching and Researching: Speaking (Applied Linguistics in Action). 2nd ed. Pearson Education Limited. 2011. 197 p. [in English]

16. Littlewood W. Communicative Language Teaching. Cambridge: CUP. 1991. P. 34 – 56.

17. Moodie G. Identifying Vocational Education and Training. Journal of Vocational Education and Training. 2002. Vol. 54. № 2. P. 266 – 289.

18. Vasylyshyna N. M.  English in Context. K.: PRINT LINE, 2014. 196 p.

19. Yıldırım A. A Qualitative Assessment of the Curriculum Development Process at Secondary Vocational Schools in Turkey. Journal of Career and Technical Education. 2001. №1. С. 57 – 59.

20. Zagonari, E. (2009). Balancing tourism education and training: International Journal of Hospitality Management. International Journal of Hospitality Management. №28. С. 2 – 9.

ИННОВАЦИИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Разработка методики оценки эффективности подразделений учреждения высшего образования   
Шевченко И. В., Семенова А. Д., Истомина Н. Н., Шаронова Н. В.  (скачать)
[in Ukrainian]

Аннотация. В результате обзора научной литературы, изучения нормативно-правовой базы, анализа социально-экономических условий, современной практики управления высшими учебными заведениями, было обнаружено противоречие между высокими требованиями к управлению учреждением высшего образования и отсутствием критериев оценки его результативности на основе инновационных технологий. Решить это противоречие можно путем разработки соответствующих моделей и методик оценки эффективности работы. При этом методика должна опираться на результаты работы базовой структурной единицы учреждения высшего образования, то есть кафедры. Целью работы является повышение информативности оценки эффективности работы подразделений высших учебных заведений путем определения комплексных показателей деятельности через методику распределения государственного финансирования. Методика основывается на принципах финансирования учреждений высшего образования, введенную Кабинетом министров Украины. Для создания методики оценки качества функционирования учреждения высшего образования были рассмотрены комплексы критериев оценки качества образования, качества научной и международной деятельности и финансовой деятельности. Разработанная методика позволяет определить комплексные показатели деятельности через методику распределения государственного финансирования, которая оперирует такими данными: показатель расчетного контингента соискателей высшего образования; показатели средних конкурсных баллов поступающих на обучение на бакалаврские и магистерские уровни; показатель масштаба деятельности учреждения высшего образования; показатели кадрового состава научно-педагогических работников; показатель объема денежных поступлений от научных работ; показатели студентов-призеров конкурсов студенческих научных работ и олимпиад; показатель количества публикаций и цитирований согласно наукометрическими базами Scopus и Web of Science, то есть международного признания сотрудников учреждения высшего образования. Сформулированная методика может применяться администрацией учреждения высшего образования для расчета возможного финансирования на следующий год, определения объемов финансирования своих подразделений и тому подобного.

Ключевые слова: учреждения высшего образования, государственное финансирование, эффективность работы, оценка работы кафедр.

Библиографические ссылки

  1. Єльникова Г. В. Наукові основи розвитку управління загальною середньою освітою в регіоні. ДАККО: 1999, 303 с.
  2. Кремень В. Г. Освіта і наука України: шляхи модернізації (факти, роздуми, перспективи). Грамота: 2003, 216 с.
  3. Даниленко Л. І. Менеджмент інновацій в освіті. Шк. світ: 2007, 120 с.
  4. Маслов В. І. Наукові основи та функції процесу управління загальноосвітніми навчальними закладами. Астон: 2007, 150 с.
  5. Пікельна В. С. Управління вищою школою. Основа: 2004, 112 с.
  6. Ващенко Л. Л. О выборе наменклатуры показателей качества средств измерений методом оптимизаций. Астон: 2018, 123с.
  7. Лукіна Т. О. Державне управління якістю загальної середньої освіти в Україні. ПРИП УКРАЇНИ: 2006, 270 с.
  8. Сорочан Т. М. Розвиток професіоналізму управлінської діяльності керівників загальноосвітніх навчальних закладів у системі післядипломної педагогічної освіти. Луганськ 478: 2005, 435с.
  9. Ніколаєнко С. М. Стратегія розвитку освіти України: початок ХХІ століття. Знання: 2006, 253с.

10.  Сидоров В. П. Основы научных исследований. Директ-Медиа: 2016, 167с.

11.  Поташник М. М. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие. Педагогическое общество России: 2000, 448 с.

12.  Островерхова Н. Є. Управління професійно-технічним навчальним закладом на засадах інноваційних технологій.  Київ: 2012, 285 с.

13.  Сазоненко Г. С. Управління освітою. Київ: 2015, 185 с.

14.  Конаржевський Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. Педагог: 1986, 144 с.

15.  Саати Т. Л.  Принятие решений при зависимостях и обратных связях. Аналитические сети.  Ленанд: 2015, 360 с.

16.  Курило В. С. Моделювання системи критеріїв оцінки розвитку освіти в регіоні. Львів: 1999, 139с.

17.  Низков А. А. О критериях оценки знаний, умений и навыков студентов. Проблемы высшей школы. Москва: 1980, 341 с.

18.  Джеффри Д. У. Реляционные базы данных от А до Я. Наука: 2003, 143 с.

19.  Котеров Д. А. Технологія розробки програмних продуктів. Символ – Плюс: 2005, 1120 с.

20.  Резников Б. А. Системный анализ и методы системотехники. Часть 1. Методология системных исследований. Моделирование сложных систем: монография. СССР: 1990, 522 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Влияние высшего музыкального образования на умение справиться со стрессом во время COVID-19   
Наливайко А. А., Лихошвай К. Ю.  (скачать)
[in English]

Аннотация. Статья посвящена исследованию того, есть ли у студентов со специальным музыкальным образованием преимущества в преодолении стресса по сравнению со студентами других специальностей в период пандемии. Основная цель - изучение отношения студентов-музыкантов к преодолению стрессовых ситуаций, вызванных COVID-19, в процессе обучения. Задачи исследования: современное состояние музыкального образования в контексте вынужденного дистанционного обучения; влияние вынужденного дистанционного обучения на стресс у студентов музыкальных и не музыкальных специальностей; анализ навыков преодоления стресса и влияния на них музыкального образования; рекомендации по совершенствованию психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. В исследовании приняли участие 160 респондентов, из них 80 студентов музыкантов и 80 студентов других специальностей, не относящихся к изучению музыкального искусства. Для сбора информации и данных участников исследования попросили заполнить Google форму. Результаты исследования показывают, что онлайн-обучение требует очень много времени и что потеря удовлетворительного баланса между работой и личной жизнью вызывает стресс. Но студенты стали более организованными в управлении своей деятельностью. Интернет-платформы оказались полезными для обмена материалами, общения, обмена информацией и контентом, а также для отслеживания всей проделанной работы. Таким образом, прослеживается тенденция к более легкой переносимости стресса музыкантами, хотя наше исследование показало, что с небольшим отрывом в 80,6% люди без музыкального образования считают себя счастливее на 82%. Это также подтверждается тем фактом, что люди, не являющиеся музыкантами, более оптимистично смотрят на свое будущее согласно результатам, полученным по шкале безнадежности Бека, где 2 единицы предназначены для музыкантов, а 1 - для не музыкантов. Эти результаты показывают, что безнадежность не выявлена, и студенты с оптимизмом смотрят в будущее. В контексте преодоления стресса для студентов даны рекомендации. В заключение следует отметить, что на основе полученной информации и собственного опыта существует множество способов получить пользу от онлайн- и офлайн-форм обучения как для музыкантов, так и для не музыкантов..

Ключевые слова: стресс, вынужденное дистанционное обучение, COVID-19, образование, высшее образование, преодоления стресса.

References

  1. Bardus, I., Herasymenko, Y., Nalyvaiko, O., Rozumna, T., Vaseiko, Y., & Pozdniakova, V. (2021). Organization of Foreign Languages Blended Learning in COVID-19 Conditions by Means of Mobile Applications. Revista Romaneasca Pentru Educatie Multidimensionala, 13(2), 268-287. https://doi.org/10.18662/rrem/13.2/421
  2. Beck A.T, Weissman A., Lester D., Trexler L.  (1974). Measurement of pessimism: The hopelessness scale // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 42 (6), 861 -865.
  3. Biasutti, M., Antonini Philippe, R., & Schiavio, A. (2021). Assessing teachers’ perspectives on giving music lessons remotely during the COVID-19 lockdown period. Musicae Scientiae. https://doi.org/10.1177/1029864921996033
  4. Cayari, C. (2018). Connecting Music Education and Virtual Performance Practices from YouTube. Music Education Research, 20 (3), 360-376. doi:10.1080/14613808.2017.1383374).
  5. Cheng L.  & Lam C. Y.  (2021) The worst is yet to come: the psychological impact of COVID-19 on Hong Kong music teachers, Music Education Research, 23(2), 211-224, DOI: 10.1080/14613808.2021.1906215
  6. David A. Camlin & Tania Lisboa (2021) The digital ‘turn’ in music education (editorial). Music Education Research, 23(2), 129-138, DOI: 10.1080/14613808.2021.1908792.
  7. De Witte, M, Spruit A., Van Hooren S., Moonen X. & Stams G.-J. (2020) Effects of music interventions on stress-related outcomes: a systematic review and two meta-analyses. Health Psychology Review, 14(2), 294-324, DOI: 10.1080/17437199.2019.1627897
  8. Huhtinen-Hildén and Pitt 2018.Huhtinen-Hildén, L., and J. Pitt. (2018). Taking a Learner-Centred Approach to Music Education: Pedagogical Pathways. 1st ed. Abingdon / New York: Routledge.
  9. Komolov, O. (2020). Deglobalization and the “Great Stagnation. International Critical Thought, 10(3), 424-439 https://doi.org/10.1080/21598282.2020.1846582
  10. Matselyukh, O. (2019). Fundamentals of organization and trends of academic professional music education in the Ukraine. E-Pedagogium, 19(2), 32-43 DOI: 10.5507/epd.2019.013
  11. Nalyvaiko, O, Lykhoshvai, K. (2021). Quality of Professional Psychologist Training in Online Space. Educational Challenges, 26(2), 43-55.
  12. Nalyvaiko, O.,   Vakulenko, A. &  Zemlin, U (2020). Features of forced quarantine distance learning. Scientific Notes of the Pedagogical Department, (47), 78-87. https://doi.org/10.26565/2074-8167-2020-47-09
  13. Nalyvaiko, O., Khomenko, A., Vereshchak, D., & Poliakov, D. (2021). Comparative Analysis of Distance Learning Systems in the United Arab Emirates and the United States of America. Educational Challenges, 26(1), 74-85. https://doi.org/10.34142/2709-7986.2021.26.1.07
  14. Nogaj, A. A. (2020). Emotional Intelligence and Strategies for Coping With Stress Among Music School Students in the Context of Visual Art and General Education Students. Journal of Research in Music Education, 68(1), 78–96. https://doi.org/10.1177/0022429420901513
  15. Ostapenko, L., Narozhna, N., & Sinelnikova, V. (2020). Ways of renewal and modernization of art education in Ukraine. Image of the Modern Pedagogue, 3(192), 60–64. https://doi.org/10.33272/2522-9729-2020-3-60-64
  16. Oxford Happiness Inventory. (2021) https://psycabi.net/testy/1076-obnovlennyj-oksfordskij-oprosnik-schastya-ohi-oxford-happiness-inventory-i-pervonachalnyj-variant-metodiki-testy-dlya-diagnostiki-urovnya-schastya
  17. Pakpour, A. H., M. D. Griffiths, and C. Y. Lin. (2020). Assessing Psychological Response to the COVID-19: The Fear of COVID-19 Scale and the COVID Stress Scales. International Journal of Mental Health and Addiction. doi:10.1007/s11469-020-00334-9.
  18. Payne, P. D., Lewis, W., & McCaskill, F. (2020). Looking Within: An Investigation of Music Education Majors and Mental Health. Journal of Music Teacher Education, 29(3), 50–61. https://doi.org/10.1177/1057083720927748
  19. Schiavio, A., Maes, P.-J., & van der Schyff, D. (2021). The Dynamics of Musical Participation. Musicae Scientiae. https://doi.org/10.1177/1029864920988319
  20. Tarkovska,  D. et al., 2020. Study of the Music Market of Ukraine and Its Prospects in the International Economy https://issuu.com/soundbuzz/docs/study_of_the_music_market_of_ukraine_and_its_prosp
  21. Thoma, M.V., La Marca, R., Brönnimann, R., Finkel, L., Ehlert, U., Nater, U.M. (2013) The Effect of Music on the Human Stress Response. PLoS ONE, 8(8), e70156. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0070156
  22. Thompson, W. F. (2009). Music, thought, and feeling. New York: Oxford University Press.
  23. Thornton, L. (2020). Music Education at a Distance. Journal of Music Teacher Education, 29(3), 3-6. https://doi.org/10.1177/1057083720928615
  24. Yehuda, N. (2011). Music and stress. Journal of Adult Development, 18(2), 85-94.

 



Яндекс.Метрика